С этим следует согласиться, если объективно оценить реальное положение. Фактически, уже значительное количество общественных кинологических клубов, частных питомников, а следовательно и владельцев собак охотничьих пород находится вне РОРС, а под "юрисдикцией" системы РКФ-ФЦИ. И все они занимаются разведением по племенному положению и нормативам РКФ, а отнюдь не РОРС.
В чём же заключается суть деятельности НКП (Национальные клубы пород), и самое главное – в чьих интересах? Больше пользы или вреда от их существования в нынешнем виде для охотников-собаководов? И не пора ли уже самим охотникам, как практическим пользователям, более критически осмыслить происходящее и активизироваться для защиты своих интересов, чтобы сообща ограничивать развитие вредных неохотничьих отклонений от основополагающего породного предназначения.
НКП, как общественные организации, в международной системе собаководства РКФ-ФЦИ наделены исключительными правами и обязанностями по формированию условий, реально необходимых для сохранения и совершенствования каждой породы в своей стране. От работы НКП напрямую зависит развитие охотничьих пород в том или ином направлении и их дальнейшая судьба.
Естественно, это прямо относится, прежде всего, к рабочим полевым качествам охотничьих пород, которые изначально создавались и многие годы поддерживались для максимально эффективного и эстетичного применения именно на практической охоте.В результате же любых упущений, профанации или преднамеренного изменения этого курса - наносится прямой ущерб непосредственно охотникам и это нужно чётко осознать.
Поскольку, в структуре РКФ отсутствуют специализированные комиссии или другие органы по отдельным группам рабочих пород или по охотничьему собаководству, то установлено, что нормативные документы и решения по организации и усовершенствованию кинологической работы должны вырабатываться в соответствующих НКП и направляться в общие для всех пород комиссии РКФ (в племенную, выставочную, по стандартам, по рабочим качествам и спорту Спорткомитета РКФ). После рассмотрениями этими комиссиями, согласованные решения и нормативы по каждой породе выносятся на утверждение Президиума РКФ.
К тому же, руководство РФОС, являющейся профильной федерацией и одним из членов-учредителей РКФ, упразднив свои же породные комиссии, как "не оправдавшие на современном этапе своё существование" (по словам исполнительного директора М.М. Темировой) – предложило вместо привлечения высококвалифицированных кинологов-специалистов, в соответствии с новым регламентом РФОС, создавать рабочие группы из неких «энтузиастов», которые будет формировать Президиум или Бюро Президиума РФОС.
Наработки этих групп по конкретным вопросам будут рассматриваться Президиумом РФОС для передачи в Президиум РКФ. Таким образом, получается, что в РФОС совсем не учитывают факта, что такие “энтузиасты”, на работу которых рассчитывают там теперь, уже собрались ранее и не первый год чем то занимаются в рамках НКП охотничьих пород под эгидой головной организации.
В РКФ, составной частью которой является РФОС – ведение породной работы уже закреплено за НКП непосредственно в Положении о присвоении статуса «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ ПОРОДЫ» в системе РКФ (доступно полностью на официальном сайте РКФ: http://rkf.org.ru/rkf/nkp.html).
Процитирую кратко некоторые наиболее существенные функции из данного Положения.
"...Цели и задачи НКП:
- объединение клубов, питомников, зарегистрированных в РКФ, физических лиц, имеющих собаку соответствующей породы, зарегистрированной в ВЕРК РКФ занимающихся разведением данной породы, на всей территории России при условии признания и выполнения ими всех руководящих документов РКФ;
- выработка общих подходов к племенной работе с конкретной породой в рамках РКФ;
- разработка проектов документов, направленных на совершенствование породы. К таковым относятся: разработка положений и требований по отборному разведению, осуществление учебно-методической работы с кинологами и заводчиками, организация зоотехнических мероприятий (племенных смотров и биометрических обследований);
- разработка предложений, направленных на совершенствование породы, предложения по совершенствованию стандартов и внесению изменений и дополнений в действующие стандарты.
Обязанности:
- Предоставлять на утверждение в племенную комиссию РКФ требование к допуску в племенное разведение по соответствующей породе;..."
Эти слова выглядят толково только на бумаге, а на деле практически ничего из этого перечня большинство “охотничьих” НКП не в состоянии были осуществить за многие годы своего существования, тем самым, лишь подтвердив свою недееспособность или явную незаинтересованность.
В первую очередь – ни о какой объединительной роли не может быть и речи, ведь цели у “энтузиастов” в руководстве многих НКП совсем иные, не имеющие ничего общего не только с объединительными, но даже и с охотничьими. В основном, они занимаются активным развитием шоу-выставочных или спортивных отклонений от охотничьего предназначения, что приводит к созданию внутрипородных типов, малопригодных к применению на охоте. Это, наоборот, разделяет, а не объединяет владельцев собак по их групповым интересам.
Особенно отчётливо эти пагубные тенденции заметны на примерах НКП «Немецкий Курцхаар» и НКП «Пойнтер», руководители которых, прежде всего, занимаются экспансией фильд-трайлов и распространением легавых гипертрофированного спортивного типа, в связи с тем, что они имеют личные питомники и разводят именно таких собак.
Деструктивное нарастание внутрипородной неоднородности и различий по признакам породной продуктивности негативно влияет на сохранение охотничьих полевых качеств и ведет к их потере или искажению у значительной части поголовья, а в конечном счёте, отрицательно сказывается на существовании и прогрессе пород, как охотничьих.
Несмотря на это, лидеры и активисты некоторых НКП усердствуют в продвижении и раскрутке, всеми правдами и неправдами, своих личных собак и частных «питомников» под «крышей» или при помощи сайтов «приватизированных» ими НКП, а “в лучшем случае”, вся их деятельность исчерпывается проведением нескольких малозначимых шоу-выставок системы РКФ-ФЦИ по красоте и высокоранговых состязаний с громкими названиями, но пользующихся весьма низкой репутацией и популярностью у широкого круга владельцев-охотников, по сравнению с состязаниями других организаторов.
Да и на эти мероприятия некоторые лидеры НКП и непосредственные их устроители, по совместительству, зачастую отнюдь не стесняются выставлять своих личных собак под приглашённых ими же весьма дружественных или лояльных судей, как будто не существует никаких формальных или этических ограничений для таких злоупотреблений.
Например, явно провальный, 8-ой Чемпионат НКП «Немецкий курцхаар» 2013 г. по болотной дичи, на котором было представлено беспрецедентно низкое количество – только 10 курцхааров со всей страны, из которых всего лишь 2 были дипломированы. Это подтверждение полной несостоятельности и явного фиаско, которое потерпел этот НКП с его бездарным, но чрезмерно амбициозным «руководством».
Зато, ими параллельно были проведены «прогрессивные» фильд-трайлы, в которых, правда, участвовало ещё меньшее количество курцхааров, но совершенно закономерно ни одна из собак не была квалифицирована, а большинство из участников – снято с этих состязаний…
Очевидно, что такая «работа» НКП «Немецкий курцхаар» – очень мало кому нужна, ведь из всех породных кинологических клубов, только один клуб «Юнис», Президента этого НКП С. Кассиса - является членом этого НКП, а все остальные значительно более массовые породные клубы и секции со всей страны не входят в этот НКП и не поддерживают такую своеобразную «деятельность» по объединению.
Фактически, кинологические мероприятия ряда НКП ни в коей мере не соответствует по своей значимости и масштабу общенациональному уровню и исключительному статусу НКП. С проведением более крупных и представительных кинологических мероприятий неплохо справляются другие клубы и без участия НКП, а вот деятельностью, относящейся к исключительным полномочиям и компетенции НКП – ни одна другая общественная организация не в праве заниматься в рамках РКФ, поэтому руководству НКП стоило бы наконец озаботиться выполнением своих основных функций.
Единственным положительным исключением за последние годы можно признать частично только деятельность НКП “Немецкий дратхаар”, да и то лишь после объединения совместных усилий с НАДД, благодаря активному участию А.М. Брагина. А всё дело в том, что этими значимыми организациями дратхааристов уже не первый год руководят известные специалисты-кинологи высоких категорий, которые они заслужили ещё в РОРС, и что наиболее существенно – одновременно, они же являются опытными охотниками с собаками данной породы.
Когда же руководство НКП оказывается в руках новоявленных “энтузиастов”-дилетантов или меркантильных дельцов от охотничьего собаководства, то «охотничьи» НКП в соответствии со своей прямой обязанностью не инициируют введение породных требований (т.е. ограничений) по допуску к племенному разведению в системе РКФ.
Или их лидеры считают, что в этом нет для них никакого смысла, поскольку такие, действительно адекватные и остро необходимые условия по подтверждению специфических породных охотничьих качеств на достаточно высоком уровне, могут им же самим помешать в их коммерческой деятельности. Ведь им гораздо выгоднее создавать лишь видимость успешности их личных, как правило, импортных и малопредсказуемых производителей, за счёт создания наиболее удобных условий для самих себя в целях коллекционирования рекламных шоу или спортивных титулов ФЦИ, имеющих отдалённое отношение к истинным полевым качествам.
Поэтому, Президиуму РКФ было бы целесообразно принять решение о квотировании в составе Президиумов “охотничьих” НКП не менее 50% от состава из действительно авторитетных судей РКФ по рабочим качествам, а в качестве Президентов НКП охотничьих пород утверждать исключительно квалифицированного кинолога-специалиста, обязательно опытного охотника, владеющего уже далеко не первой в его жизни собакой соответствующей породы.
В качестве достойного примера можно привести работу НКП служебной породы “Немецкая овчарка”, который добился утверждения Президиумом РКФ массы чрезвычайно необходимых решений и нормативов для качественного ведения своей породы, в т.ч. и внесения условий по этой породе в общее Племенное положение РКФ, включая требования по обязательному подтверждению наличия комплекса рабочих качеств для допуска в племя.
Таким же образом, и «охотничьим» НКП следовало бы уже давно разработать, внести и утвердить на Президиуме РКФ, как минимум, требования по отборному разведению с целью определения породной элиты, что реально способствовало бы выявлению лучших потенциальных производителей, но даже и этот первый шаг не сделан ни одним из НКП популярных охотничьих пород.
Напрашивается вывод, что такая бесконтрольность и вопиющая нетребовательность в отношении невыполнения НКП предусмотренных самой же РКФ целей и задач, несоблюдения НКП прямых обязанностей вполне удовлетворяет руководство РКФ, которое, судя по всему, полностью самоустранилось от организации полноценного ведения охотничьего собаководства в интересах охотников. Остаётся предположить, что все усилия в РКФ направлены только на эксплуатацию и стимулирование более прибыльных статей кинологического бизнеса, но не на реальную заботу об охотничьем собаководстве.
При таком, явно равнодушном отношении, вместо полноценного и грамотного ведения кинологической работы, руководству РКФ и РФОС проще всего окончательно самоустраниться от своих прямых организационных обязанностей в этой сфере и полностью отдать охотничье собаководство, саму судьбу охотничьих пород, на откуп таким “энтузиастам”-предпринимателям, в худшем смысле этого слова.
Если охотники, наиболее опытные и квалифицированные в кинологическом плане, в первую очередь, представители экспертного корпуса, не проявят стратегического понимания, не объединятся и не возьмут деятельность НКП под свой контроль, не наладят её исключительно в охотничьих интересах, как положенно, то в условиях признанного кризиса морали и нравственности, царящего в нашей стране, следует ожидать нарастания вала принятия произвольных малограмотных или авантюрных решений, выгодных и удобных лишь корыстолюбивым дельцам от охотничьего собаководства для максимальной рентабельности их частного бизнеса на собаках охотничьих пород, что прямо противоречит охотничьим интересам. Ведь большинству охотников должно уже полностью стать понятным, что за них самих никто не станет отстаивать их подлинные интересы.