Свой первый спиннинг с необходимыми принадлежностями приобрел летом 1955 года, следуя примеру приятелей-рыболовов и начитавшись книг и статей с захватывающими описаниями прелестей спиннинговой ловли.
В те годы наиболее привлекательным водоемом для блеснения была река Хопёр, берущая начало в Пензенской области. В многочисленных ее плесах в ту пору водилось множество хищной рыбы – щуки и окуня, о чем нам было известно не понаслышке.
Однако несколько вылазок на Хопер вызвали чувство недоумения: рыба на блесну почему-то не шла, хотя и блесны были вполне нормальные, и бросать их мы научились без «бород». Поэтому и спиннинги со временем потихоньку превратились в очень удобные во всех отношениях орудия для донной ловли, и использование их по прямому назначению отошло на второй план.
Настоящий крутой перелом в отношении к спиннингу произошел летом 1959 г. во время автомобильного путешествия с приятелями вдоль берегов Волги. Однажды в предрассветные часы спустился к берегу реки с тем, чтобы половить рыбу на донки-спиннинги в проливе, отделяемом от фарватера длинным песчаным островом, и застал там невиданный прежде бой хищника, от которого вода, казалось, кипела.
Мгновенно оснастил спиннинг блесной, и первый же заброс принес судака, за которым последовали жерехи и окуни, а затем щука, оказавшая бешеное сопротивление, которую не без труда вывел на берег. В ней было больше метра, а вес составлял 6,5 кг.
Таким было первое боевое крещение как спиннингиста. Не могу описать, какие внутренние изменения произошли во мне, но, возвратившись домой, стал выходить на спиннинговую ловлю с совершенно иным, чем прежде, чувством внутренней уверенности в успехе. И результаты ловли в корне изменились: щука стала регулярно брать и все былые неудачи миновали.
Точно такая же история происходила с приятелем Николаем, в течение ряда лет регулярно ездившим со мной на рыбалку по щуке. Истинным любителем рыбной ловли его считать было нельзя, но техникой спиннинговой ловли овладел быстро. Однако сколько он ни старался, на протяжении многих выездов не мог поймать ни одной щуки при том, что мои уловы обычно были от трех щук и более.
Успех пришел к нему неожиданно. Однажды ранним утром, заметив в заливе одного их прудов, на берегу которого мы ночевали, как щука гоняет мальков, он стал бросать блесну в предполагаемое место охоты и вскоре торжественно явился в наш стан, неся на кукане щуку на 2,5 кг. Искренне поздравил его с первым успехом.
После этого Николая словно прорвало: его охватил какой-то безумный кураж и с любого места он таскал одну щуку за другой, доведя к концу дня счет до десяти штук. Я же, в спокойной уверенности вступив в это состязание, к середине дня стал нервничать и к вечеру так и не поймал даже одного щуренка. После этого приятель стал спиннинговать наравне со мной, а случалось, даже и облавливал.
Продолжая тему о загадочных явлениях в рыболовной практике, не могу не вспомнить еще про одного рыбака – зятя моего друга Володи. Будучи человеком очень эмоциональным, хотя и критически мыслящим, Володя неоднократно с жаром рассказывал о прямо-таки фантастических способностях зятя находить и успешно ловить любую рыбу в таких местах, где, по всеобщему мнению, ее не так уж и много водится, и в количествах, много превышающих уловы как его самого, так и соседних рыболовов.
Складывается впечатление, – говорил Володя, – что рыба прямо-таки липнет к Васе. Знаю, когда он прибывает на места ловли его любимой рыбы – плотвы и язя, находившиеся по соседству с ним рыбаки, прозвавшие Васю «колдуном, с досадой покидают свои места.
Автору настоящих заметок и самому несколько раз приходилось быть живым свидетелем подобного фантастического везения.
Чем же можно объяснить подобные феномены?..
Приверженцы мистического подхода к различным загадочным явлениям природы тут же привлекут к объяснению теорию о существовании некоего «информационно-энергетического поля», якобы окружающего человека, состояние которого способно активно воздействовать на окружающий мир. Приведут примеры телекинеза, телепатии и т.п.
В связи с этим нельзя не вспомнить фильм о знаменитом ученом-психологе В.М. Бехтереве, мысленно посылавшем подопытной собаке какую-либо команду, например, вспрыгнуть на стул, которую она успешно выполняла.
Сторонники материалистического взгляда на природу сведут все дело к умению выбрать место для рыбалки, качеству применяемой оснастки, технике ведения блесны, качеству привады и насадки и т.п. Подобной точки зрения придерживается и упомянутый выше Василий. Однако, фактора везения полностью не отрицает и он...
Не желая примыкать ни к одной из названных групп, считаю, что решающим фактором на рыбалке (по крайней мере, спиннинговой) является боевой (лучше сказать – волевой) настрой, с которым спиннингист подходит к водоему.
Когда все, что он делает, выполняется с бодрым, оптимистическим настроением, уверенностью в том, что блесна летит и падает в намеченное место, какие бы препятствия этому ни мешали, что вот-вот последует желанный удар, лихорадочно задрожит удильник спиннинга и начнется драматическая борьба с упорно рвущейся на свободу добычей...
Тогда рыболову самому начнет казаться, что щука, подчиняясь его волевому вызову, гонится за блесной и стремительно хватает ее. В этом случае, выражаясь техническим языком, в процессе ловли устанавливается состояние положительной обратной связи. И напротив, когда мысли спиннингиста заняты чем-то другим и все его действия сводятся к бездумному перематыванию лески из конца в конец, тогда знак обратной связи меняется на противоположный и одна неудача следует за другой.
Вспоминаю, как друг Володя, приступая к блеснению, любил говорить: «Сегодня я намагничен до предела и должен поймать». И этот настрой никогда его не подводил.
Вот почему, когда начинающие спиннингисты спрашивают, какую блесну считаю наилучшей, следует неизменный ответ: «Ту, в которую вы более всего верите».
Комментарии (0)