Вести прицельную стрельбу из таких ружей пулями можно на ограниченном расстоянии.
Я думаю, что охотники это хорошо знают.
Охотничьи карабины с нарезным стволом у наших охотников появились позднее.
Для таких охот часто пользовались автомашинами, на которых подъезжали к лосям на расстояние выстрела.
Особенно это было удобно при промысловом отстреле лосей, когда нужно было добыть несколько животных. Одной из таких машин, которая обладала повышенной проходимостью, был автомобиль марки УАЗ-452. В быту ее называли «головастиком».
На этой модели мотор автомобиля находился внутри кабины, где водитель и пассажир сидели по разные стороны от него. При таких охотах стрелки обычно находятся в кузове и ожидают, когда машина окажется рядом с лосем на удобном для выстрела расстоянии. Здесь же в кузове добытых животных вывозили из леса.
В этот раз охотники выехали на отстрел промысловых лосей, мясо которых они должны были сдать в торговую сеть. Ружья зарядили не только стрелки, которые сидели в кузове, но и, на всякий случай, водитель автомобиля.
У него была отечественная «вертикалка» 12-го калибра, которая взводилась автоматически, при переламывании стволов, одновременно ставя систему на предохранитель. Водитель, зарядив свое ружье, установил его рядом с собой в кабине, между мотором и сиденьем, направив его стволы в сторону кузова.
Лось неожиданно выскочил рядом с машиной и скрылся в кустарнике. Все были возбуждены увиденным и решили его преследовать на машине. Во время преследования из ружья водителя самопроизвольно произошел выстрел.
Пуля пробила обшивку кабины, борт кузова и смертельно ранила одного из охотников, находившихся в кузове. Со слов водителя, перед тем как установить ружье, он поставил его на предохранитель.
Во время процедуры расследования гибели охотника ружье было направлено на исследование в криминалистический отдел областного УВД. Экспертизу проводил сотрудник, который в то время сам был охотником и хорошо разбирался в охотничьем оружии.
Проведя по ружью все предусмотренные экспертизой мероприятия, он не нашел в его механизме никаких изъянов, которые могли бы способствовать самострелу.
На основании криминалистической экспертизы суд установил, что выстрел произошел по причине того, что ружье не было установлено на предохранитель и в процессе движения произошло нажатие на спусковой крючок. Также водитель нарушил правила транспортировки оружия.
По решению суда охотник понес установленное законом наказание. Ружье, из которого произошел выстрел, было продано. Эту историю можно было бы считать законченной, если бы не одно но…
Примерно через десять лет я встретил своего старого знакомого. Он поделился со мной продолжением истории с этим ружьем. Оказалось, что после суда он купил это ружье. Оно было оценено недорого, а ему было нужно второе ружье. У него рос сын, который также увлекался охотой. Теперь они вместе с ним могли ходить на охоту каждый со своим ружьем.
Прошло несколько лет. Никаких замечаний к ружью не было. На одной из охот они шли по старой лесной дороге друг за другом. Сын шел первым, а мой знакомый на некотором расстоянии сзади. Известное нам ружье он нес под мышкой правой руки, опустив стволы вниз.
Охотники знают этот способ переноски ружья во время охоты. Ничто не предвещало беды, как вдруг раздался выстрел. Ружье, с его слов, выстрелило само. Он рассказал мне, что помнил, как ставил ружье на предохранитель. Заряд дроби от выстрела попал в землю, близко от шедшего перед ним сына. После этого случая с ружьем он расстался.
Оба описанных мною случая с этим ружьем произошли, со слов самих участников, когда предохранительный механизм ружья должен был исключить самопроизвольный выстрел. Был ли в механизме этого ружья какой-то скрытый дефект, который не обнаружил эксперт, осталось тайной.
Выводы из описанных мной случаев делать охотникам, кто постоянно обращается с ружьями.