Начнем с драконовских мер по отношению к охотникам в части использования охотничьего оружия.
Разрешение на хранение и ношение оружия выдают государственные уполномоченные органы в лице отделов ЛРР МВД, а теперь Росгврадии.
Есть охотбилет.
Есть путевка или разрешение на охоту.
Есть разрешение от Росгвардии на хранение и ношение оружия, но — странная вещь!
Сделать выстрел это разрешение не дает.
С хранением все понятно. Но вот с «ношением» все гораздо сложнее. Словарь С.И. Ожегова такого слова не «знает», приравнивает существительное «ношение» к глаголу «носить», что в свою очередь «обозначает действие, совершающееся не в одно время».
Упоминается словосочетание «ношение оружия». Но термин «ношение», на мой взгляд, не подразумевает возможность использования или практического применения того, что ты носишь. Очевидное? Но вместе с тем и невероятное!
Ты можешь носить оружие, но стрелять из него фактически не имеешь права, однако несмотря на это, стреляешь. А если имеешь право хранить и носить оружие, то и право на стрельбу, соответственно, у тебя никто не может отнять. И стрелять априори ты можешь там, где хочешь?
И в этом случае уже никакие подзаконные акты ограничить твое право на стрельбу уже не могут, раз у тебя есть разрешение, выданное уполномоченным государственным органом!
Возможно, это новый процесс коммерциализации контроля охотничьей деятельности или принудительные меры по сокращению численности собственников оружия.
Как ни странно, но инициаторами запрета пристрелки охотничьего оружия в местах охоты стали разъяснения 2017–2018 г. сотрудников ЛРР Росгвардии РФ, то есть должностных лиц, которые и выдают разрешения на оружие. Странно, но факт.
В своем письме от 14.11.2018 №3/180000094299 заместитель начальника Управления ЛРР Росгвардии ссылается на то, что понятие «охота» «не включает в себя процесс пристрелки охотничьего оружия и поэтому не может осуществляться на территории охотничьего угодья».
Однако вопросы охоты относятся к компетенции Министерства природных ресурсов РФ. Отсюда следует, что любые разъяснения Росгвардии, тем более по вопросам охоты, заведомо незаконны и не имеют юридического значения.
Трудно понять логику письма, Законо-дательное определение «Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой» (пункт 5 ст.1 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…») не включает в себя процесс пристрелки охотничьего оружия, поэтому пристрелка не может осуществляться на территории охотничьего угодья.
Сама пристрелка «является одним из видов тренировочных занятий». Данное определение не может не вызывать удивления, потому что прежде чем тренироваться, оружие необходимо проверить на качество стрельбы, затем пристрелять его с прицелом на необходимые дистанции и только после этого можно тренироваться.
Ссылка на п.62.1 Правил оборота гражданского и служебного оружия (Пост. № 814 Правительства РФ) вполне обоснована, но неприменима к пристрелке. Тренируются спортсмены, стендовики-пулевики, пятиборцы, биатлонисты и другие. К пристрелке оружия тренировки не имеют никакого отношения.
В очередной раз хочется обратиться к «Типовым правилам по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием… на территории РСФСР» от 05.05.1983 г. Там дано определение пристрелки и четко указано, что «пристрелка охотничьего оружия должна производиться в местах, специально отведенных для этой цели, либо в организованном порядке в местах с естественным ограждением (овраги, рвы, и т.п.) или в отдельных случаях в местах, хорошо просматриваемых на всю дистанцию полета снаряда».
Так почему же у нас в очередной тысячный раз откровенно игнорируют предыдущий опыт специалистов? Разрушается все до основания, а вместо нового создается убогое подобие актов, не отражающих объективных процессов в обществе. Все было изобретено ранее.
Так почему кому-то надо вставить пятое колесо в телегу, которая была на ходу? Не для того ли, чтобы оказать лишнее давление на категорию граждан, носящих гордое имя охотника?
Инициаторы бумажных перемен в традициях и обычаях, очевидно, забыли многие исторические реалии.
Гражданский кодекс РФ определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными предъявляемыми требованиями.
Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в определенном обществе или социальной группе правило поведения, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет.
Следует задать самим себе некоторые важные вопросы. Например, кого считали лучшими снайперами во время Великой Отечественной войны? Правильно, охотников. Это они выводили из строя целые вражеские подразделения. А были ли в то время у них специальные места для пристрелки оружия?
Их и сейчас-то нет на большей части Сибири, Дальнего Востока, Приморья. А где малые народы Севера сейчас пристреливают свое оружие, от которого зависит их выживание в суровых условиях?
Оружие пристреливалось в лесах, оврагах, болотах и в дореволюционной России, и в Советском Союзе. И что-то не было слышно о каких-то проблемах с этим. То есть у нас, как говорится, все было. И было все логически и юридически обосновано.
Еще вопрос: зачем же это все нужно было ломать?
Даже не забираясь в сибирскую глушь, можно точно сказать, что в России на данный момент созданы условия для пристрелки оружия только в тирах. А сколько таких тиров для пристрелки оружия в каждом городе, населенном пункте?
В классической охотничьей литературе авторами не раз указывалось на необходимость учитывать исторически сложившиеся обычаи местного населения.
Естественно, что «охотничьи угодья» — это место для проведения охоты. Соответственно, это место, где, согласно правилам охоты, разрешена стрельба из огнестрельного охотничьего оружия. Охотник промазал по зверю. Это тоже можно отнести к пристрелке по логике тех, кто ставит пристрелку вне закона, кроме пристрелки в тире?
Во времена СССР вопросы охоты контролировались государством. Приведем некоторые примеры советских нормативно-правовых актов, которые определяли непосредственную связь охоты и пристрелки.
Приказом № 66 Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР были утверждены типовые правила охоты в РСФСР от 1 марта 1974 г. Этими правилами на всей территории РСФСР запрещалось хождение с заряженным оружием и стрельба в населенных пунктах, стрельба на охоте по невидимой или неясно видимой цели, на шум и шорох, стрельба ниже роста человека в зарослях, стрельба по дичи из гладкоствольных ружей далее 35 м, пользование ружьем в нетрезвом состоянии...
Примечание к п.5 допускало пристрелку: «Пристрелка охотничьих ружей производится на специально оборудованных стрельбищах. Там, где таких стрельбищ нет, пристрелка ружей может производиться в местах с естественным ограждением, исключающим несчастные случаи (овраги, рвы и т.д.), вдали от населенных пунктов, с выставлением сторожевого охранения.
Пристрелка ружей вне специальных стрельбищ в запрещенное для охоты время не допускается». Иными словами, пристрелка производилась как на стрельбищах, так и вне таковых. Стрельбища могли быть созданы как в охотничьих угодьях, так и за их пределами.
Приказом № 1 Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 г. были утверждены новые типовые правила охоты в РСФСР, которые разрешают пристрелку и в охотничьих угодьях:
«Пристрелка охотничьего оружия производится на специально оборудованных стрельбищах или площадках. В охотничьих угодьях пристрелка разрешается только в период охоты при наличии у охотника документов на право охоты или специального разрешения органов Госохотнадзора. При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку или животному».
К великому сожалению охотников, сегодня эти логически обоснованные Правила 1988 года отменены.
Приказом № 512 Минприроды России от 16 ноября 2010 года вновь утверждаются Правила охоты, но они не имеют конкретной ссылки или определения пристрелки охотничьего оружия.
И в то же время в п.16 раздела I «Общие положения» приведен перечень запрещений при осуществлении охоты, а п.п. 53 (53.1-53.7) раздела VIII «Ограничения охоты» не запрещают производить пристрелку охотничьего оружия в охотничьих угодьях во время охоты.
По состоянию на сегодняшний день пристрелка охотничьего оружия на охоте не запрещена действующим законодательством, а официально предусмотрена и разрешена «Типовыми правилами по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием и проведении охот с применением охотничьего огнестрельного оружия на территории РСФСР».
Соответственно информация разъяснительных писем по вопросу незаконности пристрелки охотничьего оружия в охотничьих угодьях не соответствует действующему законодательству, обычаям и устоям России.
Согласно самому знаменитому и известному приказу от 12 апреля 1999 г. № 288 МВД РФ (подп. е пункта 130; подп. г пункта 133; подп. з пункта 189; Приложение № 39), регулировавшему наш вопрос с 1999 г. по 2012 г.;
– административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов, утвержденному приказом МВД России от 11.05.2012 № 501, приложение 4.1. (действовавшему с 2012 г. по 2019 г.);
– Приказу МВД России от 30.12.2014 № 1149 (ред. от 21.07.2018) «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» (акт списания патронов к гражданскому и служебному оружию);
– административному регламенту Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов», утвержденному Приказом Росгвардии от 27.02.2019 № 63, Приложение № 5, действующим с 2019 г. по настоящее время, было предусмотрено и предусмотрено сейчас семь видов стрельб: учебные стрельбы, тренировочные стрельбы, контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, проверка боя оружия и его пристрелка, стрелковые соревнования, выполнение служебных задач.
Инструкцией о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки боевого ручного стрелкового оружия, а также охотничьего огнестрельного оружия, используемого в качестве служебного, и специальных средств, утвержденной приказом Минсельхоза России от 25.02.2013 № 119, предусмотрено шесть видов стрельб: учебные стрельбы, ученья, контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, пристрелка оружия, проверка боя оружия, выполнение служебных задач в отделах территориальных органов Росрыболовства (п.2.15 Инструкции).
Инструкция имеет многочисленные ссылки на приказ № 288 МВД РФ, т.е. фактически принята к исполнению приказа № 288 МВД РФ.
Интересно и видение вопроса глазами Рослесхоза РФ, отраженное Приказом от 17.06.1996 г. № 98. Главой 7 указанной инструкции предусматривалось проведение пристрелки нарезного оружия и проведение тренировочных стрельб. При этом тренировочные стрельбы проводились из оружия, прошедшего проверку технического состояния и пристрелку.
Следовательно, информация разъяснительных писем по вопросу отнесения пристрелки охотничьего оружия к учебно-тренировочной стрельбе опять же противоречит нормам Главы XII и, соответственно, п.п.62 и 62 (1) Постановления № 814 «Охота отдельно, учебная и тренировочная стрельба отдельно».
Утверждение, что пристрелка охотничьего оружия регулируется п. 62 (1) Постановления № 814 и может производиться только на стрелковых объектах, противоречит как самому п.62 (1) (он не регулирует вопросы использования охотничьего оружия), так и подп. г) пункта 62 и всему п.62 Постановления № 814, разрешающему использование охотничьего оружия на охоте.
Следует задаться вопросом, а имеет ли рядовой охотник возможность пристрелять оружие, в том числе нарезное, на дистанции от 100 до хотя бы 300 метров, не выезжая за пределы своего населенного пункта. По опросам моих знакомых охотников из разных городов и областей такой возможности у них практически нет.
Приведу пример. В моем родном Владимире и во Владимирской области в советские времена было около 17 000 охотников и два крытых тира на 50 метров. Один принадлежал ДОСААФ, другой «Динамо».
Досаафовский в наши доблестные времена продали или отдали. Подо что? Правильно, под коммерческие объекты. А в этом тире, между прочим, нас учили со школьной поры обращаться с мелкокалиберной винтовкой и стрелять из нее. Было у нас еще открытое стрельбище областного общества охотников, расположенное в отработанном песчаном карьере.
Там мы могли пристрелять нарезное оружие на дистанцию хотя бы 100 метров. Пришел, получил станок военного образца — действуй! Нужна помощь? Грамотный инструктор поможет. Но с моим опытом обращения с оружием необходимости в помощи не было.
Пристрелял я не один карабин, да еще с несколькими оптическими прицелами, и ни одного несчастного случая за все время с 80-х годов прошлого столетия на стрельбище не было. Никаких проблем до поры…
Устав ВС СССР и РФ, как говорится, написан кровью, то есть последующие поколения учитывали опыт предыдущих и писали положения Устава, чтобы избежать ошибок. В наше время цифровизации вдруг решили, что нарезное оружие пристреливать нельзя. На каком основании — не понятно.
Опыт Устава ВС здесь, видать, не пригодился. А странно. Хотя в МВД попасть нельзя, не отслужив в ВС. Или это не так? А если они служили и действовали в соответствии с вышеупомянутым Уставом, то… складывается еще более алогичная ситуация.
Попытался разобраться в законодательной базе по трактовке возможностей охотника по применению своего охотничьего оружия, но так и не понял, каким образом у нас вообще можно охотиться, имея в руках гладкий или нарезной ствол.
Термин «охота» в наших нормативных документах определяется как «процесс поиска и преследования зверя или птицы с целью добычи». А как охотиться, если ты не уверен в точности своего оружия? Необходимо его пристрелять. Но и тут проблема.
За последние три года работники госохотинспекции стали привлекать к ответственности охотников, имеющих документы на оружие и на охоту, к ответственности с лишением права на охоту и с конфискацией оружия всего лишь за то, что они пристреливали принадлежащее им по праву частной собственности личное охотничье оружие.
Причиной указывалось совершение этого действия в угодьях, но не в тирах.
Для решения вопроса об обращении с оружием на территории России государству необходимо внести определенные изменения в законодательную базу, чтобы положить конец карательным мерам.
1. Убрать из законодательства статьи, по которым охотник лишается права на охоту и оружие из-за несущественных нарушений, как то: не вовремя сданная путевка или выгул собаки в охотугодьях.
2. С целью повышения культурного уровня охотников и охоты в целом предусмотреть организацию курсов по обучению охотминимума и правил обращения с оружием под эгидой местных Управлений госохотинспекции и силами этого государственного органа.
Для этого необходимо выделить бюджетные деньги на программу и пополнить штат инспекторов специалистами, которые будут готовить будущих охотников. Наделить правом организации таких курсов Росохотрыболовсоюз с выдачей единого документа о прохождении курсов и сдачи экзамена по безопасному обращению с оружием и стрельбе.
3. Для успешного прохождения обучения правилам безопасного обращения с оружием и навыкам стрельбы из охотничьего гладкоствольного и нарезного оружия выделить бюджетные средства для реконструкции, ремонта и восстановления заброшенных войсковых и других стрельбищ, обустройства необходимого количества мест пристрелки оружия.
4. Внести в законодательство изменения в части выделения процесса пристрелки охотничьего оружия по аналогии с имевшимся в советские времена.