Гончая должна работать по красному зверю

Уважаемая редакция! Прочитав две статьи эксперта-кинолога Всероссийской категории В.Р. Горского о чутье гончих, можно с уверенностью сказать, что человек, который смог написать так о гончих, имеет большой опыт в работе с ними и относится к гончим с большой любовью, уважением и пониманием.

Такие статьи и надо публиковать в газетах и журналах для начинающих охотников, которые хотят связать свою охоту с удивительно прекрасными породами охотничьих собак — русской гончей или русской пегой гончей. Но я хочу затронуть одну очень важную тему — работа гончих.

На всех испытаниях в работе гончих оценки ставят по трем качествам. Это чутье, мастерство и голос. Испытания проводятся по зайцу, так как считается, что в работе гончих самое трудное — разобраться в заячьих скидках, двойках, встать опять на след и продолжить гон.

Но есть и четвертое, очень важное, качество, на мой взгляд, отдавать предпочтение красному зверю. Гончие должны также прекрасно гонять лисицу, енотовидную собаку, шакала и волка, и их ничто не должно останавливать, когда они попадают на след более крупного зверя.

На протяжении многих лет я читаю любимую «Российскую Охотничью газету». Все состязания гончих, о которых написано в статьях, проводятся по зайцу.

Правда, иногда присуждаются оценки и по лисе, но не более, а за работу более крупного зверя и вообще нет речи. Конечно, в Центральной России этих хищников нет в таком изобилии, чтобы возможно было проводить испытания, но есть у нас регионы, где этого хищника достаточно, к примеру, Ставропольский край, Астраханская область, Краснодарский край, Республика Калмыкия.

Читайте материал "У последней черты: разруха в МООиР"

Можно даже подойти к испытаниям в вольерах, запускать волка или шакала и проводить испытания гончих. Вот здесь и откроются все рабочие качества гончих, по которым нужно полностью оценить работу гончей. Ведь работать по зайцу много злобности не надо, а работа по красному зверю требует от гончих наличие всех качеств, которыми от природы должна обладать гончая.

И эти качества надо укреплять и развивать в ведении породы гончих, потому что многие заводчики увлеклись нагонкой по зайцу и, не давая им работать по красному зверю, лишают своих питомцев развивать и укреплять рабочие качества. А из таких гончих выходят чистые зайчатники, что может в целом влиять на ведение породы. При общении с заводчиками гончих от многих можно услышать, что их питомцы именно пришли к таким результатам.

Я занимаюсь гончими с 1980 года, за эти годы приобрел большой опыт и массу наблюдений и пришел к выводу, что гончим обязательно надо давать работать по красному зверю и на охоте. Если нам попадается след волка или мы увидели их воочию, все виды других охот бросаем и даем гончим работать по волку.

Не зря даже ведь говорится, какой выжлятник, такая и гончая. У меня семь гончих – взрослые и два выжлеца, которые в 7 месяцев уже показали неплохую работу по волку в стае. Когда на очередной охоте был ранен волк и гончие, дойдя до него, взяли его на растяжку, то и молодые вцепились в зверя так, что диву даешься, сколько у них злобы.

Читайте материал "Госдума выступает против охотничьих собак"

Но давайте вернемся к чутью гончих. Есть гончие, которые работают по зайцу и лисе и только в лесу или в поле, в камыш и чакан их не загонишь. Другая категория, которые идут в камыш и чакан, хорошо работают по лисе, но попав на след енота, они его игнорируют.

Другая категория гончих — работают по лисе, еноту, но, зачуяв шакала, бросают все, подходят к хозяину и от него ни шагу, пока не закончится гон.

И следующая категория — гончие работают по всем из перечисленных видов зверя, но, почуяв след волка и поджав гон, быстро идут к хозяину и от него ни шагу, хотя рядом будут работать другие гончие, у которых нет страха, а есть одна цель — работать до тех пор, пока не будет добыт зверь.

Вот и можно дополнить написанное в статьях В.Р. Горского о чутье гончих, что гончие, попадая на след, по запаху знают, по какому зверю им предстоит работать.

Есть еще одна категория гончих, так называемые вундеркинды. Были у меня два выжлеца, Буран и Бушуй. Подняв зверя, они работали в зарослях камыша и чакана до тех пор, пока не будет добыт зверь, будь то лисица, енот, шакал или волк. Когда зверь был взят, подойдя к нему и обнюхав, сразу разворачивались, уходили в полаз и начинали работать по другому зверю.

У Бушуя был поставлен рекорд. Он шесть раз возвращался в остров и начинал работать по еноту, и все шесть енотов были добыты без единого выстрела, о чем свидетельствует фотография той охоты. Такую же прекрасную работу они показывали и по волку. Вот вам и чутье.

Читайте материал "Проблемы тверских гончатников"

Гончие не только чуют, какой зверь здесь прошел, но и на гону, когда перемещаются и им попадает еще один след, они в состоянии понять и учуять, что есть здесь еще другой зверь, и это их заставляет возвращаться в остров и начинать новый гон.

Вот такие собаки, по моему мнению и опыту, заслуживают отдельной похвалы и чести называться лучшими гончими, потому что у них имеются все качества: чутье, мастерство, голос, злоба к красному зверю и мышление.

…В тот день удача нам сопутствовала. После охоты по еноту мы переехали в другой массив камыша. Пустив гончих в полаз, через минут 10–15 гончие подняли стаю волков, не знаю, сколько их было, но четыре волка вышли на большом расстоянии вне выстрела. А один вышел на сына, и он его добыл, о чем свидетельствует фотография.

И спасибо русским гончим, которые дарят нам такие прекрасные охоты!