Почему приманки перестают играть

Изображение Почему приманки перестают играть
Изображение Почему приманки перестают играть

Обычно у каждого блеснильщика есть самые-самые проверенные и близкие сердцу обманки, которые много лет радуют хорошей игрой и неплохими уловами.

Как бывают намоленные места, выдержанное вино, разыгранные музыкальные инструменты,
так и искусственные приманки с годами становятся только лучше, если конечно их вконец не исцарапают щучьи зубы…

Результативность приманок чаще связана с тем, что рыболовы обычно ездят на одни и те же места с одинаковыми условиями ловли. Но бывает так, что на другом более глубоком водоеме успешные прежде блесны вдруг перестают работать. Причем рыболов делает все как обычно: длинный взмах удильником, пауза… Но что-то не так. Планирующая блесна вдруг перестает зависать в толще воды, юрко и вертко уходя в сторону, как всегда, а сразу падает ко дну, отдавая в руку заметным тычком-рывком. Что же случилось с обманкой? Не погнулась ли, где-то ударившись о корягу? Нет, все в порядке. Никаких изменений. Может быть, все дело в резких перепадах погоды, на которые реагируют даже менее чувствительные окунь и щука? Но на соседней лунке вполне активно ловят окуней на мормышку с мотылем. Значит, рыба берет.

Но стоит рыболову найти привычную глубину, как сразу следуют уверенные поклевки на ту же приманку, которая несколько минут назад не могла спровоцировать на поклевку даже глупого окунишку-матросика. И приманка перестала после сброса сразу стучать в руку. Выходит, она стала работать в планирующем режиме, как и должно было быть при ее параметрах.

Влияние глубины

Ставшие обычными в последние годы подводные съемки, дают полную картину происходящего подо льдом. Все дело в разнице глубин, на которых также по-разному играет и приманка. И выясняется, что полутораметровая глубина наиболее идеально подходит для полноценной и результативной игры планирующих блесен, учитывая, что взмах удильником производится по обычной схеме, то есть относительно плавный и широкий. Чуть глубже, и приманка начинает сбиваться с привычного формата игры, а глубже 3-4 метров планирующие блесны превращаются по принципу игры в обычные «гвозди», узкие блесны без выгиба.

В более глубоких местах, больше пяти-шести метров, планирующие блесны совсем прекращают отклоняться от вертикальной линии сброса. То есть перестают играть. Между тем  рыболов наверху у лунки совершенно напрасно продолжает отсчитывать паузу, которая в обычном правильном режиме ловли бывает очень результативной. Здесь же она бесполезна.

Влияние большой глубины сказывается и на таком факторе, как толщина лески. Рыболовы знают, что приманки более естественно и лучше играют на тонкой леске. Но, оказывается, что ухудшение игры блесен на более толстой леске бывает заметно лишь на малых глубинах. В местах с глубиной около 7 метров искусственные приманки играют одинаково на тонких и толстых лесках. Причем обнаруживается, что самые простые «гвозди», не имеющие планирующей игры, вдруг начинают подвисать на толстой леске, как «планеры».

Изображение
 

Впрочем, нельзя сказать, что все поголовно планирующие блесны отказываются работать на большой глубине в режиме по умолчанию, то есть планировать, подвисать и отклоняться в сторону от оси лунки. Иногда более широкие и выгнутые фирменные или самодельные приманки играют одинаково хорошо на самых разных глубинах. К таким универсальным приманкам относятся и летние колеблющиеся блесны, которые не менее успешно применяются для подледной рыбалки.

Да, но что же все-таки делать с близкими сердцу обманками? Не выкидывать же их и не рыбачить только на мелководье! Нет, этих крайних мер можно избежать. Но вначале нужно протестировать приманки, то есть определить глубину, на которой исчезает эффект подвисания блесны и, значит, ее планирования в водной толще. Как только сброшенная вниз приманка начнет отдавать в руку ощутимым толчком, нужно запомнить эту границу между уровнями глубины для каждой приманки индивидуально. Затем изменить скорость и высоту взмаха удильником. Для ловли на большой глубине потребуется теперь уже не плавный и широкий взмах, а короткий и резкий.

Лучше, если высота взмаха будет соответствовать размеру приманки, пусть и длина ее не более трех сантиметров. Получится, конечно, совсем короткий и резкий рывок, но старая испытанная блесна снова заиграет, причем на любой глубине. Это станет ясно, когда даже на 10-12 метрах глубины блесна после сброса не будет стучать в руку, а снова начнет подвисать и уходить в сторону от вертикали лунки.

Другие причины удач и неудач

Кадры подводных съемок нередко фиксируют также смешные эпизоды, когда приманка, играющая слишком широко, стучит какому-нибудь окуньку точно по его темно-зеленой глупой башке с вытаращенными глазами… Точнее вытаращенные глаза и глупое выражение физиономии ошарашенного окуня – это все позже, после звонкого удара блесны. Перепуган окунь, перепугана вся стая, врассыпную кинувшаяся под коряги и в траву… Обычно рыболов даже и не догадывается о произошедших внизу событиях и не знает, почему вдруг резко прекратился клев. А причина наступившего бесклевья в чрезмерно размашистых рывках удильником вверх, когда блесна бьет нещадно и распугивает рыбу. Кроме того, пауза после сброса приманки была слишком короткой, а она, эта пауза, очень важна. Ее надо выдерживать до самых последних затухающих колебаний блесны или балансира. Как говорится, лучше передержать паузу, чем недодержать.

Иногда при отсутствии клева грешат еще на резкую смену погоды или на отсутствие рыбы… Много еще причин способен вспомнить рыболов с фантазией, а суть может быть и в такой мелочи, как крепление крючка.  Нередко даже хорошие блесны вызывают лишь пустые поклевки, когда на десять окуневых или щучьих хваток реализуется одна. Так бывает, когда рыба вялая, а блесна имеет жестко впаянный одинарный крючок. При довольно осторожных поклевках хищник только тычется в приманку, но не засекается. Подвешенные свободно тройнички с бусинками или кембриками на каждом крючке лучше привлекают рыбу и засекают ее более надежно.

Кстати, иногда удачу приносит, казалось бы, всем уже известный прием постукивания приманкой о дно. Шум и муть от возни приманки на дне нередко собирают целые стаи любопытной рыбы. Для такой ловли более подходят донные блесны, имеющие дополнительный крючок на «хвостике», поскольку вся игра приманки совершается прямо на дне или у самого дна. Проплывы донных блесен обычно очень короткие и представляют собой уходы в сторону со дна с возвратом в точку старта. 

Изображение
 

Также все больше развенчиваются легенды о кромешной тьме на дне, где якобы неважно, какого цвета приманки, шерстинки, кембрики, раз все равно не видно ни зги, и рыба не различает цвета и раскраски. Оказывается, под водой видны даже фирменные названия приманок и цвета различных заманух в виде шерстинок, мушек, кембриков и бусинок. Но видно и другое. Заметно сказывается на игре приманки слишком большой размер этих самых дополнительных мушек и перышек, когда планирующие блесны, перегруженные подсадками, перестают работать в режиме по умолчанию и просто падают на дно, как «гвоздики». Последние же, наоборот, приобретают кое-какие свойства планеров, но играют все равно плохо: штопорят и вихляются совершенно неадекватно и глупо. И здесь рыболову всегда  нужно знать меру, оснащая приманки дополнительными подсадками. Они должны соответствовать размеру блесны или балансира.

Впрочем, с балансирами несколько все иначе. Они не так болезненно чутко реагируют на чрезмерно большие подсадки, хотя все равно хуже выписывают свою знаменитую «восьмерку», если перегружены. Если же пропорции приманки и стримера соблюдены, то балансир ловит намного лучше, чем с голыми крючками.

При ловле на балансиры обычно применяется стандартный прием работы удильником, который чаще состоит из подъема приманки вверх. Этот прием плавного рывка удильником вверх подходит не ко всем приманкам и глубинам. Более универсальным можно назвать короткий и резкий рывок вверх, когда балансир начинает играть уже на подъеме. Эти суетливые и юркие движения напоминают резвящегося малька. И на сбросе балансир играет лучше, чем если бы он был поднят плавно и широко. Именно после короткого и резкого подброса удильником приманка далеко уходит в сторону от оси лунки и, возвращаясь, рисует сложную фигуру, напоминающую «восьмерку». Это обычно хорошо видно сверху сквозь прозрачный первый лед.

Иногда довольно успешным в ловле на блесны бывает прием, который повсеместно используют рыболовы-мормышечники, то есть колебания приманкой вверх-вниз. После обычного рывка и сброса можно еще поиграть приманкой у дна и касаясь его. Все эти движения выполняются на паузе после сброса. В некоторых случаях лишь они провоцируют вялого хищника на атаку. Но так бывает не всегда и не везде. 
Также при помощи подводных съемок пострадала аксиома о чрезмерной пугливости хищника. Помните? Мол, сорвалась рыба – поклевки больше не жди. На кадрах же нередко видно, что окуни равнодушно или даже с какой-то завистью провожают собрата в лучший мир, как им, наверное, видится. Другие же окуньки, кажется, только рады пропаже конкурента.