Заповедники объединили усилия в борьбе с браконьерством

Оперативная группа «Ирбис» вернулась из очередного рейда, во время которого стало ясно: совместная работа заповедников «Убсунурская котловина» и «Саяно-Шушенский» усиливает эффективность борьбы с браконьерством, сообщила пресс-служба Алтае-Саянского проекта WWF России.

В феврале–марте этого года в рамках работы оперативной группы «Ирбис» Ассоциации заповедников и национальных парков Алтае-Саянского экорегиона, на территориях заповедников «Саяно-Шушенский» и «Убсунурская котловина» были организованы рейды объединенных патрульных групп, в которых приняли участие инспектора особо охраняемых природных территорий Красноярского края и Тувы.

Оперативные инспекторские группы составили 6 протоколов. Из них три протокола на установленных лиц, у которых при нарушении имелось огнестрельное оружие. Причинить вред они не успели и были задержаны в охранной зоне заповедников. Кроме того, во время рейда было снято и уничтожено около сотни петель установленных на кабаргу, предотвращена заброска на территорию заповедника «Саяно-Шушенский» двух браконьерских групп. Получена оперативная информация о готовящихся заходах. Выявлены ранее неизвестные избушки и тропы, используемые браконьерами.

Оперативная группа «Ирбис» существует уже несколько лет, потому что Западный Саян – одна из ключевых территорий обитания снежного барса в Алтае-Саянском экорегионе, ядро этой группировки – Саяно-Шушенский государственный природный биосферный заповедник. Со стороны Тувы к заповеднику «Саяно-Шушенский» примыкает территория участка «Хан-Дээр» государственного природного биосферного заповедника «Убсунурская котловина».

Однако первые совместные рейды оперативных групп двух охраняемых территорий стали проводиться только с 2005 года. Обоими заповедниками формируется совместная база данных, где с применением GPS и ГИС-технологий картируются все обнаруженные во время рейдов браконьерские избушки, шалаши, пещеры, тропы и путики, используемые ими.

«Следует остановиться на одном из задержаний – оно стало примером необходимости совместной работы инспекторов двух заповедников и важности применения современных технических средств, – рассказывает Игорь КАЛМЫКОВ, координатор оперативной группы «Ирбис», заместитель директора Саяно-Шушенского заповедника. – В урочище Калбак-Мыс заповедника «Саяно-Шушенский» 19 февраля патрульной группой была предпринята попытка задержания двух вооруженных браконьеров, которые, несмотря на предупредительные выстрелы инспекторов, смогли на лошадях скрыться. Уйдя за границу Саяно-Шушенского заповедника, браконьеры были уверены, что за «кордоном» они в безопасности. Вот тут-то план совместных действий обрел практическое применение, да еще с использованием современных технологий (GPS и спутникового телефона). После сообщения по спутниковому телефону информации и данных прибора глобального спутникового позиционирования (GPS) участковый инспектор заповедника «Убсунурская котловина» Арлан Монгуш тут же предпринял необходимые действия, и уже на следующий день на браконьеров, возвращающихся с гор, были составлены протоколы. В настоящее время по этому факту ведется расследование.

Коллеги – инспектора заповедника «Убсунурская котловина» – всегда дисциплинировано и ответственно относятся к подобным мероприятиям. Уже за год мы увидели изменения в лучшую сторону: на всех основных тропах по границе заповедника «Убсунурская котловина» и его охранной зоны выставлены аншлаги. С местным населением ведется разъяснительная работа. На некоторых участках практически исключено нахождение браконьеров, например на р. Танмалык заход на территорию Саяно-Шушенского заповедника прекращен. Но главный итог совместной работы – это постепенное построение «Модели Дружбы» для более эффективного сотрудничества».


О РЕЙДЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Эта зима была неожиданно снежной. Обычно в этом районе можно передвигаться без лыж, но в этот раз на участке реки Алдын-Ишкин две группы инспекторов попали в ловушку, преследуя браконьеров. Тропя браконьерский пеший путик, инспектора, выйдя на Хемческий хребет, который и является границей между соседствующими заповедниками, столкнулись с неприятной неожиданностью – лыжней. Участок настолько отдаленный, что здесь «не ступала нога инспектора» чуть ли не двадцать лет, и соответственно информации о нем не было никакой. По следам было видно, что с этим же столкнулись и браконьеры, но у них не было ограничений во времени, и они за несколько дней сделали с помощью топора и ножа достаточно примитивные, но необходимые лыжи. Подбили их шкурой тут же пойманной кабарги – недолговечно, но в экстремальных условиях – профессиональное решение. У оперативников времени на «плотницкие работы» не было, решили рискнуть. Пошли по лыжне без лыж, пользуясь тем, что лыжня подмерзла. Правда кое-где пришлось передвигаться и на четвереньках. Вышли почти к гольцам: район высоты 2769 м. Далее лыжный след сваливал в долину Больших Ур к притоку Ховулыг-Ой. Вот тут то и начались экстремальные «приколы» – след «откис» на солнце и через каждый шаг проваливались по пояс. Здесь мы оставим интригу – как вышел из положения патруль останется тайной.

На участке Танмалык тоже произошел случай. Одна из инспекторских групп сбилась со старой тропы и, преодолев перевал у горы Хорум-Таскыл (2084,8 м), попала в крупный «курумник» (участок, усыпанный каменными глыбами, заросший кустарником и присыпанный снегом, кстати, в переводе с тувинского гора так и называется – «Скопление камней гольцовой вершины»). Озадачен был даже Семен, проводник-инспектор. Дело в том, что мы, пешие, проходили без проблем, но вот конь с вьюками мог переломать ноги. Поэтому за себя мы не переживали, а вот за коня беспокоились. Уже стемнело, когда мы брели в снегу без тропы и думали только об одном – найти какое-нибудь подходящее место для ночлега. Неожиданно перед уже изрядно уставшей группой и очумевшим конем открылась бесснежная поляна со старым кострищем и со стоящими рядом сухостоинами. Над всем этим возвышался кедр, под кроной которого лежал толстый слой подстилки из его игл. Костер, чай, и в спальники. Семен лег у костра на войлочный потник-чонак и укрылся шубой. Наш конь, которого зовут Ат (по тувински это «Конь)», освободившись от вьюков, радуется больше всех – тибинюет, копытит, разгребает снег и умудряется находить себе пищу. Тувинские низкорослые кони, не боящиеся огромных тяжелых вьюков, приспособленные ходить в горной тайге и без проблем находящие пищу, абсолютно незаменимы в этих местах.

По небосводу катится бубен Луны. Ночь камлает. Закрываешь глаза и по Млечному Пути – Хребту Ночи движется Патруль – Воины Гор. Бесконечен их Путь и Вечен. Потом Они пляшут в языках пламени – и это напоминает «танцы с волками». Спасибо Духу Гор, он подарил нам уютное место для ночлега. Для нас это стало оваа (место поклонения духам): мы поблагодарили костер, Самого Духа Гор, привязали цветные кусочки материи на ветви дерева, сыграли на хомусе, только потом отправились дальше.


Игорь КАЛМЫКОВ