Не было в России легких времен, и настоящее не легче предыдущих.
Охота и охотничье собаководство в полном загоне.
Говорят: «Проблем и так хватает».
А время идет, и проблемы охотничьего собаководства только нарастают и множатся. Конечно, есть у этого и глобальная причина: полный развал охотничьей отрасли и охотничьих обществ как первоосновы воспитания правильных охотников (в связи с введением государственного охотничьего билета).
Но сегодня я хочу обратить внимание всех охотников, и особенно охотников с лайкой (самой массовой охотничьей собакой), на то, как развивается наше лайководство последние 20–25 лет.
Срок немалый — четверть века, и сказать есть что. С начала 80-х держу лаек, охочусь с ними, в 90-х стал экспертом, начал ездить по городам и весям, больше видеть собак и людей, с ними живущих.
В 1999 году в Екатеринбурге прошла очень значимая международная выставка западносибирских лаек, посвященная 50-летию породы. Выпустили очень хороший каталог, с прекрасными фотографиями и статьями о становлении и развитии породы на Урале.
В.С. Целолихин писал: «При достаточно высокой классности собак превалируют дипломы по подсадным видам, это не может не беспокоить.
Конечно, испытания по «травильным» видам, столь популярные в последние годы, зрелищны, но условны, а по сути, подмена ими испытаний по основному назначению для лайки может привести к утрате уникальных признаков: высокого чутья, сообразительности. Эти виды испытаний все же следует рассматривать как «пробы» («РОГ», 16.02.2000).
В последующие годы прошли еще две выставки лаек, уже Всероссийские, в Кирове. Многие ведущие эксперты писали статьи в охотничьи журналы и газеты, проходили семинары и конференции. Приведем несколько таких выводов специалистов.
«Сверхувлечение этими испытаниями небезобидно. Волей-неволей идет отбор по качествам, проявляемым на испытаниях, которые весьма условны. При этой однобокости селекции через какое-то время могут быть утрачены уникальные качества, присущие лайкам» (В.С. Целолихин. «Охотничий вестник» № 7, 2001).
«Серьезную озабоченность вызывают у экспертов Урала отсутствие связи и контактов с огромной территорией коренного обитания лайки. Этот отрыв чреват окончательной потерей культуры охоты с лайкой и может привести к переориентации породы на участие в шоу-выставках и развлекательных испытаниях в городах-мегаполисах» (Г.З. Насыров. Екатеринбургский семинар по проблемам дальнейшего ведения породы ЛЗС. «Охотничий вестник» № 5, 2002).
«Состязания по вольерному кабану и подсадному медведю превратились в травлю зверя собаками, и их первоначальная благая цель — проверка отношения собаки к зверю — давно утеряны» (В.М. Чураков. «РОГ», 22.05.2002).
«К субъективным факторам, негативно влияющим на развитие породы, относятся мероприятия с подсадными видами, где возможно выявить только злобу, а другие качества лайки игнорируются; несовершенство правил испытаний и бонитировки позволяет лайкам-бездарям попадать в класс «Элита» (А. Найда. На родине мансийской лайки. «Охота и рыбалка», 02.02.2005).
Прошло 20 лет, все предсказания сбылись, предупреждения корифеев-лаечников канули в Лету. Порода изменилась далеко не в лучшую сторону. Трудно стало найти хорошего (в рабочем и экстерьерном плане) кобеля для вязки, щенка — для души охотника, утрачена культура охоты вообще и с лайкой в частности.
В угоду своим амбициям владельцы беспородных лайкоидов с фальшивыми документами кичатся своими «перводипломными» медвежатниками и кабанятниками, занимают призовые места на состязаниях высоких рангов.
Приставка «пч» (полевой чемпион), «пп» (полевой победитель) в родословных таких производителей повышает цену их щенков и туманит головы начинающих собаководов. Где же здесь лайка? Где наследие наших предков, доставшееся нам? Испытания по вольному кабану проводят, сразу выпустив кабана из багажника автомобиля.
Травильные лайки, используемые на «подсадных» состязаниях, никогда не бывают на настоящей охоте, а их владельцы открыто говорят, что вольный зверь такую собаку убьет сразу, или собака потеряется и пропадет, уйдя за ним. Зато гены этих псевдолаек активно приумножаются.
Люди, опомнитесь! В Интернете видишь ролики, как привязанный медведь таскает и уродует словленную им собаку, у которой нет ни инстинкта самосохранения, ни ловкости. Разве такая лайка нужна охотнику?
Корень проблемы вижу в шоу-состязаниях, где правят исключительно деньги, амбиции владельцев и падкие до зрелищ «окололаечные тусовщики». Испытания, садки, пробы, притравки очень нужны, наверное, просто необходимы.
А шоу-состязания по подсадным и вольерным видам надо запретить. Это загубило любимую породу по меньшей мере на трети территории России. Пора остановиться.
Так давайте проводить состязания по вольным видам, давайте разводить охотничьих собак, давайте сохраним то, что еще имеем!