Проблемам выполнения Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2006–2015 годы был посвящен состоявшийся на Мозырщине (Республика Беларусь) областной семинар, сообщила «Белорусская лесная газета».
Участниками его стали охотоведы, руководители лесхозов, региональных отделений Белорусского общества охотников и рыболовов, специалисты Минприроды. Выбор на Мозырский лесхоз пал не
случайно. За короткий срок здесь создано показательное охотничье хозяйство.
Знакомство с достижениями местных охотоведов, однако, началось с охотхозяйства «Альком». Руководитель службы его охраны Евгений ПРОХОРОВ лично прилагает немало усилий, чтобы направить процесс в цивилизованное русло. Гостям были продемонстрированы оборудованные по всем правилам стрельбища. Здесь местные охотники, что называется, набивают руку, тренируются. Кое-кто из гостей также посоревновался в меткости в упражнениях «бегущий кабан» и «спортинг» – стрельба по летящей тарелке. Подобные стрельбища, будь на то желание, легко оборудовать едва ли не в каждом районе. Особая гордость Прохорова – охотничьи собаки: традиционные западно-сибирские лайки, эстонские гончие и пока еще редкие для здешних мест дратхаары. За ними, по мнению хозяина, будущее белорусской охоты.
С многочисленными примерами воспитания у населения, особенно у детей, любви и бережного отношения к природе участники семинара знакомились в районном эколого-культурном центре. Кстати, в стране он пока единственный. Но все же «гвоздем программы» стало посещение охотничьей усадьбы в Лешнянском лесничестве, в сорока километрах от Мозыря. Все здесь сделано добротно, даже с некоторым изыском, чтобы не стыдно было принять и иностранных гостей. Ведь хозяйство должно не только окупать себя, но и приносить прибыль. Правда, пока, по словам руководителя лесхоза Николая ДАДЬКО, о прибыли говорить рановато, затраты не окупаются и наполовину. Экономический результат будет не так скоро, как того хотелось бы.
А самая большая польза, наверное, такова, что за десять с небольшим лет целенаправленной работы в здешних лесах численность кабана, лося, косули выросла вдвое, зайца и лисицы – в два с половиной раза, куницы – в шесть.
«Количество зверя в лесу, развитие охотничьей инфраструктуры и успешная борьба с браконьерами, – подчеркнул заместитель министра лесного хозяйства Николай ЮШКЕВИЧ, – и есть основные условия, способствующие тому, чтобы ведение охотничьего хозяйства стало прибыльным».
А значит, надо сделать все, чтобы на ловца, как говорится, и зверь бежал. Каким образом это получается у мозырян, показывал и рассказывал инженер-охотовед Георгий КАМНАЦКИЙ. Ежегодно для подкормки диких животных заготавливается до 20 тонн зерноотходов, 1–2 тонны корнеплодов и желудей, тонна соли-лизунца. На подкормочных полях, как можно было заметить, действительно богатая растительность и это привлекает животных. А еще – возможность принять «нефтяную» ванну, чтобы избавиться от паразитов. Как-то заметили, что дикие кабаны с удовольствием купались в луже, образовавшейся в результате аварии на нефтепроводе. Для них специально устроили несколько таких ям-купален.
Вскоре на территории охотхозяйства появятся благородные олени. Их завезут из Беловежской пущи, уже строится просторный вольер. В лесхозе создано шесть рейдовых групп для борьбы с браконьерами. Но для того, кто идет в лес с благими намерениями, егерь – лучший друг и помощник. Каждый из шести егерей прекрасно экипирован. Имеется на выбор два средства передвижения: мотоцикл или лошадь для верховой езды. Кстати, катание на лошадях входит в комплекс предлагаемых услуг. А прекрасно оборудованные вышки используются не только по прямому назначению, но еще для фото– и видеоохоты.
Особого внимания заслуживает охотничья усадьба. В уютных гостиничных номерах одновременно может разместиться до десяти человек. Водопровод, баня, русская печь с лежанкой, кухня с холодильником, летняя веранда – все условия для полноценного отдыха. В огороде – картошка, лук, помидоры, зелень. В прудах неподалеку на удочку ловятся караси величиной с ладонь. Что еще надо?
Все прекрасно, вот только удовольствие, по мнению некоторых участников семинара, обходится дороговато – шестьдесят тысяч белорусских рублей в сутки (1000 белорусских рублей примерно равна 12 российским рублям. – Ред.), не считая дополнительных услуг. Вопрос о ценах на услуги вызвал, пожалуй, больше всего споров.
«Охотничье хозяйство – такая же отрасль, как и всякая другая, – убежден замминистра. – И она должна приносить доход. В то же время 70 процентов охотугодий в стране работают неэффективно. Охота тоже имеет свою цену. Хотим мы того или нет, но будем платить. И чем больше удастся привлечь богатых охотников, тем быстрее окупятся расходы на создание инфраструктуры».