Разработчики проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» сообщали, что он позволит усовершенствовать правовое регулирование в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Через введение дополнительной ответственности за стрельбу в неположенных местах, по их мнению, преступность будет побеждена.
15 ноября 2012 г. ответственным за проект был назначен Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству.
Проект был направлен в регионы России и получил 7 положительных отзывов от органов законодательной власти Татарстана, Алтая, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Якутии, Астраханской и Самарской областей.
Как сообщалось на официальном сайте ГД РФ, проект не поддержало Законодательное собрание Ульяновской области.
9 марта 2013 г. на законопроект свое обязательное по предмету правового регулирования заключение дало правительство Российской Федерации.
17 апреля законопроект был принят в первом чтении, 11 июня – во втором. Решением Совета ГД РФ он назначен на заключительное третье чтение и принят 18 июня. Теперь, если президент Российской Федерации подпишет новый закон, он вступит в силу с 30 июля этого года.
К третьему чтению депутаты из проекта убрали «страшилку» в виде предложения ввести административную ответственность за стрельбу из оружия на расстоянии 5 километров от населенных пунктов (депутат ГД РФ С.М. Катанасов). К третьему чтению в проекте не оказалось спорного, но понятного многим предложения о резком усилении ответственности за незаконную стрельбу из оружия, совершенную группой лиц (либо лицом), находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
За эти действия предлагались административный штраф в размере ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему, лишение права на приобретение и хранение, а также хранение и ношение оружия на срок от пяти до семи лет и административный арест до пятнадцати суток (член Совета Федерации ФС РФ В.Б. Рушайло). Правильно это или нет, рассудит время.
Имеющуюся и применяемую статью 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» принятый законопроект излагает в более жесткой редакции и существенно ее дополняет. В случае одобрения сенаторами и подписания президентом России эта статья будет наименоваться «Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах». Появились в ней новые части 1 и 3, а санкции бывшей статьи (в проекте – часть 2) усилены.
После прочтения новой редакции статьи 30.13 КоАП РФ приходит мысль о ее неоднозначности для правоприменительной практики. Дословно: «1. Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой».
Получается, что с момента начала действия новой редакции статьи каждый владелец оружия, в том числе и охотник на охоте, может быть подвергнут в угодьях административной ответственности. О последствиях этого мы помним. За два нарушения (смотри статьи 13 и 26 ФЗ об оружии) можно лишиться права на хранение и ношение оружия.
В новой редакции статьи 20.13 КоАП РФ указывается на возможные административные правонарушения при стрельбе из оружия в отведенных для этого местах. О каких правилах говорится, не совсем понятно. Можно предположить, что скоро появятся новые правила стрельбы из оружия, в том числе и охотничьего, в отведенных для этого местах (и на охоте?), и новая норма закона еще более расширит круг нарушений, за которые можно будет привлечь к ответственности. К примеру, за стрельбу по дичи над водоемом, где рыбачат в это время люди.
При внесении проекта депутаты сообщали в пояснительной записке, что статья, которую они взялись редактировать, обеспечивает мерами административной ответственности реализацию норм Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии». Но неужели недостаточно имеющегося законодательства в сфере обращения оружия и регулирования охоты?
Работают и исполняются большинством легальных владельцев оружия, в том числе и охотниками, не только сами Федеральные законы об оружии и охоте, но и Правила оборота оружия, инструкции МВД России, Действуют Правила охоты и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Причем все охотники находятся в так называемой группе риска.
Большинство наших читателей и охотников стоят за то, чтобы оружием владели законопослушные и здравомыслящие люди. Для большинства из нас понятно, что обращаться с оружием в состоянии алкогольного или наркотического опьянения нельзя. Но сегодня, когда ожидается введение проверки на алкоголь на транспорте, становится реальностью попасть в списки нарушителей административного законодательства.
К примеру, уже в ближайшее время на десяти станциях московского метрополитена будет организован выборочный контроль с помощью алкотесторов. Конечно, все будет происходить согласно закону и инструкциям. Но как убрать субъективный фактор при таком контроле? Как сделать, чтобы проверяющие пользовались своим правом избирательно и с уважением к гражданам? И как добиться безусловного исполнения контролерами и гражданами законов и установлений?
К сожалению, далеко не все принимают (и исполняют) запрет на обращение с оружием в состоянии опьянения. Поэтому понятно указание в части 3 новой редакции статьи 20.13 КоАП РФ об ужесточении ответственности за стрельбу в населенных пунктах и в других не отведенных для этого местах в состоянии опьянения.
Автор сам немало натерпелся от таких горе-охотников, для кого главное не охота, а застолье. Но стоит ли каждого охотника с оружием подозревать в пьянстве? Разрабатывая новый проект, законотворцы, к сожалению, забыли разъяснить, что надо понимать под опьянением? К примеру, даже в УК РФ имеются различные, аналогичные предлагаемым, отягчающие обстоятельства.
Среди них:
- – употребление алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ (статья 23 УК РФ);
- – наркотические средства упоминаются вместе с психотропными веществами, а также их аналогами (глава 25 УК РФ);
- – одурманивающие вещества, не включающие в себя наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги (статья 151 УК РФ);
- – состояние опьянения (пункт «д» части 1 статьи 63 и части 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ).
Отсутствует в законе (пока) и определение способа приведения человека в данное состояние. Из-за этого нет единообразия в применении закона, что не исключает произвольного толкования терминологии. Опять субъективный фактор…
Ясно, что закон, каким бы совершенным он не был, преступности не остановит. Хотя закон и ужесточен, а полицейские усиливают контроль, все еще медленно снижается число «стреляющих свадеб» или разборок с короткостволом на дорогах.
Что законопослушные граждане и охотники не враги общества – это аксиома. Наша отечественная история и мировой опыт учат, что охотники – это всегда защитники Отечества, лучшие воины, разведчики и снайперы. Они не только знают оружие и метко из него стреляют, но понимают меру своей ответственности.
От знакомства с проектом становится грустно. Приходит мысль, что усиление борьбы с вооруженной преступностью нужно начинать не с этого. Ведь преступники вооружены намного лучше законопослушных граждан, на законы не обращают внимания, и часто дензнаки отводят их от справедливого наказания. Законопослушных граждан контролировать легко, проверить, как они хранят охотничье оружие и носят его на охоте, труда не составляет.
Но кто же будет следить за исполнением новых требований закона? Сотрудников полиции бесконечно реформируют и сокращают, а чоповцы пока не наделены правом контроля в сфере оборота оружия.
Грустно, что мы, охотники, могли бы повлиять на принятие закона, но не сделали этого. Возможно, именно наши предложения могли бы убедить депутатов, что надо не только усиливать ответственность за стрельбу, но и обеспечивать повседневную работу по выявлению лиц, незаконно владеющих оружием, и изымать его у всех, кто незаконно или с нарушениями его хранит.
Жаль, что охотники снова не отреагировали на проект, который стал законом…