Дробовой сноп

Впервые такое понятие, как дробовой сноп, я встретил у С.А. Бутурлина где-то в середине теперь уже прошлого столетия. Им же была предложена и форма этого снопа в виде колокола, летящего подвесом вперед.

Сноп дроби действительно может ассоциироваться со снопом искр, которые летят от наждачного круга при обработке стальных деталей. Что же касается колокола, то ни у С. Бутурлина, ни у кого-либо еще я не встречал ни теоретических, ни экспериментальных данных, подтверждающих такую форму дробового снопа в полете.

У меня давно сложилось собственное мнение по этому вопросу, но оно не претендовало на публикацию. Однако две статьи в одной и той же «РОГ» № 28, 2007 «Дробовой сноп» Н. Лядочкина и «Гармонизация» вместо алгебры» Гражданского инженера позволяют и мне высказаться по данной теме.

Прежде всего, хочу заметить, что в моей статье алгебры не будет, поскольку ее и быть не должно, а вот теория вероятностей и математическая статистика напрашивается, поскольку мы имеем дело с достаточно большим число дробин – многими десятками и даже сотнями штук.

В начале несколько положений, неоднократно экспериментально проверенных и описанных в литературе.

Дробовой сноп действительно образуется сразу после вылета дроби из ствола. Странно, что он, по мнению Гражданского инженера, мог образоваться в стволе, где дробь пороховым пыжом сминается до такой степени, что некоторые из них слипаются друг с другом. Такие слипшиеся дробины всегда можно обнаружить в мишени.

Дробовой сноп прогрессивно увеличивается в длину и в ширину с увеличением дистанции полета. В Американской охотничьей энциклопедии (The Hunter`s Encyclopedia, editor Raymond R., Camp. Harrisurg, Pennsylvania, Fifth Printing, January, 1957) представлены фотографии, сделанные высокоскоростной киносъемкой при стрельбе из цилиндра, модифицированного чока и полного чока на расстояниях 1,8 м, 2,7 м и 3,6 м, а также в непосредственной близости от мишени (тарелочки).

Из этих рисунков видно, что пыжи отстают от дроби на всех расстояниях при любой сверловке ствола, не влияя заметным образом на полет дроби. Это обстоятельство отрицает утверждения некоторых авторов о врезании пыжей в дробовой снаряд под действием пороховых газов, скорость которых больше дульной скорости дроби в 2–3 раза.

На фотографиях хорошо видно влияние чоков на рассеивание дроби. Даже на расстоянии 3,6 м поперечник рассеивания дроби, вылетевшей из ствола с полным чоком, не превосходит 2–2,5 диаметров пыжа, а дробь, вылетевшая из цилиндра, имеет такое же рассеивание уже на расстоянии вдвое меньшем.

Обращает на себя внимание сильная вытянутость дроби при стрельбе из чоков по сравнению с цилиндром.
Дробовой сноп не имеет ярко выраженного сгущения в головной части снопа, и больше напоминает рой пчел, а не колокол.

Опираясь на эти данные, у меня сложилось такое мнение. Каждая дробина, вылетая из строгого цилиндра, имеет равную вероятность отклоняться как внутрь, так и наружу осыпи. Назовите мне какую-либо физическую причину, заставляющую лететь дробь только к краю осыпи, и я соглашусь с вами.

Таким образом, деформированные дробинки могут находиться как в центре, так и на периферии. В этом легко убедиться, стреляя по достаточно длинной сосновой доске, охватывающей всю ширину осыпи от края и до края.

Странно, что такой эксперимент нигде не опубликован. А ведь определение таким способом скорости дроби известно у нас со времени опубликования трудов капитана М. Журнэ (мемуары о стрельбе из охотничьего ружья, С.-Пб, 1895 г.).

При стрельбе же из чока, как раз и следует ожидать, что большее число стертых дробин окажется именно в центре. Ведь для того и создавался чок, чтобы направлять боковые дробинки внутрь осыпи, увеличивая тем самым кучность. Но резкости при этом никто не гарантировал! С. Бутурлин не раз подчеркивал, что резкость цилиндра больше, чем у чока. И лишь теперь, при использовании пыжей-контейнеров, резкость чока частично приближается к резкости цилиндра.

И еще одно замечание по поводу «перестроения» дроби по Н. Лядочкину. Время полета дроби на расстояние, скажем 35 м, не превосходит для любого номера дроби 0,15 с. И как успевает часть дроби побывать за это время и в голове осыпи и в хвосте, ума не приложу?!

Существует еще одно недоразумение о якобы уменьшении числа дробин, попадающих в цель, при ее движении поперек снопа дроби. В этом Н. Лядочкин не одинок. Еще А.А. Зернов указывал, что если и есть какое-то значение, то оно ничтожно, поскольку скорость дроби более чем в 10 раз больше, чем скорость цели. Если упреждение выбрано правильно, то цель будет всегда находиться внутри дробового снопа. А промахи и подранки происходят, лишь когда цель находится не в том месте или не в то время, когда это необходимо.