Вечер плотвы

Замечено, что в дни относительного бесклевья могут наступать такие моменты, когда клев плотвы резко улучшается. Такое не раз случалось на Рузском, Яузском и некоторых других водохранилищах, а так же на реках Оке и притоке ее Упе.

 

Не раз со мною бывало так, что просидев на льду весь день и с трудом наловив десяток рыбешек, я потом вечером за час до ухода с водоема набивал отборной плотвой целый ящик.

 

И вот уже наступил вечер. Торопящийся к отъезду рыболов, последний раз взглянув на водоем, наконец безнадежно машет рукой и идет к берегу. Вот и затихли скрипы шагов на льду. Неотступно надвигаются сумерки. И тут вдруг плотва себя обнаруживает. Какой-нибудь оставшийся ночевать на водоеме рыболов неожиданно становится свидетелем жадных, красивых поклевок крупной рыбы! Но с наступлением темноты клев плотвы практически полностью затихает и лишь эпизодически может проявляться на прикормленных лещовых лунках. К сказанному добавлю, что при наличие большого количества готовых лунок на водоеме иногда целесообразнее использовать их, чем сверлить новые. Здесь сразу «убиваешь несколько зайцев»: экономишь силы, прикормку и не пугаешь рыбу. А главное, появляется мобильность, позволяющая облавливать большие пространства.

В период хорошего клева крупная плотва берет жадно. Она любит движущуюся насадку. Когда клев плохой, напротив, лучше ловить на «стоячую» мормышку или попытаться соблазнить рыбу медленными, зачастую едва заметными шевелениями приманки. Обычно при неважном клеве новые лунки я вначале облавливаю с маленькой мормышкой, наживленной пучком кормового мотыля или двумя крупными мотылями, но аккуратно нанизанными через середину. При таком способе подсадки не очень длинные кончики личинок аппетитно распушаются и в то же время легче и быстрее входят вместе с мормышкой в рот рыбе. Она еще не успевает почувствовать неестественную для нее тяжесть мормышки, а уже оказывается на крючке. Вначале я заставляю приманку планировать вниз, временами слегка придерживая ее движение. Такое естественное падание корма чрезвычайно соблазнительно для плотвы. Осмелюсь предположить, что ступенчатое притормаживание дает возможность плотве скорее заметить приманку, чем при свободном падении мормышки на дно. Ступенчатое опускание позволяет сразу «вычислить» слои, в которых держится плотва. После результативных поклевок я продолжаю ловить этим же способом до тех пор, пока в данной лунке он становится неэффективен. Бывало, что при подходе большого косяка плотвы только таким способом мне удавалось вылавливать один-два десятка отборных рыбин. Причем все хватки рыбы были надежные.

В случае отрицательного результата, повторив ступенчатую проводку два-три раза, я перехожу на ловлю со дна. Вначале едва-едва шевелю мормышкой, всего лишь на несколько сантиметров отрывая ее от грунта, затем заставляю приманку, что называется, ерзать. Важно сразу не спугнуть рыбу чрезмерно резвыми движениями и дать ей возможность привыкнуть к предложенной приманке. Если и это не помогает, регулирую и устанавливаю удочку на льду так, чтобы мормышка висела, едва касаясь дна. Нередко на вдруг замершую мормышку тут же следует поклевка. Если в течение двух-трех минут на неподвижную снасть плотва не берет, начинаю более интенсивную игру, поднимая мормышку до уровня в полводы, а иногда и выше. На этом облов «холостой» лунки заканчивается и я перехожу к другой.

В случае поимки плотвы я стараюсь в последующих проводках мормышки повторять уловистую игру. Если выясняется, что рыба не реагирует на повторяющиеся движения приманки, меняю стиль игры и нередко добиваюсь новой поклевки. Правда, тут надо творчески подходить к делу, иногда приходится изощряться, придумывая соблазнительные для рыбы имитации. Проверка «холостых» лунок занимает у меня 5–7 минут, после чего я перехожу на следующее место. Что же касается уловистых лунок, то им надо давать возможность отдохнуть. В этой связи полезно с затуханием клева перейти на другое место, прикормив «выдыхающуюся» лунку. Через какое-то время клев там, как правило, активизируется.

Прикармливаю я лунки смесью мотыля и базовой прикормки. В стоячей воде периодически подбрасываю щепотку мотыля без кормушки. В этом случае рыба менее осторожна и, как правило, быстрее подходит к лунке.

Когда плотва клюет очень привередливо, есть смысл предложить ей не мормышку, а самый маленький крючок с одним мотылем – то есть надо перестраиваться на ловлю поплавочной удочкой. Но только лучше ловить активно, а не пассивно, - время от времени пошевеливать насадку, на какое-то время поднимать ее над грунтом, периодически постукивать грузилом о дно: небольшое облачко мути может привлечь рыбу. Также целесообразно решить для себя – стоит ли долго ждать рыбу на одном месте и не лучше ли перейти к очередной лунке. В отдельных случаях можно сочетать кивок с оснасткой поплавочной удочки (естественно, поплавок при этом не уместен). Только груз-дробинку следует употреблять самую наименьшую, лишь бы она была способна увлечь насадку на дно. Соответственно, и леска должна быть тончайшая – диаметром 0,08–0,1 мм.

Иногда происходит так, что несколько рыболовов сидят рядом, чуть ли не бок о бок, но один таскает плотву одну за другой, а остальные лишь изредка. Вы меняете снасти, насадки, высыпаете массу отборной прикормки, но результат тот же. У всех почти ничего, а у «везунчика» полно. В чем здесь секрет? По своему опыту знаю, что в большинстве случаев счастливый рыболов удачно попал в точку «дислокации» хорошего косяка плотвы или сумел его задержать правильно подобранной прикормкой, верно избранным режимом ее добавления. Рыба у такого рыболова не перекормлена, но постоянно крутится в поисках корма. Очевидно, и игра у добычливого удильщика наиболее соответствует естественному движению живой приманки. Поэтому надо умудриться выбрать не менее эффективную стратегию и тактику ловли, чтобы рыба подтянулась к вам.

Но, как правило, косяк плотвы не делится и продолжает кормиться либо в одном, либо в другом месте. Тогда надо суметь закольцевать движение рыбы между «счастливой» лункой и вашей. Однако бывает проще подманить к себе новый косяк, чем отбить у профессионала прикормленную рыбу. Поэтому во многих случаях лучше поискать на окрестных подводных тропах более уловистую территорию. Иногда на тихой воде быстро удается привлечь рыбу к месту все тем же дедовским способом, когда подбрасываешь порции корма без кормушки прямо в лунку. Базовый корм, состоящий из смеси панировочных сухарей, толокна, жмыха и других компонентов, создает муть, которая может оказаться привлекательной для рыбы. Следом за этим кормом в воду можно отправить и одну-другую щепотку кормового мотыля. Ну а что касается насадки, манеры игры мормышкой – это дело творческое.

В этой связи интересен один пример. Мы с друзьями как-то рыбачили на одной из рек Рыбинского водохранилища. Клевало плохо. С утра до полудня на троих поймали не более пяти крупных плотвиц (имеются ввиду экземпляры от 300 гр. и больше). В поисках рыбы набрели на компанию местных рыболовов, которые, словно соревнуясь, один за другим вылавливали плотву. Мы остановились в сторонке, чтобы не мешать. Однако надеялись, что наше место будет не хуже: все приметы (изгиб русла реки, коряжник и т.д.) этому соответствовали. Просверлили лунки, опустили в воду мормышки, но клева не было. Пробовали ловить и так и эдак, меняли технику игры, мормышки, предлагали рыбе различные насадки. Пока один из нас не выдержал и не отправился к соседям на разведку. Оказалось, что те, как и мы, использовали мормышку «муравей» черного цвета, правда, гораздо более грубого изготовления. А вся хитрость заключалась в том, что вместо вертикальных, приманке задавались горизонтальные движения, и это на фоне плавного, медленного подъема насадки. Удочка в данном случае поворачивалась на ребро. Кивок соответственно, изгибаясь в сторону, делал колебательные движения вправо-влево. Мы стали ловить таким способом и сразу последовали поклевки. Кстати, в тот раз очень докучали ерши. Так вот. Поклевок этих шельмецов почти не стало, когда мормышка не доходила до дна, а останавливалась в десяти сантиметров от него. На клев плотвы это не повлияло и к вечеру мы все были с приличными уловами.

Между прочим, интересна еще одна деталь относительно поиска плотвы: когда мы ловили в тех же краях позже (река уже вскрылась, но у берега местами еще оставались закраины), плотва клевала из-подо льда на 10-20-сантиметровой глубине. Иногда поймавшуюся рыбу невозможно было вытащить, так как ей просто не хватало места, чтобы принять вертикальное положение для прохождения в лунку. И еще: по последнему льду стоит тщательно проверять участки возле обрывистых берегов, где под слежавшимся настом нередко прячется ложбинка или овражек, по которым раньше всего сбегает под лед талая вода. Сюда, на свежую струю иногда подходит много рыбы.

 

Что еще почитать