Традиционный способ перемещения с грузом, практикуемый в суровых климатических условиях североамериканского континента, предполагает использование зимой тобоггана. Это изобретение индейских племен, населяющих Канаду от края Великих Озер до северной границы страны, а также всю территорию Аляски.
Конструктивно тобогган представляет собой нечто среднее между санями и носилками. Внешне он имеет вид гондолы, сплетенной из ивовой лозы толщиной в указательный палец. Внешняя часть – рамка – может иметь форму перевернутой буквы U или овальную. После того, как рамка согнута и ей придана нужная форма, промежуточная часть заплетается лозняком, в результате чего образуется выпуклая решетка. Дно тобоггана не должно быть плоским для того, что бы при транспортировке он проваливался в снег под весом груза, и при этом был устойчив по отношению к переворачиванию.
К передней части крепился длинный ремень или веревка, заканчивавшийся шлеей, надеваемой на пояс владельца или через плечо по диагонали. Поклажа, транспортируемая на тобоггане, привязывалась к нему веревками. Хозяин пускался в путь, а груз на веревке следовал за ним, скользя по снегу.
В наши дни древний индейский способ применяется довольно часто не только на американском континенте, но и далеко за его пределами. Для современных охотников размещение грузов в рюкзаке является наиболее часто встречающимся способом их транспортировки. Однако иногда возникают моменты, когда массу поклажи необходимо распределять. Такое происходит при передвижении по замерзшим водоемам, болотистым участкам, покрытым снегом, местам, где под толщиной снежного покрова могут быть скрыты трещины и провалы.
Рюкзак, в котором транспортируется снаряжение участника похода или охотника, концентрирует массу груза и его владельца на небольшой площади, на которую оказывается значительное давление. В приведенных выше обстоятельствах это может быть опасным. Использование тобоггана в качестве альтернативы рюкзаку или совместно с ним позволит снизить давление на ледяную корку или снежный наст и значительно уменьшить вероятность провалиться в снег или уйти под лед.
В обиходе охотника тобогган может быть удобен в качестве средства доставки дичи от места охоты до зимовья или точки, где оставлен автомобиль. В условиях зимних охот часто случается так, что транспортировка добычи представляет собой большую проблему, нежели ее добывание. В снегу по колено и выше тащить на себе даже тушу косули – сложность, а если речь идет о чем-то более крупном – это становится настоящей проблемой. Применение тобоггана поможет ее решить если и не с легкостью, то во всяком случае проще, чем без него.
Как удобнее использовать «индейские сани» - с рюкзаком или без? На этот вопрос нет однозначного ответа. Индейцы не пользовались рюкзаками, транспортируя с помощью тобогганов одеяла, шкуры, запасы провизии и добытую дичь. Если бы стало возможным задать этот вопрос кому-то из них, ответ был бы однозначным.
В наше время компромиссный вариант станет самым удобным. Рюкзак современному охотнику привычнее, да и поклажа включает в себя виды снаряжения, которые не следует подвергать контакту со снегом. Логичнее всего сочетать оба транспортировочных средства следующим образом. Тобогган при его наличии следует укрепить поверх рюкзака. На туристических и охотничьих рюкзаках имеются фастексы, стропы «Молле» и иные виды креплений, предназначенных для размещения снаряжения поверх него.
При таком подходе пристегнутый тобогган не будет создавать помех, его небольшой вес не отяготит владельца. При перемещении через опасное место можно переложить в гондолу часть груза или рюкзак полностью, миновать полынью или тонкий лед, а затем в обычном порядке следовать дальше.
Несмотря на свою конструктивную простоту, тобогган представляет собой надежное средство перемещения грузов и поклажи зимой, эффективность его использования проверена такими известными личностями, как путешественники-исследователи Севера Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен и писатель Джек Лондон.