Ох, уж эти «щуки»…

Произошло это событие несколько лет назад. Есть такое место за г. Спасск-Рязанский, где в Киструскую старицу впадает Исадовская протока, которая соединяет Оку с этим водоемом. Много воспоминаний о хороших зимних рыбалках связано с этим местом. Когда-то тут собирались, как казалось, чуть ли не половина рязанских рыбаков. Конечно, это было не так, но ряды автобусов и машин по берегу были впечатляющими.

В протоке сильное течение из Оки в старицу, и рыболовы были вынуждены использовать каждый изгиб русла, каждую миниатюрную заводинку в пологом, поросшем камышом правом берегу. Бывало, если попадешь на водоем чуть позднее, то идешь и идешь вверх по течению, а все места, в которых можно ловить на мормышку, заняты. В этих минизаливах и заводинках рыба отдыхала от борьбы с сильным течением. Уловы у рыбаков бывали неплохие, а то и отличные. Клевала здесь вся окская рыба, включая и крупных подъязков и голавлей, которые в зимнее время не самые активные прожоры.

Но прошло время. Как это часто бывает, вход и выход из протоки обмелели, а если учесть, что зимний уровень Оки в последнее десятилетие очень низок, то и рыбы стало заходить в протоку на порядок меньше. Да и ее общее число в Оке, и не только, по понятным всем причинам уменьшилось. В связи с этим и перестали эти места пользоваться особым вниманием у «зимников». Но мы с друзьями, а потом и сыном, иногда, по старой памяти, наведывались сюда проверять ситуацию с клевом.

Вот и в тот год поехали мы сюда на разведку, посмотреть, что и как. Случилось это в конце февраля — самое глухозимье, но воспоминания греют, так что надежда была. Приехали как всегда на заре, когда восход окрасился в малиновый цвет, что предвещало ясный, морозный день. Быстро спустившись на лед, направились в глубину протоки к проверенным местам. До обеда пробурили множество лунок на отрезке протоки никак не меньше 300 метров, испробовали различные приманки, ловили и на мотыля, и на опарыша, пробовали «чертей» и «нимф», выходили и на течение, но практически бесполезно. Лишь несколько ершей и окушок были нашей добычей.

Сын и товарищ решили выйти на старицу, чтобы попытать счастье там, а я задумал проверить одно местечко, которое не раз приносило удачу в былые годы, хотя утром мы там уже ловили, но без результата. Теплилась надежда на послеобеденный клев. Место это было небольшим «пятачком», что в принципе предполагало комфортную ловлю всего лишь для одного рыболова. Место примечательное. Здесь оканчивалась подводная песчаная коса, поросшая травой, которая местами выступала даже через толстый лед и снег. Коса делила протоку на две неравные части: по левой шел основной мощный поток, правый был шириной всего несколько метров. Он зарос травой, проходя через которую, поток практически замирал. За косой глубина резко понижалась до 2 м, а через несколько метров начинала подниматься. Как раз здесь же кончалось тиховодье.

Придя на место, очистив утренние лунки и просверлив пару новых, начал ловлю. Пробежавшись по лункам и не увидев ни одной поклевки, решил пару удочек поставить на «стоячку» с мотылем. Время к двум часам, а у меня ни поклевки. Потихоньку подкрадывается разочарование, тем более вижу, как ребята вдалеке машут руками.

Но вот при очередной дробной проводке «безмотылки» — остановка. Ну наконец-то. Упорное сопротивление, и плотва на 200 граммов на льду. Потом еще и еще одна. Пробежка по лункам приносит пару рыбин граммов по 250. Здесь замечаю поклевку на «стояк». Сторожок сигналит команду «подъем»! Упругие толчки — на льду неплохая густера. В общем, до вечера кое-что поймали. Ребята на старице наловили неплохих окушков.

На этой рыбалке произошел курьезный случай. Сижу, играю мормышкой, рядом с ногой удочка с мотылем. Вдруг «бульк», и нет любимой удочки. Ну не нахалы ли эти рыбы?

Короче, решили съездить еще раз. Второй выезд был практически идентичен первому. Но я взял с собой жерлицы, поскольку в первый выезд попались плотвицы с характерными порезами. Вот только ставить их было практически негде из-за обилия травы. Но кто ищет, тот найдет! После многочисленных бурений в траве было найдено несколько мест для установки. Вот только с живцом проблемы. Удалось все-таки к обеду поставить несколько жерлиц и практически сразу же поймать небольшую, за килограмм, щучку. И, внимание, опять «бульк», и нет второй удочки — так ведь и всех можно лишиться с подобными темпами.

В общем, едем в третий раз. Уже начало марта. Солнечный день, практически оттепель — днем сидим без шапок. Как правило, в такую погоду клев бывает в ранние утренние и вечерние часы. Но в тот раз как-то все было весело, по-весеннему. И рыба клевала, хоть и не как из пулемета, но равномерно весь день. Кстати, и неплохая и разнообразная. Но тот выезд запомнился не этим. И все из-за жерлиц.

С утра, самое главное, удалось быстро поймать живца, что уже хорошо. Сразу три ставлю в траве на разведанных в прошлый выезд местах. При этом глубина такая, что грузило практически в лунке. Две ставлю у края травы, где позволяет течение. Как это здорово, когда все идет так, как загадывал еще среди недели, планируя выезд. Время девять, жерлицы поставлены, теперь можно спокойно и на мормышку половить.

Люблю сочетать мормышечную ловлю с установкой жерлиц. В тот день безветренная погода позволяла ловить на мормышку лицом к установленным жерлицам, которые и стояли всего в каких-то 3-5 метрах. Красные флажки буквально горели в лучах солнца, показавшегося из-за деревьев. Приятное зрелище для глаз рыболова. Вскид флажка — это всегда адреналин, этого ждешь, на это надеешься. Помногу не ставлю, 5-7 штук хватает, чтобы удовлетворить желание и страсть, а частенько бывает, что и порадовать супругу 1-2 щучками. Не успел, как говорится, обсидеться на ящике и поймать что-нибудь, как в тишине — резкий щелчок поднятого флажка установленной в траве жерлицы. Звук заставил быстро поднять голову. Близкое расположение жерлиц позволило весь цикл поклевки увидеть не сходя с места. Катушка провернулась несколько раз, остановилась и примерно через полминуты начала вращаться все быстрее и быстрее. Всё как по классике. Подсечка и вываживание принесли щучку граммов на 600, которая показалась из лунки с пучком травы. Начало порадовало.

Потом пошло самое интересное. Не успел сесть на место, как за спиной раздался звук сработавшей жерлицы. На этот раз катушка вращалась с бешеной скоростью. Бывает, так клюет крупный озерный окунь. Но здесь же трава, подо льдом глубина 30-50 см, какой уж здесь глубинный окунь. Преодолев за секунды малое расстояние, увидел, что на катушке осталось всего несколько витков. После подсечки последовал мощный рывок, затем еще и сход. Насадил нового живца, вернулся к ящику и только приступил к ловле, как снова «флажок». Визг катушки подстегнул к быстроте движений. В этот раз леска закончилась вся. Жерлица ходила ходуном. Подсечка отозвалась мощными ударами в глубине. С большим трудом удалось отвоевать половину лески. Но опять сход!

Кто же покушается на живца? Характер поклевки, тупое настырное сопротивление, не прекращающееся ни на секунду, ни на что не похожее. Непонятно…

Опять насаживаю живца. Сел на ящик, но ловить на мормышку не могу. Смотрю на флажки, понимая, что не могут случиться три поклевки подряд с двумя сходами на такой ограниченной площади, на такой глубине. Но мне «везет»! Проходит несколько минут — очередной подъем! Катушка визжит, я бегу. Подсечка! Леска 0,4 режет не только край лунки, но и руки. Решаю в этот раз утомить рыбину. По ощущениям, в ней далеко за 5 кг! Но поведение опять какое-то странное. Нет никакой усталости. С трудом отвоеванные метры приходится отдавать, боясь, что леска порвется от таких потяжек. Борьба продолжается несколько минут, но вот удалось подтянуть трофей ко льду. Опускаюсь на колено, но никак не заведу противника в лунку. Наконец вода поднимается горбом, сопротивление резко ослабевает, как пробка из бутылки что-то вылетает из лунки, что-то черное, большое, так непохожее на щуку! Все это заставляет резко отпрянуть от лунки. И это что-то большое, черное и с хвостом падает мне на колени. Какова все-таки человеческая реакция! За долю секунды успеваю вскочить на ноги и сбросить это нечто с себя. Кстати, на голове шевелюра тоже успела вскочить. Когда прихожу в себя, то отмечаю на льду огромную ондатру, которая не желает расставаться со своим обидчиком и норовит то ли вцепиться, то ли взобраться опять на меня. При этом так скалит зубы и злобно сверкает глазами, что просто жуть! Попытки атаки были прерваны как отбросом зверька ногой, так и поспешным бегством рыболова. При этом от тройника зверь не освободился, он впился в заднюю лапу. Как происходило освобождение от крючка, об этом история умалчивает.

Получив свободу, зверек, несколько раз обернувшись, вальяжной походкой отправилась к ближайшей промоине.

А я остался в растерянности. Эта ведь попалась за ногу. А две первых за что? Говорят, что ондатры рыбу не едят, но по характеру сопротивления, сомнений нет, на крючках были они.
Вот такие «щуки» клюют, бывает, у нас на Рязанщине...