Пишу эти строки, находясь на весенней охоте, и потому мое видение проблемы будет изложено достаточно кратко и конспективно. Итак, по порядку. Проблема негативного влияния натаски подружейных собак на успешность размножения пернатой дичи поднималась на страницах нашей газеты еще в конце девяностых годов.
Она была затронута в статьях ученых и охотников Ю.Ю. Блохина, М.Н. Мещанкина (кстати, эксперта по легавым). Вопрос, стоит ли натаскивать собак на дупелиных токах, поднимали и другие эксперты-кинологи. Замечу, что речь шла как о сомнительной пользе от самой натаски в таких условиях для молодых собак, так и о необходимости снижения фактора беспокойства гнездящихся птиц в угодьях.
Периодически подобные материалы появлялись и в дальнейшем, в частности в прошлом году мною была опубликована статья «О весенней натаске легавых» (РОГ № 25, 2013) о недопустимости натаски и полевых испытаний в гнездовой период (подчеркну: именно во время насиживания птицами кладок, вылупления птенцов и их развития до срока подъема на крыло).
При этом я особо подчеркивал, что наилучший период натаски и полевых испытаний подружейных собак — это июль. С начала месяца приобретают способность к полету молодые дупеля и бекасы, а они традиционно основной объект натаски. Меня поддержали ученые-биологи, некоторые эксперты по охотничьему собаководству.
Незамедлительно моя позиция была поддержана и департаментом охоты Минприроды России, провозгласившим своей основной задачей сохранение популяций охотничьих птиц и зверей и их неистощительное использование. Были и противники запрета майско-июньской натаски— главным образом, организаторы испытаний, эксперты-кинологи и профессиональные натасчики.
Последних понять можно: для них это основной хлеб (и неплохой), который вдруг хотят отнять. Кинологи сетовали, что в июле негде проводить испытания, так как большинство угодий зарастают травой и птица оттуда уходит, а пастбищ днем с огнем не сыщешь.
Хочу подчеркнуть, что основным и самым желанным объектом натаски служит дупель. А «специально отведенные места для натаски собак» как раз и устраивают в лучших дупелиных угодьях. И я выступал, в первую очередь, за сбережение дупелиных токов и сохранение гнезд и молодняка этого вида.
Конечно, попутно от регулярного настойчивого прочесывания угодий собаками в сезон размножения страдают и другие кулики, а также утки, пастушковые и другие наземногнездящиеся на лугах птицы. Я не буду повторять выдержки из той статьи. Отмечу лишь крайнюю нежелательность беспокойства и регулярного разгона дупелиных токов, рядом с которыми (а иногда и прямо на них) устраивают свои гнезда дупелиные самки.
Приведу основные данные по фенологии гнездования дупеля в центральной России:
- Прилет — 25 апреля
- Начало активного токования — 1–10 мая
- Окончание токования — 15 июня
- Начало насиживания — 15–20 мая
- Период насиживания — 22–24 суток
- Вылупление птенцов — 10–15 июня
- Подъем на крыло — в возрасте 20 суток
- Дата массового подъема на крыло — 1–10 июля
- Летние миграции (высыпки) — 15–30 июля.
Самка сносит обычно 4 яйца в течение четырех дней и начинает плотное насиживание с третьего снесенного яйца. Неполные кладки потревоженные самки, как правило, бросают. Полные кладки бросаются редко, зато часто разоряются серыми воронами и наземными хищниками, так как, сходя с гнезда, самка не укрывает его (как у уток) и нередко гнездо оказывается совершенно открытым, особенно в низкой траве. Птенцы до подъема на крыло уязвимы для хищников, в том числе и для собак. Из этого следует, что период тишины в угодьях желательно проводить с 1 мая по 30 июня.
Итак, по моему мнению, июль — оптимальный месяц для натаски и испытаний. В ответ на вопрос, где найти оптимальные угодья, скажу, что именно в июле сенокосы, даже без выпаса коров, как магнитом притягивают дупелей.
Орнитолог Александр Леонидович Мищенко проводил специальные эксперименты в Виноградовской пойме реки Москвы, включающие сенокошение лугов в угодьях с использованием сенокосилок. Да, нужно платить косцам, еще большая проблема — куда девать сено? Но все эти вопросы, как оказалось, можно решить. Сразу после сенокоса дупеля стали здесь обычной птицей.
Надеюсь, Александр Леонидович расскажет об этом эксперименте читателям «РОГ». Мне известно также несколько частных охотничьих хозяйств, где проводят сенокошение специально для привлечения дупелей в июле. Вот вам, общества охотников, и конкретные биотехнические мероприятия на пользу охотников с собаками. Может, теперь будет меньше вопросов о том, куда идут деньги от продажи путевок?
Еще замечу, что дупель широко распространен в нашей стране от самых западных границ до Енисея на востоке и от лесостепи на юге до кустарниковых тундр на севере. Однако это, скорее, северная птица. Больше всего дупеля в Архангельской, Вологодской областях и Республике Коми. Там пресс охоты на него ничтожно мал (может быть, за исключением поймы Сухони в Вологодской области, куда нередко приезжают москвичи).
Например, в Шенкурском районе Архангельской области в пойме Ваги в середине мая, где мы проводили массовое кольцевание дупелей, их тока по 30–40 птиц встречались через каждые полкилометра. Здесь для местных охотников дупель не представляет интереса, легавых никто не держит, да и основной сезон охоты открывается с четвертой субботы августа, когда дупель давно уже отлетел. Так может, есть смысл хотя бы раз в год проводить выездные испытания на севере?
А как натаскивали легавых наши предки в XIX веке? Конечно, тогда дичи было значительно больше, и об ее сохранности особо не заботились. Тем не менее в мае — июне молодых собак в основном только готовили к натаске, проводя дрессировку, отработку челнока, подачу. Это делалось там, где вероятность встречи с дичью была минимальной.
Вот и сейчас следовало бы выделить в угодьях такие места, заниматься в которых с собаками разрешалось бы круглогодично. Но это должны быть «пустые» угодья, которые всегда можно найти. Если там и кричит пара-другая коростелей или бьет перепел — ничего страшного в этом нет.
Л.П. Сабанеев рекомендует натаскивать легавых по молодым бекасам и дупелям в июле. О натасках в мае на токах упоминаний нет.
К сожалению, в своем приказе по изменению правил охоты, Минприроды исключило самый важный период в натаске собак — большую часть июля. Правда, потом, 22 апреля, на расширенном совещании было решено увеличить сроки охоты, сдвинув летнее открытие с подружейными собаками на болотно-луговую дичь на 20 июля.
Увы, самый важный период натаски (с 1 по 20 июля) сюда не попал. Под давлением кинологов натаску подружейных собак в гнездовой период было предложено все же разрешить, хотя и ограничить 16 днями в период с 1 по 30 мая (см. «РОГ» № 18, 2013).
Тем не менее я считаю позицию департамента, направленную на наведение порядка в сроках натаски подружейных собак и ограничение их использования в период размножения птиц правильной. Жаль, что эти изменения предварительно не были обсуждены и уточнены со специалистами. Теперь вот опять придется изменять и дополнять.
И в заключение еще раз о майской натаске. Раз уж под давлением собаководов пришлось пойти на уступки и разрешить ограниченное использование собак в угодьях в мае, надо внести уточнения по регламенту проведения натаски и испытаний.
Поскольку в основном эти мероприятия проходят на дупелиных токах, необходимо ввести ограничения по времени в течение суток. Активное токование дупелей начинается около 21:00 и заканчивается около 4 утра. В этот период, как бы ни было светло, все мероприятия должны быть запрещены.
Необходимо проводить регистрацию и ежегодную инвентаризацию дупелиных токов. Нужно разработать нормативы по уровню нагрузки на угодья и на конкретные тока. Возможно, в течение этих дозволенных 16 дней будет необходимо чередовать участки натаски, особенно при проведении массовых мероприятий. Самую активную роль в этом должны взять на себя владельцы подружейных собак.
От редакции
Нам представляется вдвойне интересным мнение к.б.н. С.Ю. Фокина, ведь он не только ученый, но и охотник, владелец РОС. Кроме того, он шеф-редактор нашей газеты, через его руки проходят сотни писем и материалов о состоянии охотничьих ресурсов страны, в том числе и о состоянии популяции охотничьих птиц.
В своем официальном сообщении («РОГ» № 18, 2014) специалисты департамента охоты весьма избирательно, как и в случае с другими авторами, трактуют точку зрения нашего коллеги по натаске легавых собак в летний период.
Решение Берсенева увеличить сроки натаски за счет 16 дней в мае похвальны, но не имеют никакой юридической силы. Одного желания директора департамента против подписи министра на уже существующем приказе № 581 от 10.12.2013 «маловато будет».