За последние годы о проблемах охотничьего хозяйства в стране не писал только ленивый. Сказано и написано столько, что, кажется, добавить уже нечего, однако, если вчитаться в опубликованные материалы внимательнее, кроме «Караул, охотничье хозяйство страны разваливается», не сказано ничего.
Где конкретные предложения? Реальные выходы из создавшейся ситуации? О проблемах охотничьего хозяйства рассуждают все, кроме истинных специалистов (которых, к сожалению, очень мало), а это крайне неблагоприятно для отрасли. Сейчас ситуация осложнилась еще больше.
В августе 2006 года депутаты В. Гришин, В. Пехтинин и В. Плескачевский вынесли на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом». Что же произойдет, если проект будет принят?..
Представленный в Думу законопроект предлагает передать субъектам Российской Федерации практически все полномочия по охране и использованию объектов животного мира (отнесенных к объектам охоты), включая все функции надзора и контроля, а также полномочия по организации и регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства и охране водных биологических ресурсов во внутренних водоемах Российской Федерации.
С одной стороны, все предельно четко и просто – передали полномочия в регионы и вздохнули с облегчением, однако, если взглянуть с другой стороны...
Законопроект недостаточно проработан как с биологической, так и с организационной стороны! Подобное распределение полномочий не позволяет оптимально (без ущерба биологическому разнообразию объектов животного мира и водных биоресурсов) осуществлять государственное управление этими ресурсами. И вот почему: практически все охотничьи животные и водные биологические ресурсы (за исключением обитающих в обособленных водных объектах) являются видами, мигрирующими в пределах двух, а чаще и более субъектов Российской Федерации.
В России нет ни одного вида охотничьих животных, ареал обитания которого был бы ограничен рамками строго определенной территории, например территорией одной области. К тому же ареал обитания неоднороден и включает в себя как территории, где размножение превосходит смертность, так и территории, где, наоборот, смертность выше. Из мест с высоким уровнем воспроизводства животные постоянно расселяются на территории с меньшей плотностью. А поскольку для диких животных не существует ни административных границ, ни границ между субъектами Российской Федерации и, конечно же, для них нет границ между обычными лесными угодьями и особо охраняемыми территориями федерального значения (заповедниками и заказниками), то как-либо ограничить их перемещения не представляется возможным.
Даже относительно малоподвижные охотничьи животные способны в течение считанных минут пересечь границу как субъекта Российской Федерации, так и особо охраняемой территории федерального значения. Основная же часть охотничьих животных (например, водоплавающие птицы, дикие копытные) мигрирует на расстояния, превышающие сотни, а иногда и тысячи километров, пересекая на своем пути многие субъекты Российской Федерации. Даже считающиеся «оседлыми» виды птиц (из охотничьих – это глухарь, тетерев, рябчик, белая и серая куропатки) во время ежегодных сезонных перемещений также совершают перелеты на несколько сотен километров, спокойно пересекая границы соседних регионов. А что же тогда говорить о перелетных птицах?
Поскольку подавляющее большинство популяций охотничьих видов занимают территории значительно большие, чем территория одного субъекта Российской Федерации (чаще всего территории нескольких соседних субъектов), то именно это является одним из оснований отнесения большинства видов охотничьих животных к федеральной собственности, а не стремление ограничить права регионов, как считают многие. Передача же органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по утверждению лимитов приведет в лучшем случае к истощению популяций особо ценных видов охотничьих животных в течение двух-трех лет, а в худшем – к их исчезновению.
Федеральный государственный учет и мониторинг охотничьих животных является одним из основных механизмов контроля состояния охотничьих ресурсов, регулирования использования охотничьих животных, надзора в области охотничьего хозяйства.
С разрушением системы федерального учета, мониторинга и регулирования использования охотничьих животных создается реальная угроза истощения охотничьих ресурсов в субъектах Российской Федерации в силу завышенных лимитов на добычу, которые будут основаны на завышенных показателях учета, полученных от охотпользователей при отсутствии контроля со стороны федерального органа исполнительной власти.
Планируемая передача функций учета, мониторинга и регулирования использования охотничьих животных субъектам Российской Федерации исключит возможность устанавливать на федеральном уровне лимиты даже таких важных в хозяйственном отношении видов, как дикий северный олень и лось. Это неизбежно приведет к перепромыслу мигрирующих видов. В результате передачи субъектам полномочий по охране, учету, мониторингу и регулированию использования наиболее ценных и подвижных видов охотничьих животных произойдет разрушение одной из лучших в мире систем учета, контроля и регулирования использования охотничьих животных – Госохотучета России (основанной на федеральном государственном учете охотничьих животных), действующей в настоящее время и успешно работающей более трех десятилетий (несмотря на незначительное, по мировым меркам, финансирование). Разработанный российскими специалистами зимний маршрутный учет с 1989 г. внедрен на всей территории Финляндии, по апробации этого метода ведутся работы в Швеции и Канаде. Разработан уникальный метод мониторинга физического состояния популяций охотничьих животных на основе централизованной обработки информации, содержащейся в именных разовых лицензиях на добычу охотничьих животных.
Способы и методы охраны объектов животного мира и среды их обитания определены ФЗ «О животном мире» (ст. 18–29) и находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 5 и 6).
Однако за 11 лет работы Федерального закона «О животном мире» органами государственной власти субъектов Российской Федерации (за небольшим исключением) не издано ни одного закона или подзаконного нормативного правового акта в сфере охраны объектов животного мира и среды их обитания в развитие федерального законодательства.
Теперь об охотничьих билетах. Полномочия по выдаче государственных охотничьих билетов также должны быть сохранены за федеральным органом исполнительной власти, т.к. данный документ является основанием для получения права на использование охотничьих животных. Учитывая значимость юридических действий, основанием для осуществления которых служит охотничий билет, необходимо ведение единой базы данных в Российской Федерации по выдаче этого документа. Передача этих полномочий субъектам Российской Федерации сделает невозможным ведение единой базы данных. Следовательно, гарантия конституционных прав граждан на использование природных ресурсов России, а равно и лишение такого права в судебном порядке не сможет быть реализовано и проконтролировано. Учитывая высокую мобильность охотников, а также вероятность совершения ими правонарушений в сфере охоты в самых различных регионах РФ и даже за границей, ведение базы данных только субъектами РФ представляется бесполезным с точки зрения юридических последствий применительно к нарушителю и его правам на охоту (охотничий билет).
Банк данных РФ по выдаче охотничьих билетов может вести только федеральный орган. Это связано также и с перерегистрацией при смене места жительства, и с лишением права на охоту в судебном порядке.
Учитывая все вышесказанное, хочется еще раз отметить, что прежде чем предлагать какие-либо глобальные перемены, необходимо все тщательно проработать, обсудить со специалистами отрасли, как говорится, взвесить. А то может получиться не лучше, а «как всегда», или еще хуже.
Комментарии (0)