Сезон длится полгода.
Далеко за зверем ездить не надо, все — в доступности.
Если при большинстве охот, как правило, «день ходишь — час охотишься», то здесь в процессе непосредственной охоты проводишь весь день.
Добыча разделывается быстро, и лисья шкурка радует родных, и зайцы, приготовленные грамотно, со сметаной да с лаврушкой, очень вкусные.
Одна беда, хорошие гончие долго не живут: 9–10 осеней, и уже остарела гончая, слабнут ноги, пристают всякие болезни.
Вроде и старается гончак на охоте, а все равно уже не та охота. Да и в лесу опасностей много, могут и волки с гона снять, и стрелок чужой со зла пристрелить, и под машину на лесной дороге попасть.
И остаешься тогда без любимой охоты, пока нового щенка найдешь, пока поднимешь его, пока опять поставишь да нагоняешь, не один сезон впустую пройдет.
Тогда и решаешь, что нужен второй гончий, чтобы и опыт у собак не пропал, и самому без охоты в случае чего не остаться. То есть создать себе смычок — гончих, гоняющих в паре.
В работе гончих в смычке самое главное, чтобы были они равные по ногам и чутью. Иначе охота превращается в бестолковое мученье. Вроде и подняли зверя быстро, но один гончий передом идет, а второй отстает на круг. Сбивают зверя со своих лазов, заставляют его уходить далеко.
Бывает еще хуже, когда более медленный, «пеший», гончий становится «перечун», то есть идет поперек гона и пытается молча словить зайца на его лазах, работает на себя, а не на охотника.
И получается, что вроде как все правильно: стоишь под гоном на лазу, а зверь у тебя уже за спиной прошел или отвернул перед тобой, отогнал его «перечун».
Можно, конечно, попытаться приобрести подходящего щенка на стороне, но в этом случае очень большая вероятность, затратив много времени и сил, не получить желаемого результата. То чутье у молодого слабовато, то ноги другие, то грудь мельче.
С одним им можно бы было охотиться, а в паре, в смычке только помеха. Вот и приходится брать гончих по очереди, чтобы хоть какой-то результат был. А это и опыту молодому не прибавляет, и нагонка хорошая не получается.
У меня хорошие смычки получались, когда вместе работали кровные родственники.
К своему выжлецу я брал в пару «алиментного» щенка, то есть покрывал своим выжлецом хорошую кровную выжловку, по статьям подходящую, и из помета выбирал щенка, похожего по окрасу на отца.
И поднимался он в вольере вместе с батькой и в лес начинал с ним ходить, и мастерство у него перенимал.
Вот тогда получался отличный смычок. И поднимали зверя быстро, были свальчивые, то есть один только помкнет, второй тут же к нему приспевает, и заварил гон на два голоса. Гнали в ровные ноги, перемолчки совсем короткие были, так как в два чутья они быстро все звериные хитрости разбирали.
Зверь от них ходил правильными кругами, шел своими лазами, брать его было легко. А какие голоса были, и в «терцию», и с заливом, а после перемолчки, когда по зрячему нарывались, так и такой «зарев» выдавали, что, казалось, с гончих шкуру сдирают.
Я вначале бегал им навстречу, думал под волков попали.
Вот после таких охоты со смычком с одним гончим уже получалась охота более пресная, и я всегда старался в случае потери одного выжлеца поднимать ему в пару второго.
Если у вас выжловка, то еще проще, покройте ее хорошим кровным рабочим выжлецом похожей масти. Оставьте себе выжловочку, похожую на мать. И будет вам охотничье счастье. У выжловок голоса музыкальнее, и они более позывистые, а значит, и лучше управляемые.
Ну а когда совсем беда, и остались без гончих, тогда от хорошей кровной рабочей выжловки берите двух щенков из одного помета. По масти и конституции одинаковых выбирайте. Однопометники в вольере и едят лучше, друг перед другом стараются. И играют друг с другом, не ленятся.
Поэтому растут хорошо, мышцы и костяк крепкий. В лесу в паре ничего не боятся, наганивать легче. Обычно в первую осень начинают работать. Свальчивость у них хорошая, один только взлаял, другой к нему тут же подваливает. И по ногам получаются ровные. Гон друг у друга не перебивают.
По характеру получаются немного разные, оно и понятно, в любом случае один из них немного верховодит, «доминирует». Обычно доминирующий выжлец на сколах начинает обрезать след зверя на большом кругу, ища выход.
Второй в это время копается в сметках и двойках, распутывает звериные хитрости, не дает ему залежаться в крепях и выталкивает зверя под обрезку первого. Доминирующий гончий подхватывает след удалелого зверя, помкнет, к нему тут же подваливает второй. И опять пошел яркий гон в два голоса.
Много радости доставляют охотнику дружная работа смычка. Так что заводите смычки, ставьте, наганивайте и получайте свое счастье.