Для того, чтобы противостоять незаконным действиям со стороны работников полиции, владельцы охотничьего оружия обязательно должны быть осведомлены о своих конституционных правах, основных положениях законодательства, регулирующих привлечение граждан к административной и уголовной ответственности за незаконную охоту, порядке оформления протоколов о нарушении правил охоты – обладать, так сказать, необходимым правовым минимумом.
Остановимся на административной ответственности за нарушение правил охоты.
В соответствии со ст. 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях изъятие охотничьего оружия допускается в случае, если оно является орудием совершения или предметом административного правонарушения.
Об изъятии оружия составляется отдельный протокол в присутствии двух понятых. Копия протокола обязательно вручается лицу, у которого изъято оружие.
В протоколе должны быть указаны тип, марка, модель, калибр, серия, номер и иные идентификационные признаки оружия, вид и количество боеприпасов.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника.
Гражданин вправе представить свои объяснения и замечания по протоколу и мотивы отказа от его подписания на отдельном листе.
Протокол об административном правонарушении – это основной документ, фиксирующий факты нарушения правил охоты, подтверждающий правомерность изъятия охотничьих ружей и служащий основанием для возбуждения и рассмотрения административного дела.
Вот почему важно в объяснении и замечаниях на протокол привести доказательства, которые подтверждали бы невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и, по возможности, указать свидетелей, которые могли бы свидетельствовать в пользу последнего.
Следует также помнить, что в административном законодательстве существует принцип презумпции невиновности, характеризующийся следующими моментами:
– лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
– лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело;
– лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При составлении протокола ни в коем случае не следует оказывать сопротивление, допускать угрозы и оскорбления в адрес должностных лиц.
Кроме того, изъятие охотничьего оружия осуществляется органами внутренних дел в случаях:
– отсутствия лицензии на приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение оружия;
– аннулирования указанных лицензий и разрешений;
– нарушения гражданами установленных правил передачи, приобретения, коллекционирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия;
– выявления самодельных или переделанных владельцами оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками;
– смерти собственника охотничьего оружия до решения вопроса о наследовании имущества.
Сотрудники, в функциональные обязанности которых входит контроль за оборотом оружия, осуществляют проверку мест хранения оружия и патронов.
При выявлении нарушений даются обязательные для исполнения письменные предписания об их устранении с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены гражданами.
Данные предписания излагаются в рапортах о проверке условий хранения оружия, имеющегося у граждан.
При выявлении ситуаций, когда не обеспечивается сохранность оружия, последнее изымается и передается на ответственное хранение силовым структурам.