Раздел книги Шилбреда, посвященный ирландским сеттерам, — это плод многолетнего изучения любимой породы, которую автор вел в течение сорока пяти лет.
По утверждению К. Шилбреда, ирландские сеттеры краснопегого и сплошного красного окрасов встречались в Ирландии еще в XVII веке. Первоначально в этой породе было несколько линий, принадлежавших крупным землевладельцам.
Наиболее известными были сеттеры Лорда де Фрейн оф Фреч Парк, а также сеттеры О'Коннор, от которых произошли линии де ля Туч и Мисс Линделл, а также линии сеттеров Россмора, Лорда Уотерпаркс и Сэра Лофтуса.
С какого времени велись эти линии, определить трудно, но известно, что некоторые существовали еще до гражданской войны в Англии (1640–1660).
Ирландские землевладельцы обычно определяли дату происхождения своих собак в связи с историческими событиями, такими как Великая гражданская война 1798 года, сильный ураган в 1839 году, голод в 1848-м...
Полковник Миллнер из Дублина, выдающийся заводчик и эксперт по породе, писал в своей книге о собаках, что о происхождении сеттера ничего точно неизвестно.
В начале XVII века эта порода была известна под названием «красный спаниель», причем в некоторых местах оно сохранилось, что дает намек на его происхождение. На гэльском языке (Gaelige — национальный язык жителей Изумрудного острова) ирландского сеттера называют modder rhu (красная собака).
Поскольку ирландские спортсмены охотились теми же способами, что и английские, то возможно, они использовали спаниелей на соколиной охоте. Эти собаки были вывезены непосредственно из Испании или, может быть, оттуда же, но через Англию.
Южное и западное побережья Ирландии часто посещались испанскими и английскими спортсменами, привозившими туда своих собак. Следует отметить, что из всех пород сеттеров ирландский по своему типу наиболее отличался от спаниелей.
В те времена еще не устраивались выставки собак, и ирландский сеттер использовался главным образом для охоты. Тогда же заводчики-собаководы брали для разведения потомства только лучших охотничьих собак из числа имевшихся в стране.
Читайте материал "Петров день: ждем вас в полях"
Окрасу не придавали особого значения; при ведении породы учитывались только климат и условия окружающей среды. Преобладал коричневато-красный окрас у спаниелей, работающих на воде, у волкогонов и у ирландских терьеров.
То же самое можно сказать и об ирландских сеттерах.
Родон Ли так цитировал описания старых экспертов по породе об окрасе «ирландцев»: «Красно-белые сеттеры преобладали в средних и западных районах, в северных районах встречались и сплошного красного окраса.
Настоящий красный окрас был у сеттеров линии Фрейна и линии О'Коннор». На выставке собак в Бирмингеме (1860), задолго до утверждения стандарта породы 29 марта 1885 года, ирландские сеттеры впервые выводились на отдельном ринге как обособленная порода.
С этого момента они стали вывозиться с островов Туманного Альбиона в страны Западной Европы, в Америку и Россию. Первая пара ирландских сеттеров Чарли и Нелл была куплена господином Оппенгеймером из Санкт-Петербурга у капитана Ирвина из Типперери в Ирландии в 1874 году. Но их следы в России затерялись.
Первые «ирландцы» сплошного красного окраса появились в России примерно в 1875 году, но порода как таковая еще не велась. И все же в России ирландскому сеттеру повезло: он сразу попал в руки настоящих любителей, дельных охотников, которые серьезно принялись за правильное ведение породы и ее полевое развитие.
А имя Александра Михайловича Пескова, как основателя породы ирландского сеттера в России, навсегда останется в летописи русского собаководства. Именно им в 1881 году одновременно были выписаны из Англии Фак из питомника Гаукса и Уйда из питомника Макгофа.
Как утверждает в своей монографии «Ирландский сеттер в России» (Тула, 1902) известный знаток и страстный любитель этой породы К.В. Мошнин, от Уйды и Фака была выращена (сначала Песковым, потом Федоровым) целая серия пометов, которые и создали основание «московских», или «песковских», ирландских сеттеров.
Убежденные приверженцы этой породы приложили немало усилий для сохранения генофонда в трудные годы революции и Великой Отечественной войны.
Читайте материал "Госдума выступает против охотничьих собак"
В предвоенный период развития породы, начиная с 30-х годов прошлого столетия, родословная российских «ирландцев» идет в основном от чемпиона Гипа, сына Дугласа Е.Э. Клейна и Беттер-Флай Волкова. Под судейством Р.Ф. Гернгросса чемпион Гип получил на полевых испытаниях диплом 1-й степени.
И в дальнейшем вся работа с породой была направлена на сохранение полевых качеств чемпиона. От Гипа была получена целая плеяда собак с высокими полевыми качествами, которые сыграли заметную роль в становлении породы.
После Великой Отечественной войны в Россию было ввезено несколько собак из-за границы (в основном из Германии), из которых в породу вошли: Алка Герасимова, Норгэ Фалалеева, Арго фон Гольдмюлле и Гарро из питомника «Красная звезда».
Из перечисленных собак лишь Алка Герасимова оказалась полевой работницей. Поэтому из ее многочисленного потомства всего три собаки зарекомендовали себя в поле и были широко использованы в породе. Это Леди Ефимченко, Мушка Кузнецова и Аза Кириллова.
Значительно позднее, также из Германии, была привезена еще одна выдающаяся производительница Уля, которая волею судеб оказалась у бессменного на протяжении не одного десятка лет руководителя племенного сектора секции ирландских сеттеров Московского общества охотников Татьяны Николаевны Кром.
Уля наряду с хорошим экстерьером обладала высокими полевыми качествами, сразу получив диплом 2-й степени. От нее и Бима С.С. Воронкова был получен очень интересный помет, из которого одна собака имела два диплома 1-й степени, две собаки — дипломы 2-й степени и еще две собаки — по диплому 3-й степени.
Кроме этого помета, от Ули, к сожалению, больше щенков не было.
В результате целенаправленной племенной работы под руководством Е.Э.Клейна и Т.Н. Крома стали выделяться группы и семьи с характерными особенностями экстерьера и полевой работой.
Пожалуй, самым большим достижением племенной работы было появление достаточно большого количества «раннеспелых», принимающихся работать по первому полю собак.
Своего расцвета порода ирландских сеттеров в России достигла к 100-летнему юбилею, т.е. к 1985 году как численно, так и качественно, когда в планах вязок только Московского общества охотников фигурировало до 60 сук и около 30 кобелей.
Читайте материал "Кому выгодно закрывать охоту в местах нагонки"
Порода стала очень популярной среди любителей островных легавых собак. На ежегодных выставках МООиР «ирландцы» были чрезвычайно многочисленны: до 40–50 собак в одном возрастном ринге.
В постсоветское время, когда как грибы стали плодиться среди собаководов клубы и клубики, а централизованная племенная работа канула в Лету, ирландский сеттер несколько утратил свои ведущие позиции среди островных легавых собак.
К этому следует добавить, что ввозимые в последнее время из-за границы в основном выставочные экземпляры ирландских сеттеров были далеко не самыми лучшими обновителями крови и нашей рабочей собаке чутья и стиля не прибавили.
В настоящее время российские любители ирландских сеттеров обладают еще достаточным племенным материалом с высоким экстерьером и прекрасными рабочими качествами.
А задача и долг отечественных заводчиков и всех, кому дороги охотничьи интересы Родины, — поддержать на должной высоте породу ирландских сеттеров, не увлекаясь модой и помня, что вкусы и потребности разных стран не могут быть тождественны.