Разность систем охотничьего собаководства. Взгляд из Казахстана

В России развитие западных селекционных систем идёт давно, но надо признать, что они до сих пор с трудом «пробуксовывают» сквозь консерватизм и массовую приверженность охотников-собаководов оценке рабочих качеств по традиционной системе, принятой во времена СССР

Нам, казахам, интересно наблюдать за тем, как развивается охотничье собаководство в разных странах - ой, как хочется перенять самый лучший мировой опыт.

Когда в очередной раз я в соцсетях обратился к опытным охотникам-легашатникам с просьбой посоветовать новичкам методы остановки легавых собак от гоньбы, то выяснилось, что существует не только много разных мнений, подходов, но и даже идеологически разных точек зрения на легавую. Интересно, оказывается, как человек склонен вокруг чего бы то ни было создавать теории, примыкать к той или иной системе взглядов и быть приверженцем определенной социальной группы.

А ведь споры вокруг «правильности» той или иной философии с лёгкостью воздвигают непреодолимые стены непонимания и даже вражды среди, казалось бы, тех, кто занимается по сути общим любимым делом. Часто выбор предпочтений зависит от традиций культуры охоты и даже национальности.

Взять к примеру - между Францией и Германией на расстоянии двух ближайших городов, что может составлять всего несколько километров, могут сосуществовать абсолютно разные системы и они практически никак не соприкасаются и не взаимодействуют друг с другом. В обоих случаях это континентальные легавые, практически одинаковые условия охоты и климат, но французы в массе своей не признают немецкую селекционную систему, а среди немцев филд трайлами занимаются редкие единицы.

Возможно, это связано с тем, что в этих странах большое развитие получили национальные породы и патриотизм сильно развит, в том числе, и в виде поддержки национального охотничьего собаководства. Вам может показаться, что они мирно сосуществуют? Нет, достаточно одного неловкого вопроса о преимуществах другой системы - и в лучшем случае ярые приверженцы единственно верной собачье-охотничьей философии лишь соизволят промолчать, скрепя зубами.

В других странах с высоким уровнем развития кинологии, охотничьего собаководства и просто культуры любви к домашним животным рядом успешно развиваются различные системы, а бывает и так, что породы других стран получают новое развитие, как например в Италии английские пойнтеры, сеттеры и даже немецкие курцхаары словно заново переродились и все последние десятилетия итальянские специалисты в филд трайлах являются главными «законодателями мод».

Но, жизнь не стоит на месте. Очень динамично развиваются различные системы охотничьей селекции и в других странах, например в Сербии, где при всех известных особенностях сербской кинологии, сербские собаки, сербские специалисты занимают достойное место в элите охотничьего собаководства. Там сильны и национальные традиции охоты, и европейские филд трайлы легавых, и немецкая селекционная система.

Ещё мне нравится пример Испании по части борзых. Как вы знаете, практически во всей Европе запрещена охота с борзыми. А испанские охотники - молодцы, смогли защитить от запрета национальную охоту с гальго на зайца. Сохранены вековые традиции и до сих пор соревнования испанских гальго пользуются большим интересом у широких народных масс.

Особняком стоит американское охотничье собаководство. Оно вроде далеко и при всей доступности глобальных социальных связей пока не видно, чтобы оно проникало к нам. Хотя, там так много замечательных экспертов и множество успешных авторских методик в различных группах пород охотничьих собак.

Очень высокий уровень охотничьего собаководства на Украине, там сохраняются и традиционные испытания и бурно развиваются новые системы селекции, а успехи отдельных заводчиков и профессиональных натасчиков в различных группах пород охотничьих собак из года в год демонстрируют высокую конкурентоспособность на международных испытаниях и мировых первенствах.

В России развитие западных селекционных систем идёт давно, но надо признать, что они до сих пор с трудом «пробуксовывают» сквозь консерватизм и массовую приверженность охотников-собаководов оценке рабочих качеств по традиционной системе, принятой во времена СССР. И в этом есть, как плюсы, так и минусы. Приверженность традиционной системе оценки рабочих качеств охотничьих собак сохранила системность и регулярность испытаний, до сих пор организации охотничьего собаководства сильны в большинстве регионов России, сохранился судейский корпус, более-менее удалось сохранить материальную базу и угодья для развития секций охотничьего собаководства внутри охотничьих организаций.

Система доказала, что она не зря пользуется повышенным спросом у рядовых охотников и любителей охотничьих собак - до сих пор не только на всероссийские, но даже и на районные испытания собираются десятки, а то и до сотни собак. Возможно, нам так кажется? А изнутри «болячки» виднее? Но, приезжая в Россию на испытания/состязания, казахстанские охотники «по белому» завидуют сохранению многих положительных сторон со времен СССР.

Пробиться сквозь российский консерватизм охотничьего собаководства удалось лишь некоторым западным селекционным системам. Сильны позиции НАДД в породе дойч-дратхаар, чья деятельность осуществляется в нескольких регионах и неплохо прижились в Крыму состязания среди островных и континентальных легавых Федерации филд трайлов.

А касательно новых тенденций в охотничьем собаководстве, которые возможно приходят с Запада, мне кажется, нельзя всё брать под копирку. Во всём должен быть здравый смысл. Хорошо, что в России сохранили охоту с борзыми на вольного зверя, но правильно ли, что поставили под угрозу существующую систему притравочных станций? А что будет с испытаниями норных? Там проблема не столько с контактом, сколько в том, что закрываются фермы, занимающиеся разведением лис.

Изучая охотничье собаководство во многих странах, пройдя на личном опыте через разные системы подготовки и селекции охотничьих собак, я всё более прихожу к пониманию того, как важно, чтобы сохранялись традиции и культура охоты. Нельзя просто отрицать и говорить о недостатках. Нельзя разрушать хорошо работающее «старое», ведь не факт, что «новое» приживётся. Я уверен, в каждой из систем есть свои плюсы и минусы. Сохранить то, что имеем - важнее. А если удаётся, не нарушая системность и традиции, корректировать оценку с учётом прогрессивных методик - то это будет только в плюс отечественной селекции.

Кроме того, нам всем нужна терпимость и уважение не только к отечественной системе оценки, но и к «инородной».

И немного про Казахстан. Начать нужно с того, что культура любви к собакам не очень распространённая среди городского населения. В основной своей массе люди боятся собак. В то же время, большую активность проявляют различные группы защиты животных, «зелёные». Отсюда, наверное нас кидает из стороны в сторону - то вводят гуманные правила в отношении бродячих животных, то ужесточают правила выгула собак, практически не оставляя мест для выгула, и вводят обязательность ношения намордников собаками средних и больших пород.

Охотничье собаководство слабо развито в силу отсутствия системности, регулярности проведения селекционных испытаний/состязаний. Слабые попытки организации их проведения упираются в стену незаинтересованности владельцев охотничьих собак. Всё держится не столько на традициях и культуре охоты, как на энтузиазме некоторых заводчиков, породников и любителей. И поскольку охотничьих традиций, не считая охоты с казахским тазы, у нас не много, мы открыты и с интересом впитываем опыт и знания различных систем.

Мы не унываем, мало-помалу развиваемся и радуемся, что у нас есть такое замечательное хобби - охотничьи собаки. Благодаря этому хобби, жизнь бьёт ключом, мы познакомимся со многими интересными людьми, с удовольствием постигаем новое и в поиске знаний об охотничьих собаках путешествуем в другие страны.