Среди огромной армии рыболовов есть немало тех, которые с большим нетерпением ожидают холодной осенней поры и особенно прихода короткого периода непосредственно перед ледоставом. Ведь чем студеней вода и ближе зима, тем злее становятся некоторые хищники в различных водоемах.
Они гоняют косячки мелкой рыбешки практически весь короткий световой день и продолжают жировать даже ночью, причем в азарте охоты некрупные хищники зачастую становятся жертвами матерых собратьев.
Особой кровожадностью в пору глубокой осени и в предзимье отличаются щуки, окуни, налимы и судаки. Вот они-то и становятся основными объектами различных способов ловли – активных и довольно пассивных, выжидательных. Активными принято считать спиннинг, нахлыст, дорожку, отвесное блеснение с лодки, а пассивными – весь набор приемов ловли на живца: различные донки, кружки или стационарные поставушки, живцовую поплавочную удочку.
Однако думается, что подобное деление весьма условно, поскольку в большей мере активность того или иного способа ловли зависит от темперамента самого рыболова. Уж никак не назовешь активным спиннингиста, «прилипшего» к одному месту, где у него когда-то клюнуло, и методично «долбящего» приманками заветную точку на водоеме.
Не вызывают особого уважения хапуги доночник или кружочник, которые выставляют огромное, запрещенное количество снастей, не могут оперативно ими работать и лишь как сычи «пасут» их, предоставляя все проблемы с клевом рыбе решать самой – у нее, видимо, и мозгов в голове больше. Трудно согласиться и с тем, что так называемый троллингист занимается активной рыбалкой – всю физическую работу за него делает мотор, глубина хода приманки определяется по эхолоту, зато руки свободны для бутылки пива.
В то же время рыболов с живцовой удочкой очень мобилен и, переходя с места на место, он способен обловить большую акваторию, в итоге найти скопление того или иного хищника и добиться впечатляющего результата.
И такая ловля на живца кажется наиболее интересной как в зрелищном, так и в эмоциональном плане, особенно когда случается настоящий жор, например, щуки. Тогда крупный яркий поплавок, лишь слегка шевелящийся на водной глади от движений живца, вдруг со звуком, похожим на хлопок при извлечении из горлышка бутылки винной пробки, исчезает из виду, а леска начинает медленно уходить со шпули катушки.
Тут рыболову спешить не стоит, иначе преждевременная подсечка оставит его и без живца, и без добычи. Необходимо спокойно дождаться, когда хищник остановится и леска перестанет сходить с катушки. После этого закрыть дужку лесоукладывателя, включить стопор обратного хода и, выждав несколько секунд, достаточно энергично подсечь.
Но так следует ловить, когда щука берет хорошо и применяется довольно крупный живец – «зубастая» в период осеннего жора неравнодушна к карасям, карпятам, плотве, окуням, ротанам весом 50-100 граммов, да и мелкие хищники, особенно окуни, в этом случае будут меньше донимать.
Однако нередко бывает так, что из-за неблагоприятных внешних факторов или из-за преобладания в водоеме определенного вида корма щука берет вяло, лишь придавливая крупного живца на крючке. В этом случае правильным будет максимально облегчить снасть, в качестве живцов использовать мальков разных рыб или вездесущих верховок и этих рыбешек насаживать исключительно за губу и только на одинарный крючок соответствующего размера.
Подсечку необходимо производить сразу, как только на поплавке обозначится какое-нибудь решительное движение – короткий прижим вниз, уход под воду, поводка в сторону. Глубокой осенью на ряде водоемов не раз приходилось успешно ловить матерых щук легкой поплавочной удочкой, которой обычно ловят плотву, используя в качестве наживки верховку длиной 3-4 сантиметра и устанавливая живца в полводы.
При этом снасть настраивалась так, что из воды выступала только верхняя часть поплавка высотой не более 5 миллиметров, потому что большинство поклевок хищницы выражалось в виде приседания поплавка всего лишь на пару миллиметров, и если не делалась своевременная подсечка, то даже такой мелкий корм щука бросала.
Кстати, хваток щуки не было вовсе, если в конструкцию оснастки вводился даже очень тонкий металлический поводок, вроде бы необходимый по всем рыбацких канонам. Но он по большому счету и не требовался, учитывая характер клева хищницы, когда она после удачной подсечки попадалась преимущественно за край верхней или нижней челюсти.
Что касается роли поводка вообще, то в чистой осенней воде этот элемент живцовой оснастки надо использовать с большой осторожностью: мало того что он гораздо заметнее прозрачной лески, часто грубый поводок сильно ограничивает движения живой приманки, быстро утомляет ее и делает непривлекательной для хищника.
Безусловно, по известным причинам необходим поводок для жадно берущей щуки или при ловле налима, чтобы этого представителя тресковых в пресных водах снимать вместе с поводком, а не выдирать крючок из внутренностей. Но вряд ли поводок сделает клев хорошим, а точнее сильно ухудшит его, при ловле окуня, судака или берша – эти хищники и живца предпочитают мелкого, для которого поводок обременителен, и режущих зубков в пасти не имеют.
Поэтому в значительной мере ограничивают себя в возможностях, да и в улове тоже, те рыболовы, которые монтируют живцовую оснастку на кружке, донке или поплавочной удочке одинаково, на все случаи жизни. Для каждого хищника и под определенные условия ловли нужно создавать соответствующую снасть либо видоизменять имеющуюся, иначе не будет систематически весомых результатов.
И в тактическом плане ловля разных хищников глубокой осенью требует существенно различного подхода. В эту пору чем вода сильнее остывает, тем активнее становятся налим и крупные хищники, в том числе и щука, и судак, и окунь и даже жерех с голавлем, но заметно хуже начинают клевать более мелкие их собратья, но последних гораздо больше по численности на любом водоеме.
Так вот, именно на них направлена тактика поиска достаточно плотных скоплений и соблазнение на поклевку подходящим живцом или мальком с помощью оптимальной по конструкции и качеству снасти. И каким бы ни был вялым «рядовой» по размеру хищник, тут все определит инициатива самого рыболова – пусть поиск берущей рыбы станет длительным, зато достойного результата удастся достичь за короткое время.
Другое дело – желание взять матерый трофей, поскольку такая рыба обычно ведет одиночный образ жизни, когда она или курсирует по определенному маршруту по своим охотничьим угодьям, или стоит в засаде в приметном месте.
Тут от рыболова требуется буквально доскональное знание конкретного водоема, перспективных мест для обитания на нем крупного хищника того или иного вида. А еще необходимо немалое терпение и вера в успех, потому что крупная рыба питается редко и далеко не каждый день – возможно, на избранную точку придется прийти не один раз.
Кстати, то, что здесь не будет даже изредка попадаться мелкий хищник, станет косвенным подтверждением присутствия в выбранном перспективном месте настоящего «хозяина». При этом также надо помнить, что матерые судаки, щуки и даже окуни – это обычно сумеречные хищники и даже ночные, поэтому надежную снасть можно не снимать и оставлять до утра, либо вечером не спешить рано уходить с водоема.
Отдельная тема в живцовой рыбалке – это добыча, хранение и транспортировка живой приманки. От того, какого размера, вида и качества окажется на данный момент наживка у рыболова, будет целиком зависеть успех всего предприятия.
Прежде всего, надо очень осторожно относиться к приобретению живца в магазине – неизвестно, где и, главное, когда он был добыт. Возможно, рыбки настолько измучены, что жить им осталось недолго, кроме того иногда приходится сталкиваться с тем, что хищник на каком-то водоеме не желает брать корм с «неместным» цветом и запахом. Также с привозными живцами в водоем можно занести ту или иную заразу и сильно повлиять на судьбу местного рыбьего населения. И все же в крайнем случае можно наживку купить, но тогда выбирать наиболее живучих рыбок, к которым следует отнести карася, окуня, горчака, ротана.
Тут, главное, не совершать ошибку и не сажать разных живцов для хранения и перевозки в один сосуд, который называется канной. Рыбы, даже родственные, плохо переносят близкое соседство и часто отравляют друг друга собственными выделениями, потому что, к примеру, плотва не выносит выделения окуня и ерша, но и «полосатому» также не ужиться долго с ершом или ротаном. К тому же, многое будет зависеть от плотности посадки рыбок в канне, от температуры воды и частоты ее смены, а также от возможности аэрации воды в сосуде.
И надо взять за непреложное правило: чтобы не погубить наживку полностью, никогда не надо в канне менять всю воду сразу – лучше не более трети от объема; не следует в канну доливать воду, сильно различающуюся по температуре от той, в которой на данный момент находится наживка. А поскольку на рыбалке могут понадобиться и разные живцы, и сосудов с ними потребуется несколько плюс запасная вода для смены, то любители живцовой охоты часто объединяются в небольшие группы, где у каждого свои четкие обязанности.
Безусловно, идеальный вариант, когда живая приманка добывается непосредственно на водоеме, но для этого иногда просто нет времени, кроме того требуется нести с собой дополнительный инвентарь. И тем не менее, возможностей добыть привычный для данного хищника корм не так уж и мало: прежде всего это известный всем малявочник – мелкоячеистая сетка размером метр на метр на специальном каркасе; подходят для пленения мелочи и верша, и вентерь, и даже большая стеклянная банка, куда рыбешек привлекают небольшим количеством прикормки; при определенной сноровке много наживки удается наловить легкой поплавочной удочкой, однако глубокой осенью рыбы иногда вообще не оказывается в береговой зоне, а ловля на поплавок с дальней дистанции очень трудоемка и малоэффективна в ледяной воде.
К так или иначе добытым живцам следует относиться бережно, следить за их состоянием в канне, лучше на месте ловли их помещать в просторный садок, а в канну – только расходное количество. Не нужно брать наживку голыми руками – они слишком горячие для рыбок, содержащихся в ледяной воде, что неминуемо приведет к ожогу и ранней гибели живца. Следует надевать на руки специальные перчатки, а рыбок изымать из воды перед насадкой на крючок небольшим сачком из плотной сетки.