Восточная гончая, брудастая, английская, англо-франко-русская, англо-русская, русская, французская — вот далеко не полный список пород, из которых состояли когда-то рабочие стаи из 12–18 смычков, как отдельные оркестры, собранные из басов, баритонов и альтов, теноров, сопрано и дискантов.
И по сей день каких только аллегорий и названий не выдумано для стонов, плачей, заливов, зарёвов и всех собачьих балаганов!
И это неспроста. Приятно при встрече с грибниками или лесниками услышать о гончих такое: «Гудела как паровоз», или «Шишки с сосен падали», или «Я так напугалась страшных звуков, что проплакала весь час», или «Так я и не понял, цыгане, что ли загуляли?».
А вот что сказали об охоте с одиночкой: «Одну не слышал, а три орали, будто в капкан попали». Ну какие охотничьи собаки могут похвастаться такими высказываниями в свой адрес?
Для тех, кто не знает, объясним: суть охоты с гончими заключается в том, что собака, причуя зверя, помкнёт его (поднимет с лежки) и будет гнать (отдавать голос) по следу, настойчиво преследуя доносчивым и музыкальным голосом до ружья (пока зверь не будет добыт).
Охотник, ориентируясь по голосу гончей, понимает, что зверь впереди собаки, и подстраивается под гон. Вот где происходит превращение мужчин любого возраста в ребенка. Все мы родом из детства и помним игры в войнушку или прятки. И на охоте, слушая голос гончей, я прежде всего стараюсь перехитрить зверя, перехватить его.
При этом у него остается шанс уйти от меня, у нас честное противостояние. Это спортивная охота с необходимыми знаниями повадок зверя (лисицы, зайца русака, беляка, шакала или волка).
Культурные гончатники истреблением зайцев не грешат, а в межсезонье и осинки подрубают, и солонцы делают для ушастых.
Я охотник из Нижегородской области, гончатник в третьем поколении, объектами моей охоты являются заяц-беляк (путаник, пробный камень для гончих) и изредка лисица. Дед мой Егор Васильевич Кудряшов прошел войну на флоте и, вернувшись, с 1947 года стал держать гончих с родословными.
Охотник он был искусный, зайца и лисицу губами манил на выстрел. Этому он научился в голодном детстве, живя в многодетной семье. Очень голоса
любил у гончих, чутье ценил и верность гона. На протезе в полноги, в любой охотничьей компании он мог «перестрелять» любого. Бывало, все в мыле бегают по лесу, а он один с зайцем.
Отец мой тоже много охотился и был скорее универсален, хотя душа его, как говорится, пела с гончими. Ну а я стал не только охотником, но и экспертом. И теперь свои знания, большой практический опыт охот, проведения экспертиз на выставках, испытаниях и состязаниях передаю своему сыну Егору, а это уже четвертое поколение гончатников нашей фамилии.
Русские гончие — это действительно члены нашей семьи и постоянные жители нашего родового дома. Когда я только начал охотиться, для меня главным было добыть зверя, но я остыл к этому, как только заимел гончую с красивым музыкальным голосом и получил опыт продуктивной охоты на зайца.
От красивых голосов у меня застывали ноги и руки, и так, в оцепенении, я мог стоять до окончания гона. Конечно, самая любимая пора охоты с гончими — это чернотроп. Помню, дед говорил мне: «Охотиться с гончими надо налегке, в пенжачке, когда лес звенит от гона и гончих слышно, где бы они ни гоняли».
Но времена меняются, круглогодичная нагонка затруднена. Да и зверя стало меньше. А занятости больше. Поэтому в чернотроп собаки только в форму войдут, дай Бог. Еще каких-то двадцать лет назад на Покров (14 октября) в Нижегородской области выпадал снег, иногда с дождем.
Для зайца-беляка, который в эту пору уже перецветает в зимнюю белую шубку, этот снег как сигнал смелости его поведения. И охотились по снегу по бурым и серым белякам. В связи с глобальным потеплением климата сейчас практически весь ноябрь — чернотроп, и охотимся мы в это время уже по белым белякам.
Но вот отзвенели уникальные голоса гончих по чернотропу, и на землю наконец-то лег снежный покров… А вот и первая пороша. Опытные гонцы гонят по ней маровато, требуется несколько дней, чтобы освоиться и нормально гнать по снегу. Запах следа по снегу воспринимается иначе, чем по чернотропу.
Снег выпадает и тает, остаются проплешины. И эта пестрая тропа тяжелее для гона, чем чернотроп или белая тропа, поскольку гончей приходится постоянно перестраиваться, чтобы уловить запах то на земле, то на снегу.
В поле же, если есть ветер, условия складываются еще хуже. Особенно плохо, если пестрая тропа сопровождается последующим заморозком: и следы менее пахучи, и на глаз их не видно.
Если выпал сразу глубокий, но рыхлый, легкий снег, охота состоится знатная, затруднителен будет только подъем зайца. Если пороши не будет несколько дней, лес покроется кружевами заячьих следов; появится многоследица, а это для большинства гончих головоломка.
Снег хоть и слабо, но сохраняет запах зверя. Из-за этой недостаточной пахучести следа на помощь чутью гончей приходит зрение; ведь недаром говорят: «на глазок следок». Отпечатанные следы возбуждают гончую, как и запах, и помогают добраться до лежки зверя.
По одиночному свежему следу гончая уверенно идет на глаз, почти не задействовав чутье, но только до встреченных следов. Гончая постоянно отвлекается своим чутьем для проверки свежести большого количества следов. И это осложняет работу собаки.
После первого круга заяц начинает мастерить, пользуется тропами и ранее оставленными следами, сдваивает, страивает свои следы. Поэтому от гончей, работающей по белой тропе, требуется умение правильно сочетать чутье со зрением, а это достигается только опытом.
Естественно, только чутьистая гончая может уверенно гнать при всех разновидностях тропы в зимний период, но сама видимость следа открывает гончую с посредственным чутьем как охотницу, что позволяет сносно охотиться с ней всю зиму. А каких-то собак видимость следов сбивает с толку, и охота не получается.
Длительность зимней охоты зависит от погоды (ветер, осадки, морозы) и состояния снежного покрова (рыхлый, тало-липкий, наст, ледяная корка, глубокий и т.д.). Заяц и лисица по корке идут свободно, не проваливаясь и не оставляя видимых следов и запахов. Гончая же проваливается и режет ноги.
Если корка и выдерживает собаку, то хорошего гона все равно не бывает, так как на гладкой ледяной поверхности запахи следа не удерживаются. При насте или ледяной корке на снегу и по глубокому снегу, когда выжловки обдирают и обмораживают соски, а выжлецы уже не могут гнать на махах, а также в морозы ниже двадцати градусов вообще не следует выходить на охоту.
Однако гончатники из года в год используют весь зимний сезон охоты с гончими почти полностью. Хорошо, если на собаках будут защитные жилеты, закрывающие и соски у выжловок, и наросты на груди (кила), которые без защиты разбиваются в кровь.
Желательно также использовать натуральные жиры для смазки лап, груди, сосков. К своим собакам вообще нужно относиться бережно и уважительно, всегда помня, что эти страстные трудяги могут разбиться об лед до крови.
В тяжелых условиях, по глубокому снегу, когда на лапах елей и сосен нависла тяжелая кухта, охота становится изнурительной и для собак, и для охотника. Эстетики нет, отдыха души нет, нет и музыки гона. Да и голоса гончих по снегу проще, суше, нет в них той звучности и полетности, как по чернотропу.
Особенно голоса становятся приглушенными и недоносчивыми после переновы (снегопада). Порой гончие гоняют вокрут вас, а вы не только не видите, но и не слышите ничего, только отдельное тявканье.
Но у охоты по снегу имеются свои плюсы: во-первых, есть доказательства присутствия зверя (видимые следы), во-вторых, можно охотиться троплением, загоном, и, наконец, некоторые собаки работают сносно только по снегу. Так что многие охотники ждут первого снега, как рыбаки — первого льда.
Чтение следов зверей по снегу — целая наука. Но я не согласен со сроками окончания охоты по зайцу. В конце января и весь февраль вовсю идет гон в заячьем семействе. Самцы чертят по снегу, оставляя следы возбуждения. И в это время идет охота полным ходом до 28 февраля. Снегу по пояс, без наста и поземки зверь тонет, шансов спасения все меньше и меньше.
К тому же это активная фаза любителей снегоходов. Короче: все это не об охоте на зайца как таковой, а об уничтожении, истреблении зверя. Совсем недавно сроки охоты были другие, до 15 января, и это исторически и научно точно и правильно.
К тому же сегодня открыли к охоте участки нагонки и натаски собак, что притесняет и даже уничтожает наше национальное достояние — охоту с гончими в угодьях, да и сами породы гончих.
Теперь от охоты с гончими по снегу перейдем непосредственно к ее объекту — зайцу-беляку. Убежден, что это самый умный, хитрый зверек, имеющий, как никто другой, множество врагов.
Считайте сами: рысь, лисица, волк, кабан, хищники из семейства куньих, ястребы, брошенные собаки и вольно гуляющие собаки из приютов, клещ, человек (охотник и браконьер), большая влажность, засуха, пестициды на полях, автотрассы и т.д. И этот вид живет и размножается при всех опасностях. Удивительно! А как беляк выживает?
Чтобы скинуть с себя гончих или хищника, он устремляется к «соседу», на место его обитания; пока у преследователя наступает замешательство, он выигрывает время, чтобы запутать или оторваться, меняя местность (поле, болото, сеча, ветровалы и т.д.).
Бывали случаи, когда гонный беляк пройдет и «сдаст» троих своих собратьев. И только вязкая гончая, без всякой подмены зверя, будет настойчиво преследовать путаника. А как он любит по следам охотников и собак или по лыжне ходить! Каких только веселых историй не описано в охотничьей литературе о зайцах!
Если вспомнить охоты пятнадцати – двадцатилетней давности и ранее, то можно заметить, что поведение зайца-беляка в XXI веке стало иным, нежели в предыдущем. Уже стало нормой, когда беляк уходит за два, а то и за три с лишним километра, в то время как в XX веке он крутился и путал следы на небольшом участке. Беляк стал спасаться дорогами, а раньше он их пересекал.
Не боясь интенсивного движения, он начал подставлять под машину собак. Много можно говорить про этого зверька. Адаптация зайцев к существующим вызовам среды проживания налицо. Зачастую зайцы расселяются ближе к обитанию человека (поля, посевы, покосы, речушки).
Как-то приехали мы с товарищем по снегу в мои любимые, когда-то заячьи места. Взял я смычок русских гончих Шугая и Пургу. Полдня мы проходили по излюбленным местам — и пустота, никаких признаков присутствия беляка.
Завершая большой круг в поиске, подались уже к машине через деревню Блиново, стоящую возле леса. К нам вышла старушка и, убедившись, что мы охотники, с досадой стала жаловаться на проказника зайца, который подъел все ее плодовые деревья и кусты, и живет он, говорит, в «усаде».
Ну, мы обрадовались и устремились на «усад», порская собак, которые уже расслабились по дороге к дому. Нашли гончие безобразника быстро и залились в порыве страсти, а заяц устремился сразу в лес и, сделав там два небольших круга, направился мимо крайнего дома в деревеньке через поле. Не подстояли... и гон смолк.
Странно все это… На «усаде» крайнего дома был сложен штабель из бревен — большая баня. Беляк, сделав длинную двойку на поле, до прихода гончих успел залезть меж бревен. Гончие чухают, а понять ничего не могут. Где? Кто?
Сложив с себя ружья, мы с другом давай просматривать между бревен и только через полчаса увидели, как заяц, вытянутый и прижатый, лежал, повторяя рельеф бревен. Пошел я к бабушке за длинной жердью, и только ею мы смогли выжать хитреца на продолжение охоты. Через час мы его добыли. Этот случай остался в нашей памяти навсегда. А уж бабушка-то как рада была!
Вспоминается еще один случай, когда заяц от напора гончих ничего лучшего не придумал, как залезть под машину и затаиться у колеса. Нас, охотников, у машины в тот момент не было. Гон закончился, и мы потихоньку сошлись на перекус. Махнули по одной за подъем, закусили и поделились впечатлениями гона.
Гончие тоже стеклись к машине, нас стало с собаками много, и вдруг из-под машины как выскочит, как выпрыгнет и как даст стрекача заяц. Собаки заревели, словно шкуру снимают, увидев хитреца. Но добыть мы его так и не добыли, видели и стреляли по нему, но… Зайчишка наш оказался профессором. Есть такое звание у зайцев, которым они награждаются за науку в лесу.
Жизнь охотника-гончатника полна баек и правдивых, но курьезных историй — как смешных, так и трагичных. Кто еще не побывал на охоте с гончими, пусть попросит опытных гончатников взять их с собой. И тогда вы опытным путем узнаете, что такое и «музыкальный концерт», и противостояние хитрого соперника — зайца-беляка.