Эпаньоль бретон: первое знакомство

Есть у меня друг, спаниелист с большим стажем, влюбленный в национальную породу русский охотничий спаниель и в классическую российскую охоту по перу.

Вдруг встречаю его в обществе двух четвероногих – знакомой мне его черно-пегой суки РОС и нового рыже-пегого чуда. Ростом чуть выше спаниеля, но не спаниель.

Рассказывает: это эпаньоль бретон из легавых пород охотничьих собак. Попал к нему подрощенным щенком. Засиделась у заводчицы, у которой было два эпаньоля. Охотничьей собаке тяжело без поля. Вот он и взял, чтобы не пропала на диване…


Последнее время он много рассказывал, как ходил на охоту с обеими собаками вместе и что из этого получалось. А получалось интересно, если не сказать больше! Уж больно породные манеры-стили работ разные. Старшая, Лада, ходит не далее 40 метров и поднимает дичь практически с ходу – успевай следить. В это время другая... А где ж другая? Оглянешься – а она, как и положено, работает в коронной манере легавой с широким поиском и вон, в стороне, метрах в 80, уже замерла в характерной стойке, будто гипнотизирует кого. Надо спешить к ней. В это время черно-пегая Лада начала потяжку, вскоре последуют подводка и подъем птицы. Хоть разорвись! Пришлось перестраиваться: брать на охоту поочередно – то одну, то другую. Это вызывает у них обиды. Хоть и слова не говорят, но на мордах все написано. А уж в глаза их лучше и не смотри!..


Этим летом друг был у нас под Вязниками с эпаньолем. Охотился в тех же заливных лугах, куда, по воспоминаниям старожилов, в свое время нередко езживал сам Н.А. Некрасов специально поохотиться на дупелей. Их водилось тогда тут превеликое множество. Да и сейчас не так уж и мало… Поскольку в эти дни я был занят судейством на состязаниях вязниковских спаниелей, мне не удалось посмотреть, как работает мини-легавая. Наверное, долго бы еще пришлось оставаться несведущим в этом вопросе. Но вот узнаю, что Клуб эпаньоль бретонов МООиР организовал в конце октября состязания по практической охоте на фазанов в р-не д. Горячево Южского р-на Ивановской области. Это ж от Коврова рукой подать – каких-то 30 километров по асфальту. Упустить такой случай познакомиться в деле с новой породой легавых я не мог…
Состязания будут завтра, а сегодня мы остановимся на частной охотбазе в д. Лычево – прямо на границе двух областей: Владимирской и Ивановской. Здесь пункт сбора. Ночлег в приличном двухэтажном охотничьем доме за глухим забором.


Как водится, первый вечер – «святой» вечер встречи старых друзей и новых знакомств, воспоминаний. Своя теплая компания – все друг друга знают и понимают с полуслова.
Переночевав на базе, с рассветом – в луга. Порывистый сильный ветер дует в одном направлении. Огромный луг окаймлен по горизонту золотой лентой готовящихся к зиме молодых березок. Непаханая ширь от края до края покрыта бурой, пожухлой травой с куртинами густого бурьяна. Тут и там одинокие, будто выбежавшие из общего строя в дозор, молодые березки трепещут на ветру золотой листвой. Будут ориентирами экспертам при запуске птицы.


Состязания начались! Первая наша выступающая пара – Баженова с бретоном Амелия готовы к выступлению. Индивидуальный инструктаж оружие зарядить, и… «Амелия – ищи!». С большим вниманием и интересом слежу за работой небольшой собачки: стиль хода, скорость, широта поиска, чистота исполнения челнока, манера держать голову и ловить запахи верхом, послушание при команде «изменить направление».


За всем наблюдал, можно сказать, придирчиво, хотя не эти элементы влияли на оценку выступления. Тут, на первенстве по практической охоте, совсем другие критерии. Просто, будучи «правоверным» спаниелистом, внимательно и ревниво сравнивал работу бретонов с РОС.


Положа руку на сердце – работа бретонов сразу понравилась. Особенно импонировали стремительный ход, широта поиска, обозначение затаившейся птицы стойкой. Можно было не спеша двигаться за собакой и не бояться, что горячий пес поднимет дичь на крыло прежде, чем охотник изготовится к стрельбе. Издалека донеслись первые выстрелы – это опередили нас выступающие под другой экспертной комиссией. Но и мы «не лыком шиты» – у нас тоже, как говорится, «пожар идет по плану».


Вдруг Амелия замерла в стойке. На полном аллюре развернулась всем корпусом на ветер, немного потянула и замерла у густого чапыжника. Хозяйка спокойно приблизилась к собаке, взяла ружье наизготовку, и легашачье «пиль!» послало собаку вперед. С треском крыльев и возмущенным кудахтаньем взмыл яркий длиннохвостый петух. Ожидая выстрела, слежу за полетом диковинной для наших мест птицы. Выстрела нет и нет. Мгновение, другое, и фазан уже вне пределов досягаемости ружья. Улетел, как шутим, «на дальний кордон». Молча жду пояснений. Не стреляла потому, что не успела остановить разгоряченную собаку. В Положении по состязаниям по практической охоте есть пунктик, что если охотник стреляет при движущейся собаке, то для него все кончено. Снимается с состязаний.


Некоторое время спустя эпаньолька вновь сделала стойку. Фазан, вернее серая фазанья курица, с характерным шумом взлетела. При этом собака вовремя стала. Выстрел – мимо! Второй – мимо! И эта ушла на «дальний кордон», повышая шансы следующих участников. Время, отведенное этой паре, закончилось. Смена ведущего с собакой… Маленький «перекур», короткий обмен мнениями и впечатлениями, пока известный спаниелист Михаил Марков (он всегда готов помочь коллегам) – его очередь по жребию не близко – запускает птиц. Следующая пара. Рыжая Ами ведет своего хозяина А. Данилкина на исходные. У этой пары все закончилось довольно быстро. Стремительный челнок. Красивая стойка. Хозяин приблизился. Посыл. Треск крыльев. Меткий выстрел. Фазан падает, и… пара снимается с состязаний. Экспертная комиссия под водительством Янушкевича О.И., как говорится, строга, но справедлива: азартный охотник погорячился и стрелял прежде, чем остановил собаку. Обидно, конечно, но испытанное им яркое чувство охотничьего азарта и удачный выстрел смягчают огорчение.


И хозяева, и собачки в отведенное Положением время выкладывались, стараясь показать себя с лучшей стороны. Было все: и радости удач, и огорчения. Были и курьезы, когда бретон настолько твердо брал стойку, что фазан, птица бегающая, успевал сбежать от замершей собаки подальше, и ведущий, ожидая взлета дичи с ружьем наготове, в общем-то, стоял над пустым местом. Случались погонки и досадные промахи. Случалось разное, но общее настроение было мажорным. Некоторые продвинутые владельцы применяли новинки электронного прогресса. С интересом присматривался я к новому ярко-желтому приспособлению на шее одной собаки – «бипер», помогающему охотнику определять местонахождение собаки в густых бурьянах и кустарниках: в стойке она или движется… Безусловно, удобно: уже необязательно внимательно следить за своим быстроногим помощником. Однако отношусь к подобным модным электронным «штучкам» весьма неодобрительно. Они мешают достичь охотничьего мастерства, атрофируют чувство необходимости самосовершенствоваться и в итоге делают беспомощным на настоящей охоте…


Огорчила не совсем удачно выступившая опытная пара: Марков М. и его Найк (РОС) – ни одной встречи с птицей. Общеизвестно: у спаниеля уже челнок и, следовательно, неширокая полоса поиска птицы в поле, нежели у легавой. Михаил, по каким-то своим соображениям, упорно направлял пса влево, оставляя без внимания попытки спаниеля пойти вправо (порой, видимо, резвый ветерок доносил до чутья собаки «обрывки» запахов птиц и тем самым уводил его от наиболее вероятного местонахождения фазанов). Все контрольное время пес отработал впустую. Досадно… Много раз убеждался, что собаке надо верить. В результате пара осталась без расценки.


Другая пара, Печенюк В. и его Дора (РОС), тоже остались без расценки, но по другой причине. Спаниелька довольно быстро разобралась в запахах и в отличном стиле подняла фазана, но не остановилась, а погнала, да так, что, подняв по пути еще пару фазанов, сама ушла «на дальний кордон». Проявленное ею чутье и четкие подъемы спасти положение, конечно, не могли.


Порадовало выступление пары Сергеев А. с РОС Оушеном. Пес хорошо работал, быстро находил фазанов и поднимал их на крыло. Но вследствие собачьей горячности владелец несколько запаздывал с выстрелом. Положение исправляла его меткость. Обеих птиц он взял с первого выстрела почти на предельной дальности и заслуженно стал победителем состязания с наибольшим количеством баллов – 36.


Второе и третье места достались Кормилицину А. с бретонкой Юник – 23 балла и дратхааром Багира – 20 баллов. Все они заслужили награды. Кроме этого, Клуб учредил дополнительные призы, которые и были вручены:
а) самой опытной собаке – Дан – Котлярова А.;
б) самой гармоничной паре – Крючкову А. и Поль Презан;
в) лучшему натасчику – Янушкевичу О.;
г) за вклад в развитие породы эпаньоль бретон в России – Кормилицыну А. и Воронцову Михаилу.


Участники горячо благодарили организаторов мероприятия Игоря Панаева и Михаила Воронцова.


Пользуясь случаем, искренне благодарю организаторов, пригласивших меня как эксперта участвовать в таком важном и знаменательном для Клуба эпаньоль бретон событии – самом крупном на сегодняшний день породном мероприятии в России. Впервые столько эпаньолей собралось вместе. Эта встреча единомышленников – хорошая школа. Хочется поздравить клуб и участников с успешно проведенными состязаниями и пожелать успехов в развитии замечательной породы эпаньоль бретон. Лично для меня это было во всех смыслах первое знакомство: с новой в России очень интересной породой легавых, с охотой по выпускному фазану, с новыми единомышленниками, с Клубом эпаньоль бретонов МООиР и приобретением нового опыта.