Некоторые утверждают, что основу конструкции как ИЖ-54, так и его предшественника следует искать в трофейных и репарационных немецких разработках компании J.P. Sauer und Sohn GmbH.
Этим и объясняется некоторое сходство изделий ижевского завода с немецкими собратьями.
ИЖ-54 был разработан на Ижевском механическом заводе Леонидом Ивановичем Пугачевым в начале 50-х годов XX века.
Новая модель претерпела немало изменений и нововведений, но, к сожалению, не все из них удалось внедрить с начала выпуска.
Наиболее важным нововведением стала работа предохранителя, который запирал не спуски, а шептала. Курки же стали отдельными от ударников.
В 1954 году началось серийное производство ИЖ-54, и через некоторое время на лбу колодки появились хромированные ввертные брандтрубки, а стволы и патронники начали хромировать.
В 1957-м ИЖ-54 получил курки с отбоем и переименовался в ИЖ-57 в 16-м калибре. А спустя шесть лет после начала выпуска начались экспортные поставки ружей.
За период с 1954 по 1970 год было выпущено около 500 тысяч экземпляров, более 70 тысяч из которых разъехались по миру.
ИЖ-54 производился как в рядовом, так и в штучном исполнении. Что до штучников, то здесь были следующие варианты: ИЖ-54-Ш1, Ш и Ш2. Отличались они степенью кучности: хорошая кучность, повышенная и очень высокая соответственно. Остальные же отличия касались внешней отделки.
И если на Ш1 просто улучшили гравировку и отделку, добавив цветной кант на розетку, то в Ш одним цветным кантом дело не обошлось. Оно украшено орнаментами, фигурками пернатой дичи, а детали УСМ хромированы. Орех же, равно как и для Ш2, подбирался самых лучших сортов. Изготавливались также ружья в подарочном варианте, под вкус определенных владельцев.
Гравировка на экземплярах, которые шли на экспорт, не отличалась особыми изысками: изображения зверюшек убрали, а вместо них на орнамент наносили гордую надпись «Made in USSR».
Ложи изготавливались из бука или ореха, они были как прямые, английские, так и полупистолетные. Ружья продавались в охотничьих магазинах, «Культтоварах» и сельмагах, а также могли отправляться почтой.
Стоимость серийного ружья была в районе 100 рублей, тогда как за штучник потребовалось бы заплатить половину, а то и целую зарплату среднестатистического советского гражданина — 170–250 рублей.
Кроме охотничьей версии, выпускалась еще модель ИЖ-54 «Спорт». Ружье, как правило, комплектовалось двумя стволами и по внешнему оформлению являлось тем же подарочным штучником, только для высокопоставленных персон, возомнивших себя спортсменами. Оно было с характерными «крылышками» по краям колодки и скосами на ствольном блоке.
Впрочем, модель «Спорт» встречалась так редко, что мало кто мог похвастаться тем, что видел ее, а уж тем более держал в руках.
ИЖ-54 сыграло большую роль в развитии советской оружейной промышленности в целом и Ижевского оружейного завода в частности. Это было первое бескурковое ружье завода, выпускавшееся столь крупной серией, и первое заводское ружье, идущее на экспорт.
Передо мной два представителя серийного производства ИЖ-54. Оба серийные. Оба… На этом их сходство заканчивается и начинается игра «Найди отличия». Начнем. Кто найдет больше?
Экземпляр номер один. 1962 год. Паспорт не сохранился.
Год выпуска выбит на подушке левого ствола, там же, где информация о дульных сужениях и диаметре стволов. Несколько потертое. Цветная калка на ствольной коробке сохранилась фрагментами, воронение кое-где обесцветилось, на дереве (бук) появились мелкие царапины, что не удивительно за столько-то лет.
Экземпляр номер два. Судя по паспорту, это экспортный вариант. Принято ОТК в октябре 1968 года, а через четыре месяца продано за 109 рублей, что дороже обычного серийного. На подушках стволов информация о сужениях и диаметре каналов отсутствует. Наверное, это можно считать первым отличием.
Второе отличие. Первый экземпляр собран на демиблоке (до 1963 года собирали именно так). Ствольные трубки изготавливались с припуском, из которого затем делались ствольные подушки вместе с половинками крюков.
Половинки эти спаивались и к ним припаивались планки. Тонкий шов от казенного среза до нижней планки — отличительная черта этого экземпляра. С учетом способа изготовления и марки стали ствольный блок получился чрезвычайно прочным.
Второй экземпляр собран на муфтах. Ствольные трубки запрессованы в муфту, которая отфрезерована вместе с крюками. Сверху и снизу припаяны планки. Верный признак такой сборки — зачеканенные швы вокруг стволов, отстоящие на ширину ладони от казенного среза.
Технология сборки стволов на муфтах впервые была опробована на ИЖ-57. Сам по себе ИЖ-57 был попыткой сделать ружье технологического уровня ИЖ-54, но под более распространенный в те годы 16-й калибр.
На главный вопрос, который возник с появлением модели ИЖ-54, внятного ответа нет и уже, наверное, никогда не будет. Ведь в Советском Союзе тех лет безраздельно царствовал 16-й калибр, и все распространенные модели охотничьих ружей были именно в этом калибре.
ИЖ-54 изначально разрабатывался и все время производственной жизни (16 лет) выпускался только в 12-м калибре, без вариантов. Кстати, ИЖ-54 можно сравнить с ГАЗ-21.
Правда, «Волгу» начали выпускать не в 1954, а на два года позже, но это единственное различие. А в остальном сходство. Те же самые серии выпуска, конструкция, меняющаяся в процессе производства, внешняя солидность и даже помпезность, немалая доля ручного труда, стремление сделать лучшее, исходя их того, что позволяют производственные возможности. И уход со сцены в 1970-м. И ими до сих пор восхищаются, даже через два поколения, с момента выхода в свет последнего экземпляра.
Первую партию 57-х собрали по привычной технологии, со стволами демиблок. Но производить параллельно две достаточно сложные модели было непросто. Если колодки 54-й и 57-й имели высокую степень унификации, то со ствольными блоками все было сложнее.
И в следующей партии ИЖ-57 ствольные блоки были собраны по иной технологии, которая изначально казалась обходной, но стала актуальной для всех последующих отечественных ружей серийного выпуска. Борьба с излишествами, похоже, прошла не только по линии архитектуры, а зацепила-таки и оружейное производство, потому как даже в рамках одной модели высокого технического уровня все упростили в угоду снижения себестоимости.
ИЖ-57 выпускался недолго и вскоре сошел со сцены, уступив место под солнцем модели ИЖ-58, освоенной в 1958 году. Об этой народной модели разговор еще впереди, это пример того, как ружье старательно ориентировали, старательно подгоняли под запросы основного круга владельцев.
С ИЖ-54 все складывалось наоборот: технически сложное ружье тянуло знания и умение своих обладателей вверх.
Да, всеобщее отехнолаживание не обошло и ИЖ-54. Помимо муфтованных стволов, изменились конфигурация и размер хвостовика ствола, в отверстие которого заходил болт Гринера. Болт стал тоньше, а хвостовик уменьшился в размере.
Заодно ствольные трубки стали стандартной длины — как для горизонталки ИЖ-54, так и для вертикалки ИЖ-12. И для ИЖ-26, сменившего ИЖ-54 в 1970-м году длина стала 730 мм.
Ствольный блок со стороны казенного среза уменьшился в ширину почти на 2 мм, выиграв в весе меньше 300 г.
Если брать внешний вид этих двух ружей, то на нем тоже сэкономили. На затыльнике и розетке рукоятки муфтованных ружей уже нет звезды, зато появилась красивая экспортная надпись на иностранном языке.
Смею предположить, что с этого-то времени и начался упадок уровня производства гражданского оружия. Тем не менее 54-ю модель не успели сильно испортить, и колодка практически не пострадала.
Ее «ограбили» позднее, заменив болт Гринера в качестве третьей точки запирания на упор Бритта и запирание поворотным ключом Вестли-Ричардса. Заодно запустили версию с эжекторами.
Упадок проявился буквально во всем. Но, несмотря ни на что, ИЖ-54 и сейчас остается одним из самых высокотехнологичных и надежных советских ружей.