На сбросе воды

В этом году тяжелый для рыбы и рыболовов сезон глухозимья наступил несколько раньше, чем в предшествующие года с поздним становлением льда.

Лучшая обстановка с кислородом в воде на больших водоемах с постоянным током воды и на реках. Для московских рыболовов это, в первую очередь, Иваньковское и Угличское водохранилища.

Несмотря на достаточно высокое поголовье рыбы в этих водоемах, не все могут похвастаться достойными уловами. На то есть совершенно объективные причины. Одной из таких причин является переменное течение и изменения в уровне воды. Хочу кратко вновь акцентировать внимание рыболовов на том, что на всех водохранилищах Волжского бассейна рыба наиболее активна в те дни и часы, когда течение достигает максимальной силы.

Что летом, что зимой, когда в воскресные дни уменьшают сброс воды с плотин и вода «встает», рыба тоже встает и не ищет корм. Иными словами, в воскресные дни рыбалка самая трудная и наименее успешная. Пик тока воды наблюдается со среды на четверг, и тогда, особенно ночью, стоит рассчитывать на успех.

С усилением течения рыба выходит на мелкие места, и это относится не только к подлещикам и плотве, но и к судаку с бершом. При стабильном уровне воды этих хищников реально обнаружить даже на трехметровой глубине. Лещ и подлещик, в зависимости от рельефа и силы струи, может стоять и кормиться на глубинах 8-10 м днем и 4-7 м в ночное время. Зная рельеф и особенности поведения рыбы в тот или иной день недели, достаточно легко найти лунки с активной рыбой.

Процесс рыбалки существенно осложняется, если начинает резко меняться уровень воды в водоеме. Начиная с февраля, на волжских водохранилищах сбрасывают «лишнюю» воду, что приводит к значительному снижению ее уровня. Во всех мелких заливах лед ложится на дно, жизненное пространство у рыбы существенно уменьшается. Уменьшение уровня воды может происходить очень быстро, что для обитателей водоема означает наступление «стихийного бедствия».

Рачки, личинки, жуки, черви, которые попадают под ложащийся на грунт лед, или погибают, или зарываются в грунт, или успевают скатиться с убывающей водой. Поэтому на границе опустившегося на грунт льда временно концентрируется большое количество корма для рыбы. И, казалось бы, вся рыба должна здесь стоять и кормиться. Но не все так однозначно.
Убывание воды вызывает у рыбы чисто инстинктивную реакцию – спасаться. Эта реакция рыбы неотвратимо работает как летом, так и зимой. Поэтому с началом сброса воды и понижением уровня рыба из заливов, с поливов и вообще с мелких мест в течение часов скатывается в ямы и русло. Первые несколько часов и даже дней, до тех пор пока уровень воды более или менее не стабилизируется, наблюдается образование «винегрета» из рыбы всех мастей и размеров в самых глубоких частях водохранилищ.

После того как уровень стабилизируется, рыба начинает перераспределяться. Мелочь опять занимает свои привычные мелководные места, тем более что здесь им достаточно корма. Крупная рыба предпочитает придерживаться бровок около заведомо глубоких мест. Отсюда окунь, плотва, щука совершают периодические «набеги» на прибрежную зону с целью поживиться мелочью, рачками и личинками.

Лещ до наступления «последнего» льда на мелкие места уже выходить не будет. Сложность поиска активной рыбы обусловлена сейчас тем, что в полной мере сохраняется воздействие на суточные  миграции усиление или снижение силы течения на основном русле. В дальнейшем обстановка на водохранилищах и поиск крупной рыбы еще более осложнится, поскольку начнет сказываться недостаток кислорода и начнутся миграции не только по площади, но и по горизонтам. Характерно то, что после сброса воды в условиях переменного течения миграции рыба совершает значительно быстрее. Наступает период, когда рыболовы, в буквальном смысле, преследуют мигрирующие стаи судака или окуня. Сейчас, как никогда, успех рыбалки зависит только от активности самого рыболова и его способности обдуманно и целенаправленно искать активную рыбу.

Если сил для поиска недостаточно, а искать, например, судака сейчас в одиночку вообще «гиблое дело», то можно половить окуней и плотву в прибрежной зоне или на выходах из глубоких заливов, например, в устье Федоровского залива. Перспективен Первый технический залив, где окунь и плотва стоят около дамбы, а подлещик и крупная плотва — на яме посередине залива. Уже заметно сказывается качество снасти – тонкая леска, мелкие приманки и правильно подобранный чувствительный кивок. Снасть должна быть идеально отрегулирована и проверена. Необходимый темп поиска рыбы может быть настолько высоким, что нужно быть совершенно уверенным в снасти. Настолько уверенным, чтобы тратить на проверку новой лунки на наличие окуня не более пяти проводок мормышки с одним мотылем.

На Иваньковском водохранилище главной целью рыболовов остается подлещик, а лучше лещ. Дневная ловля очень усложняется, причем до такой степени, что некоторые рыболовы даже прекращают поиски и решают подождать до конца марта. Причиной опять же является нестабильность водного режима. Стаи гуляют по глубоким поливам, вдоль глубинных бровок. Периодически стая встает, но через некоторое время опять приходит в движение. При этом подлещик редко заходит на само русло. Очень похоже поведение окуня, но эта рыба, кажется, следует за определенной струей. Причиной может быть миграция тюльки, которая следует за «своей» струей течения определенной силы. В большой мере поведение окуня «копируют» судак и берш, но делают это не так быстро.

Труднее всего сейчас искать крупную плотву, что, впрочем, делают очень немногие. Если разобраться, то причина в этом одна. Найти плотву, пусть даже и не совсем крупную, сейчас реально только в  компании «безмотыльщиков» с опытом ловли в условиях непрерывного перемещения в поисках стоянки рыбы или в «преследовании» мигрирующей стаи. Такая тактика поиска и ловли сейчас наиболее рациональная на Угличском водохранилище, на котором все изменения в регулировании стока воды намного более ярко выражены, чем на Иваньковском водохранилище. Здесь наиболее эффективен коллективный поиск в компании «чертятников», причем в поиске и плотвы, и окуня, и судака с лещом. Леща здесь ловить с прикормкой сейчас вообще не имеет смысла, если учесть, что лед не такой уж и толстый, а усиление течения неминуемо делает его еще более опасным. До многих перспективных мест с предполагаемыми стоянками рыбы физически не добраться.

Возвращаясь к ситуации на Иваньковском водохранилище, можно посоветовать или активный коллективный поиск с чертиком с наживкой или без нее, или поиграть в лотерею с ловлей подлещика. Чтобы повысить свои шансы на успех, имеет смысл перейти на ночную ловлю. Если говорить о выборе места, то нужно выбрать район и распланировать время рыбалки таким образом, чтобы сохранить максимально возможную мобильность. Может так статься, что тактика, когда закармливается ряд лунок на разной глубине, не даст никакого положительного результата. Это говорит о том, что район для ловли выбран неверно. Здесь в данный момент рыбы просто нет, а если рыбу показывает эхолот, то это означает, что рыба неактивная. И в том, и в другом случае нужно менять район, а не место ловли.

Даже при понимании и осознании реальной ситуации на водоеме многие рыболовы становятся на путь упования на прикормку и благосклонность рыбы. Прикормка отличная, место проверенное, снасть испытанная – значит, нужно ждать подхода рыбы. Сейчас такая тактика временно не работает. Позволить себе так действовать может местный житель, чтобы иметь возможность проверять наличие рыбы хоть по пять раз в день. Но я заметил, что как раз местные рыболовы такой тактики и не придерживаются. Они ходят с крупными мормышками или с чертиками по конкретным точкам, которые могут располагаться весьма далеко друг от друга. Характерно, что эти точки расположены в конкретных, но совершенно разных по рельефу местах. Можно заметить, что эти перемещения происходят по определенному пространственно-временному маршруту.

Что еще почитать