Обширные мелководья, густо поросшие всевозможной растительностью, которой подчас и названья не знаю. Для утиного племени — рай: и корма вдоволь, и укрытие надежное. Конец июля — птенцы выросли. Встречаются еще поздние выводки, но большинство встало на крыло. Даже бывалые охотники Подмосковья удивляются изобилию водоплавающей дичи.
В самом деле, шага не сделаешь вдоль берега, чтобы не взлетела утка, а то и две. Даже у опытных утятниц-спаниелей голова идет кругом. Когда из-под морды неожиданно взлетают сразу аж три здоровенных кряквы, спаниель столбенеет и только удивленно крутит головой.
У некоторых, бывает, «сносит крышу», и тогда они, вздымая тучи брызг, неистово бросаются в бесшабашную погоню по мелководью. А местные охотники, слушая восторги приезжих, машут эдак небрежно рукой, мол, это еще что!..
У экспертной комиссии работы невпроворот: с рассвета до заката вслед за испытуемыми лазят по осоке, камышам, хлябям и воде, порой по грудь, а то и вплавь (чтобы не отстать).
Съехалось посостязаться больше полусотни охотников с лучшими спаниелями со всех краев России. И каждой собачке надо уделить внимание не менее часа. Но в сутках их всего двадцать четыре, а светового времени и того меньше. Пожалуй, только настоящие фанаты могут выдержать эти истязания. При этом они должны быть авторитетными экспертами. Нашу комиссию возглавлял общепризнанный охотник, знаменитый воспитатель и дрессировщик спаниелей. Кто близко знает, убежденно говорят, что он спаниелей чувствует, а они — подчиняются ему сразу. Вскоре удалось убедиться в этом самому.
Одна молодая, но талантливая черно-пегая спаниелька вдруг заупрямилась и не захотела идти на подачу с суши. Хозяин и просит ласково, и требует строго, и просящим тоном, и грозно-командным рыком. Все бестолку. Трясет волнистыми локонами длинных ушей, но не идет и — все! Стоит как вкопанная. Эксперты, при всей возложенной на них строгой ответственности, не звери.
Искренне сочувствуют владельцу до этого момента удачно выступавшей и вдруг неожиданно забастовавшей суки. Но что тут поделаешь! Стоит, не идет... Наконец, председатель, сжалившись, шагнул к собаке, наклонился и твердым тоном скомандовал: «Подай!» Спаниелька глянула ему в глаза, видимо, увидела в них нечто такое, что сразу осознала неправоту своего поведения, и на рысях помчалась исполнять команду.
«Вот так!» — удовлетворенно сказал эксперт, поворачиваясь к ведущему. Хозяин собаки смущенно развел руками — что тут скажешь — мастер! Эксперт, потрясший окружающих своей способностью влиять на незнакомых собак, с удовлетворением наблюдал за ушастой, резво припустившей на подачу. Выражая свое отношение к ее капризам, небрежно бросил ей вслед: «Жаба!»
Спаниелька резко остановилась на полпути, будто на стену натолкнулась. Стала боком. Посмотрела укоризненно на сказавшего и, обиженно набычившись, свернула в сторону, в кусты. Немая сцена. Затем хохот, мол, вот это да! Спаниель понимает смысл русской речи! Собака не терпит унижения ее достоинства. Потом мы, отсмеявшись, успокоились, а хозяин пошел в кусты извиняться перед своей гордой ушастой.
Этот случай, по-моему, подтверждает мнение, что русский охотничий спаниель очень смышленая собака, способная понимать смысл речи. А недавно прочитал об исследованиях американских ученых, установивших в результате опытов, что собаки действительно понимают то, что мы говорим, во всяком случае понимают смысл некоторых слов.
Неслучайно, видимо, один из московских экспертов, чье имя на слуху, выбрал своим девизом в инете крылатую фразу: «Собаки только внешностью запаздывают, а так они почти что люди».