Стоны и слезы раздаются и льются со страниц «Российской Охотничьей газеты» по поводу разрухи, царящей в охотничьем хозяйстве, которая произошла и происходит по вине современных реформаторов. Если мы оглядимся, то увидим, что и в других отраслях народного хозяйства дела обстоят не лучшим образом. Но мало кто задавался вопросом, почему это происходит.
Казалось бы, ясно: страна расплевалась со светлым коммунистическим будущим и повернула на рельсы капитализма, всепоглощающей, все регулирующей и от этого процветающей рыночной экономики. И сделан был этот поворот, как это типично для России, по-варварски, по-бандитски и грабительски.
На мой взгляд произошел отказ от специализации, отраслевого принципа. Смешали в кучу лес, рыбу, сельское, охотничье хозяйство. Получили гигантского монстра, в котором охотничье хозяйство надо рассматривать в лупу. Доходы от охотничьего хозяйства невелики, в основном от пушнины, каких-то 600 миллионов рублей. Что это за деньги в госбюджете!?
Не в пример современной власти, при коммунистах охотничьему хозяйству уделялось гораздо больше внимания. Продажа пушнины на экспорт, а продавалось ее до 95% всех заготовленных шкурок, давала стране свободно конвертируемую валюту. Удельный вес пушнины в экспорте СССР был очень высок.
Кадры биологов-охотоведов высшей квалификации готовились в Московском пушно-меховом институте (г. Балашиха), а позже – в сельхозинститутах Иркутска и Кирова. Специалисты-охотоведы среднего звена готовились в техникумах на Сходне (Московская обл.) и в Иркутске. Вопросы охотничьего хозяйства решаются путем научных исследований в созданном ВНИИОЗе и его филиалах. Значение пушного промысла для страны было столь велико, что даже в годы войны охотникам выделялись дефицитнейшие товары (мука, сахар, соль, мыло, ткани, боеприпасы). Страна расплачивалась с американцами по ленд-лизу за самолеты, тушенку, студебеккеры, помимо золота, и пароходами пушнины.
В Ленинграде был построен Дворец пушнины, где дважды, а то и чаще в год проводились аукционы по продаже пушнины и каракуля. На экспорт пушнины существовала государственная монополия.
Организуется Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР (Главохота РСФСР) на правах самостоятельного министерства со своей структурой, которая пронизывает и охватывает регионы и районы страны. Организуется районная служба охотнадзора. В ведении Главка находятся российские заповедники и заказники, а также Зоообъединение. В РСФСР создано более 200 кооп- и госпромхозов, которые помимо охотпромысла занимаются сбором дикорастущих ягод, грибов, орехов, промыслом рыбы, сбором лекарственного сырья и пчеловодством. Возникает общественная организация республиканского значения, которая объединяет областные, краевые и республиканские общества охотников и рыболовов под эгидой одной организации (Росохотрыболовсоюз).
Создаются десятки опытно-показательных государственных и общественных лесо-охотничьих и охотничьих хозяйств спортивного направления. Охотник за сданную государству пушнину не платит налогов. В больших масштабах осуществляется расселение охотничьих животных. Успехи в восстановлении численности соболя и бобра, а также заселение иноземными видами (ондатра, американская норка) весьма ощутимы до сих пор. Конечно, и в то время не все было хорошо и гладко, но что отрасль развивалась, расширялась и приносила пользу государству – это бесспорно.
С 90-х годов прошлого столетия можно отметить только ухудшение состояния отрасли охотничьего хозяйства по ряду причин. В первую очередь, развал страны и резкое сокращение или прекращение финансирования бюджетных организаций. ВНИИОЗ выжил чудом за счет сокращения количества лабораторий и перехода под «крышу» РАСХН. Спасибо коллегам – выручили и спасли. Промхозы практически исчезли так же, как и гослесоохотничьи хозяйства. Начался передел собственности путем отчуждения у общественных организаций охотничьих угодий и хозяйств частными лицами. Главохота РФ была преобразована в Департамент, который затем упразднили. Районную службу резко сократили, и практически она исчезла. Государственная монополия на закупку пушнины ликвидирована. ЦНИЛ охотничьего хозяйства и заповедников Главохоты РФ преобразован в Центрохотконтроль и влачит жалкое существование. Он практически лишен финансирования, научные сотрудники получают зарплату в среднем 2,5 тыс. рублей, полевые работы в планах не предусматриваются, деньги на них не выделяются, и ученые «питаются» в основном бумажной продукцией на основе полученной информации с мест. Областные охотуправления упразднили, и специалистов рассовали в фитоветнадзор управлений сельского хозяйства. Нашлись деятели, которые охотничье хозяйство не считают отраслью народного хозяйства. Но это мнение ошибочно. Отказ от специализации, специальности отрасли – вреднейшая тенденция. При этом в руководители тут же вылезают всезнайки, полузнайки, некомпетентные, но нахальные люди при полном отсутствии какого-либо чувства порядочности. Мораль у них одна – деньги и власть любой ценой. На все остальное наплевать.
Серьезный урон охотничьему хозяйству нанесли современное потепление климата и оголтелая агрессия «зеленых», особенно процветающих на Западе. В результате уменьшилась мода на меха и понизился спрос на пушнину. Пушнина утратила роль одного из важнейших поставщиков свободно-конвертируемой валюты, и, вполне естественно, правительство утратило интерес к ней на фоне газонефтяного золотого ливня. Покупательная способность большей части населения при современных ценах на товары из пушнины ничтожна. Некоторые виды пушнины, например бобр, шкурки которого весьма трудны для кустарной выделки, просто перестал промышляться в той же Московской или Тверской областях или добывается браконьерами на мясо. Подводя итог, можно сказать, что доход от охотничьего хозяйства по сравнению с нефтегазовой трубой ничтожно мал. А нравственная, социальная сторона дела никого не интересует. Вот поэтому все слезы и вопли охотников и охотоведов о беде в охотничьем хозяйстве России не доходят до ушей наших правителей. Никто из них официально не ответил на коллективные и частные послания, стенания и обращения к президенту, премьеру или министру. Развалив все что было, теперь они не знают, что делать в более значимых и экономически весомых отраслях народного хозяйства, а не то что в охотничьем хозяйстве. Стыдно, господа правители!
Когда при Б.Н. Ельцине шло гигантское разграбление России, было не до охотничьего хозяйства. Ну есть оно и есть. Пришел новый президент и решил что-то исправить. Подобрал министров и приказал им через реформы навести маломальский порядок. Вот тут под руку им попалось охотничье хозяйство. А что это такое? Примерив на себя, решили: да это же пьянка в бане с ружьем и в длинных сапогах. А сколько мы дохода от него получаем? – задались вторым вопросом наши деятели. Что?! Всего 600 миллионов рублей! Подумаешь, охотничье хозяйство.
В настоящее время вопросы охотничьего хозяйства России решаются в двух подразделениях МСХ РФ: Департаменте отраслевого развития (ресурсы) и ведомстве С.А. Данкверта – Управлении надзора по охране, воспроизводству и использованию объектов охоты. Вопросы охотничьего законодательства находились в агентстве сельского хозяйства, которое недавно было реформировано, т.е. ликвидировано. Таким образом, охотничье хозяйство было «растащено» по трем подразделениям министерства.
Охотничье хозяйство России, несмотря на кажущуюся простоту, является многосложным организмом, в котором нуждаются и заинтересованы миллионы людей, причем самой активной и лучшей части взрослого мужского населения страны. Я предлагаю:
1. Созвать в ближайшие полгода Всероссийский съезд всех обществ охотников (Росохотрыболовсоюз, ВВОО, «Динамо»). Пригласить владельцев частных охотхозяйств. Количество – не менее 2000 человек. Пригласить на съезд Президента В.В. Путина, премьера М.В. Фрадкова, министра сельского хозяйства А.В. Гордеева. На съезде выработать требования к правительству в сфере управления охотничьим хозяйством страны. От правительства, на мой взгляд, следует потребовать: выработать и в кратчайшие сроки принять Закон «Об Охоте и охотничьем хозяйстве». Поручить его разработку ведущим охотоведам страны и юристам, специализирующимся на вопросах охраны природы.
2. Создать самостоятельный департамент охотничьего хозяйства РФ при Совете Министров РФ по типу бывшей Главохоты РСФСР (без заповедников, промхозов и зоообъединения). Лучшей структуры я не знаю. По ее типу была создана Казглавохота в Казахстане. Если мы хотим, чтобы охотничье хозяйство функционировало нормально и отвечало за свою деятельность и при этом было с кого спросить, оно должно быть самостоятельной отраслью народного хозяйства.
3. Восстановить региональные охотуправления, не включая их в какую-либо структуру. Должность регионального начальника утверждается главой администрации по согласованию с федеральным центром. Охотуправление возглавляет специалист-охотовед с высшим образованием.
4. Восстановить в полном объеме районную службу охотнадзора с правами работника милиции, обеспечить транспортом, формой, оружием, помещением и ГСМ. Районную службу возглавляет специалист-охотовед с высшим или средним специальным образованием. В должности его утверждает начальник облохотуправления.
5. Финансирование департамента, а также региональных охотуправлений осуществлять из федерального Центра, а не передавать его в области, края, республики. Это очень важный вопрос, и решить его следует именно так. Дело вот в чем. В настоящее время более 30% регионов России являются дотационными и получают дополнительные деньги на осуществление социальных программ из Центра. Если финансирование охотуправлений передать на региональный уровень, все это окажется провальным делом. Региональная администрация дотационных областей найдет тысячи причин, чтобы не создавать охотуправления, или обеспечит их крайне низкими зарплатами. Количество людей в штате установить в размере 5–10 единиц, в зависимости от величины области, населения и значения в ней охотничьего хозяйства.
Следует учесть, что районного охотоведа никак нельзя считать «чистокровным» чиновником. Это скорее производственник в прямом смысле этого слова. Он организует и непосредственно участвует в учетах охотничьих животных, борьбе с браконьерством, с волками, отстреле опасных зверей и т.д. На чиновничью работу (проверки, отчеты) у него уходит менее половины его рабочего времени. Без районной службы областные охотуправления перестают обладать информацией о состоянии дел в охотничьем хозяйстве на местах.
6. Вопрос, который надо решить, кому отдать управление охотничьим хозяйством: в федерацию или регионы. Ответ должен быть однозначным. Хозяйствование должно быть региональным, а контроль – федеральным. Федерация не может устраниться от контроля над любой отраслью народного хозяйства в такой огромной стране, как Россия, центральную власть в которой надо крепить стальными канатами и обручами, иначе она развалится на куски, как туша дохлого кита. Субъекты федерации (регионы) должны иметь право самостоятельно, без согласования с Центром, решать следующие вопросы: сроки охоты, виды зверей и птиц, на которых разрешена охота, порядок охоты и промысла, применение тех или иных орудий охоты, нормы добычи одним охотником, общие планы добычи в регионе и выдача разрешений на лицензионные виды, стоимость лицензий и порядок использования полученной продукции. Планы добычи важнейших видов формируются снизу, т.е. по заявкам владельцев существующих охотничьих хозяйств, а на территории госрезервфонда – по заявкам районной службы охотнадзора. Охотуправление не вправе ограничивать или увеличивать планы добычи в охотхозяйствах, а также создавать собственные фонды лицензий без согласия владельца охотничьего хозяйства.
Региональные охотуправления через районную службу Охотнадзора контролируют состояние ресурсов важнейших видов охотничьих животных: осуществление биотехнических мероприятий, борьбу с браконьерством и волками, состояние и проведение учетных работ во всех видах охотхозяйств независимо от их владельца и на территории госрезервфонда.
7. Федеральный Центр координирует и направляет работы, связанные с определением ресурсов наиболее ценных видов охотничьих животных (учеты), контролирует обоснованность сроков, планов и норм добычи зверей и птиц, без вмешательства на первом этапе в решения региональных управлений, анализирует годовые отчеты охотуправлений и дает по ним свои замечания и предложения.
Федеральный Центр через свои институты и лаборатории осуществляет заказы на потребную тематику научно-исследовательских работ, контролирует и финансирует эти организации.
8. Установить несколько типов охотничьих хозяйств: охотничье-промысловое (принадлежащее обществу, фирме, объединению, частному лицу), индивидуальный (частный) охотпромысловый участок; охотничьи спортивные общественные организации (общества охотников), охотничьи спортивные, принадлежащие крупным фирмам; охотничье-спортивные хозяйства частных лиц; охотничьи хозяйства вольерного типа (площадью от 100 до 2000 га).
Региональным охотуправлениям предоставить право организации и ликвидации охотничьих хозяйств, изменения их границ, организацию охотничьих заказников, участков для нагонки и натаски собак.
Разработку общих положений для различных типов охотничьих хозяйств возложить на федеральный Центр управления охотничьим хозяйством.
9. Отменить какие-либо налоги на ведение спортивных охотничьих хозяйств обществами охотников, а также с любых хозяйств, имеющих доход менее одного миллиона рублей в год. С остальных хозяйств взимать налоги согласно общему положению. В отношении налогов и прочих поборов с охотников необходимо заметить следующее. В самом начале июня 2006 г. по Центральному телевидению прошла информация о том, что Правительство РФ за первый квартал 2006 г. не в состоянии было освоить 265 миллиардов рублей, т.е. этих денег хватило бы ровно на выполнение всех президентских программ в текущем году. Правительство задыхается от обилия денег и не знает, что с ними делать. Вместе с тем в законах, в частности, в Кодексе о лесе, прописана статья, согласно которой за аренду и пользование лесными угодьями в целях охоты взимается плата. Состояние большинства районных обществ охотников, как говорится, ниже низшего предела. Так постыдились бы, господа лесничие, с нищего последние штаны снимать. Дайте обществам шерсть нарастить, а потом стригите. Когда жизненный уровень населения России приблизится к европейскому или американскому, тогда и вводите соответствующие налоги, цены на путевки, членские взносы, лицензии, обслуживание и т.д. А пока, извините, умерьте свои аппетиты, тем более, что с имеющимися деньгами не знаете что делать. Непродуманными законами и мерами только плодим браконьеров. По данным ВНИИОЗ, в сельской местности наиболее активные охотники – это люди, не имеющие охотбилетов и путевок, и они составляют примерно три пятых от всех деревенских охотников. Следует учитывать менталитет российского народа и как можно меньше строить рогаток в виде налогов, путевок, арендной платы и т.д. на пути к охоте. По-нашему мнению, следует удешевить и упростить это дело до минимума, особенно в сельской местности.
10. Восстановить общественную охотничью инспекцию с правом составления протоколов на нарушителей. Руководство общественной охотинспекции, подбор ее кадров и утверждение осуществлять на уровне администрации района. Мне далеко не совсем понятно, почему и зачем устранили (ликвидировали) общественную охотинспекцию. Чьи и какие права нарушает эта система? В основной массе общественные инспектора были людьми честными. Многие из них были пенсионерами из силовых структур, для которых понятие Родина не было пустым звуком. Районные охотоведы, как и милицейские оперативники, опирались на этих людей, и раскрываемость браконьерства была гораздо выше. Более того, этого права лишили штатных егерей, охотоведов и директоров охотничьих хозяйств обществ.
В газетной статье невозможно охватить все проблемы охотничьего хозяйства России и ответить на все вопросы. Поэтому я призываю моих коллег – охотоведов, охотников, ученых принять участие в дискуссии по спасению от окончательного развала охотничьего хозяйства страны, предложить оптимальную его структуру и не опускать руки, бороться за спасение нашей отрасли, любимого дела и занятия.
Комментарии (0)