Таким образом, на остывших водоемах мог бы начаться ледостав. Однако все случилось наоборот: рост атмосферного давления, причем опять же до аномально высокой величины, сопровождался южным ветром и ростом температуры воздуха. По этой причине весь выпавший накануне в большом количестве снег полностью растаял, что вызвало значительный подъем воды не только на реках, но и на прочих проточных водоемах, а также их предельное охлаждение за счет прихода талой воды. Так что при столь сильном изменении среды обитания нормального клева рыбы и в этот раз ожидать не приходилось.
И все же на очень глубоких водоемах – озерах, карьерах, затонах, водохранилищах – не быстро подвергающихся воздействию внешних факторов из-за огромных запасов воды, накануне зимы еще можно рассчитывать на успех ловли как хищной, так и прочей рыбы. Сейчас главное, отыскать ее компактную зимнюю стоянку, что почти невозможно сделать без надежного плавсредства и хорошего эхолота. Конечно, с местом рыбалки можно определиться и с берега, делая пробные забросы, но так до максимальных глубин бывает иногда просто не достать. Кроме того, при столь высоком давлении, как сейчас, многие рыбы занимают как бы пограничные по глубинам участки, т.е. собираются еще плотнее и компактнее, либо поднимаются в средние и верхние слои воды, а это с помощью пробных забросов выяснить почти невозможно.
Другим вариантом относительно успешной рыбалки при неблагоприятных внешних условиях может быть ловля на реках, особенно на небольших, в которых вода прибыла и помутнела после снеготаяния, т.е. вода стала менее прозрачной, а рыба – менее пугливой. Как правило, на речках, когда усиливается течение и подтапливается прибрежная зона, рыба начинает активно разыскивать корм. Кроме того, из-за постоянного перемешивания вода в реках остыла давно до минимального значения, поэтому приход талой воды почти никак не сказался на ее состоянии. Однако и на реке накануне зимы рыба держится далеко не везде, а лишь там, где наиболее энергетически выгодно, т.е. в местах с сильно замедленным течением: на широких и глубоких плесах, в заводях и омутах, в зонах обратного течения за мысами и завалами, вплотную к отвесному береговому уступу. Во всяком случае мнение о наличии рыбы легко составить по всегда выдающей себя подвижной мелочи, которая более других нуждается в затишных местах – тогда тут же или рядом ищи и потенциальный солидный трофей.
Конечно, труднее всего наловить накануне зимы даже мелкой рыбы оказывается на прудах, где уже пару раз вставал и разрушался тонкий ледок, а вода полностью перемешалась сильными ветрами. На этих водоемах не только карась, но даже плотва очень подвержены температурным изменениям среды обитания. К тому же, замечено, когда на пруду бывает несколько ледоставов, то и в последующем зимнем сезоне рыба на нем ловится весьма посредственно. В качестве примера сложной предзимней рыбалки можно привести ловлю на удочку на большом пруду с плотиной у с. Лобаново (слева от Каширского шоссе) в прошедшее воскресенье. Здесь тонкий ледок был разрушен ветрами и оттепелью, а рыба, в основном некрупная плотва, повсеместно активно плескалась на поверхности, что вселяло надежду на клев. Однако редких поклевок удавалось добиться, лишь применяя самую тонкую и легкую оснастку и насаживая на крючок единственную личинку мотыля. Вместе с плотвой попадался и пескарь, который клевал так же вяло. Результат был одинаковый как при ловле на мелководье, так и на глубоких местах. Возможно, рыба держалась преимущественно в полводы и плохо собиралась на прикормке, лежащей на дне, о чем, кстати, свидетельствует активизации клева сразу после заброса очередной очень малой порции прикормки – рыба как бы опускалась за тонущими частичками корма, а затем отходила.
Очень сложно складывалась рыбалка на истекшей неделе и на Оке под Каширой, где вода поднялась почти на полметра из-за прихода от таяния снега, но оставалась прозрачной. Течение, конечно, значительно усилилось, поэтому следовало ожидать поклевки как хищника, так и «белой» рыбы в глубоких местах под берегами. Это и было, тут изредка на спиннинг попадались мелкие судачки и щучки, но поклевки случались так редко, что можно говорить о полном отсутствии клева. Чаще спиннингистам попадались браконьерские лесковые сети, которыми, похоже, «утыкана» вся река. У ночных «сидельцев» на налима тоже результаты были близки к нулю. Совсем плохой стала ловля с лодок по-зимнему в глубоком устьевом заливе р. Мутенки, где парой недель ранее «белая» рыба проявляла высокую активность.
Теперь за день удается поймать от силы лишь пару невзрачных бершиков и несколько мелких густерок и плотвичек.
Как было сказано выше, гораздо продуктивнее складывалась рыбалка на тихих местах небольших речек, таких как, к примеру, Рожайка, Лопасня, Осетр, где после прибыли воды на участках со слабым течением рыба скопилась очень плотно – никакой прикормки не требовалось, важнее было подобрать насадку и найти траекторию проводки поплавочной оснастки. Как правило, рыба лучше всего отзывалась на мотыля, затем на ручейника, опарыша и личинку стрекозы. Однако в прошедшие выходные дни и здесь крупных трофеев не попадалось – преимущественно стандартные по размеру елец, пескарь, плотва, окунь, уклейка. Также рыба неплохо ловилась и на Большой Пудице, притоке р. Медведицы, что под Неклюдово. Но и здесь добычей были мелкие плотва и густера. Кстати, на самом Угличском водохранилище, как раз у места впадения в него Медведицы, есть немало обширных и мелководных заливов, где, несмотря на значительную прибыль воды, сохранился тонкий, но крепкий ледок, на который выходило уже немало местных рыболовов, а их добычей становились некрупные окуни, бравшие и на блесну, и на мормышку.
В продолжение темы опасных и слишком ранних ледовых «страданий» можно сказать о Рузском водохранилище, где немало любителей подледной рыбалки было замечено на хорошо укрытом от ветров устьевом заливе р. Щетинки. На основной же водоем, где вода вновь пошла на прибыль, из-за сильных ветров спиннингисты на лодках не выходили. Продолжали лишь рыбалку с берега поплавочники, которые довольствовались некрупными плотвой, густерой и уклейкой. Эти рыбы клевали исключительно на мотыля, его же требовалось добавлять и в прикормку.
Даже в ближнем Подмосковье были замечены отчаянные любители посидеть на тонком льду. Так, в прошедшие выходные дни автору этого отчета пришлось наблюдать рыбалку со льда на небольшой запруде в глубокой низине около поселка ЦОС, что рядом со станцией Барыбино. По словам рыболовов, еще накануне здесь на мормышку попадались окуни до 300 г весом, но на исходе недели рыба совершенно прекратила клевать.
Комментарии (0)