Пятое мая. Вроде бы в большей части мира должна уже наступить весна. Где-то она уже точно наступила и заявила о себе первой зеленью, яркими желтыми пятнами одуванчиков, теплыми ночами, ароматами цветущей черемухи. Немного иначе весна выглядела из дверей охотничьего домика, затерявшегося на просторах Ланковской тундры.
Глазами его обитателей она предстала несколько иначе – всю ночь им пришлось просыпаться через каждый час от порывов ветра, очень отдаленно напоминающего весенний. Оттеняло такое своеобразное видение весны присутствие настоящего зимнего снега, по воле дикого ветра стремящегося закрыть белым уже появившиеся в тундре проталины или освежить белую поверхность оставшихся снежников. Для поддержания комфортной температуры обитателям домика пришлось дважды за ночь подкладывать в печку заранее привезенный уголь.
– Серега, можешь представить, этой ночью просыпался раз шесть от порывов ветра. Приходилось пережить не одну пургу даже на Чукотке, но такого не припомню, – обратился к напарнику один из обитателей домика.
Он подошел к печке, взял несколько кусков каменного угля и отправил их в печку. Бесперебойная ее работа – залог комфортного проживания для обитателей домика при самых неблагоприятных обстоятельствах. В домике находилась внушительная поленница колотых сырых лиственничных поленьев и мешок крупных кусков каменного угля.
– Я тоже просыпался несколько раз, даже жутковато немного стало, – послышалось в ответ с лежанки, где поверх надувной велюровой кровати в спальнике лежал второй обитатель домика.
Было свежо, но не холодно, занимающийся в печи уголь начал давать приятное тепло. Лежал он в спальнике не из-за прохлады, а скорее в силу ритуала. В первые дни пребывания в лесу хочется просто поспать в любимом спальнике, ощутить его ласковую мягкость и получить от этого только охотнику понятное удовольствие.
– Послушай, напарник, приятно переживать пургу с двойным запасом дров и угля. Так пурговать можно, – получил он в ответ от друга, который начал перемещаться по своей лежанке в свой любимый и уважаемый спальник-одеяло. Довольно крякнув, он скрылся в нем.
– Согласен. А почему получился такой запас дров, угля и всего прочего? – уже из спальника спросил он напарника.
– Наверное, это из-за лени. Ведь только ленивый любит пурговать в тепле и без проблем, – получил он шутливый ответ.
«А вот это уже интересно и требует дополнительного осмысления», – подумал про себя один из друзей, подремывая в спальнике под аккомпанемент непрекращающихся порывов дикого и совсем не весеннего ветра. Вскоре из обоих углов нар раздалось дружное сопение уснувших здоровым сном мужиков. После пробуждения начались обычные дела, определенные полевым распорядком. Но шутливый ответ друга навел другого на некие размышления, позволяющие немного по-другому и с юмором взглянуть на то, как и почему выезжающие на охоту люди формировали и формируют свой быт во время нахождения в лесу. Беглый анализ позволял сделать однозначный вывод: во всем виновато всепроникающее и неистребимое тысячелетиями свойство человеческой натуры. И имя ему как ни странно – лень!
С той разницей, что каждый в лесу ленится по-своему. Последствия пристрастия к этому пагубному свойству могут быть различными. В одном случае это приводит к необходимости в жестокую пургу идти и ножовкой пилить дрова и собирать сухие сучки вблизи палатки или домика. В другом – позволяют очень ленивым гражданам подготовиться к неприятностям так, что можно их переживать, не выходя из домика по нескольку дней без крайней необходимости. Бросив беглый взгляд даже на детали своей экипировки, убранство домика любознательный напарник пришел к выводу: происки лени прямо или косвенно присутствуют практически везде. Вывод напрашивался однозначный: они с напарником очень ленивые или очень близки к такому состоянию. Некоторыми из своих наблюдений хотелось бы поделиться. Для примера рассмотрим некоторые детали всего процесса под другим углом зрения. Уже на подготовительном этапе это незаметное качество начинает принимать в нем самое активное участие.
Любая подобная поездка может состояться только при наличии транспорта. Уходят в прошлое времена, когда охотники добирались до места охоты на лыжах или пешком с тяжеленными рюкзаками. Сейчас при заброске на серьезные охоты по-прежнему используются гусеничные вездеходы, снегоходы и прочие наземные средства передвижения.
Особо ленивые граждане, желающие добираться практически до самого места охоты, используют для заезда или выезда винтокрылые машины. Удобно и лениво! С высоты птичьего полета приятно наблюдать разливы своенравной весенней реки, в одно мгновение становящейся непроходимой и непроезжей для любого вида наземного транспорта. Техника МЧС на воздушной подушке в расчет не берется.
Одним из самых важных деталей безмятежного пребывания в лесу является наличие топлива. Тепло и не сыро бывает только тогда, когда создан достаточный запас дров. Именно этот процесс является одним из самых трудоемких. В силу особенностей расположения домика охотники обречены выполнять работу вьючных животных, перенося на плечах сырые лиственничные кряжи метров на 250–300. В одну из весен им пришлось вкусить всю прелесть этого занятия. Буквально следующей весной для исключения или уменьшения этой малоприятной работы в 2008 году в домик НА ВЕРТОЛЕТЕ было завезено четыре мешка каменного угля. Весной 2009 года заранее на снегоходе было завезено пять.
В этом же году они воспользовались подъемом воды в приозерном ручье и смогли сплавить по нему лиственничные кряжи. Переноски на себе дров и подъема через каждые три часа для поддержки печки удалось избежать полностью. Ничем другим, кроме лени, объяснить такое поведение невозможно.
Пару слов о влиянии лени на детали жилища. Оно приобретает жилой вид только в том случае, если после заката солнца в его пространстве горит свет. Он может излучаться от свечки, керосиновой лампы с вечно бьющимися стеклами, фонаря «Летучая мышь», газового светильника, бензиновой осветительной лампы. Венцом проявления человеческой лени здесь является электрическая лампочка, горящая в результате работы компактной электростанции.
Вообще-то для освещения может быть достаточно и робкого пламени свечи, но непобедимая лень и здесь берет свое.
Не обошло влияние лени и спальные места обитателей домика. За годы полевых странствий на своих боках они испытали сон на простом тоненьком покрывале, на одной половинке которого лежишь, а другим урываешься. Было время стланикового лапника на нарах, накрываемого ватиновым, собачьим или цигейковым спальником, войлочных пологов на всю площадь нар. Но человеческая лень изменила и эти детали экипировки охотников – на нары из традиционных подстилок еще укладывается кусок выделанной лосиной шкуры, но поверх нее ложатся надувной матрас или даже надувная кровать и спальный мешок-одеяло на искусственном утеплителе. Он легок, удобен и в угоду лени обитатели домика сменили свои спальные принадлежности. Наличие хорошего транспорта позволяет им привозить и увозить назад все эти спутники лени и комфорта.
Непредвзятый и веселый взгляд даже на детали охотничьей экипировки позволяет предположить, что и здесь движущей силой их эволюции тоже является лень.
Многие охотники старшего поколения практически все начинали охотиться с одностволкой. Ленивое желание избежать быстрого перезаряжания для следующего выстрела привело к созданию и началу пользования двустволками. Следующим этапом в развитии оружия стало появление самозарядных полуавтоматов. И здесь движущей силой вновь стало желание стрелять чаще, дальше и без перезарядки.
Нечто подобное можно сказать и о патронах. Раньше практически все охотники заряжали патроны сами. Часто выверенная подборка заряда и снаряда давала великолепный бой и непревзойденные по красоте выстрелы. Сейчас самостоятельно заряжают патроны уже очень не многие. Чаще всего патроны покупают и нередко расплачиваются за свою лень странным боем в самый неподходящий момент.
Отдельно рассмотрим развитие манков. Каждый из напарников за свою охотничью практику пользовался простой стреляной гильзой со вставленным в нее мундштуком от детской дудочки. Дальше появились деревянные и пластмассовые манки российского и зарубежного производства. Их можно было приобрести, не прилагая усилий для изготовления.
На смену голосовым манкам пришли электронные. Вначале использовались кассетные записи голосов птиц и при помощи магнитофона и динамика воспроизводили гусиные крики. Сейчас уже появились манки с применением микрочипов и дистанционным управлением. Нажатием кнопочки и с расстояния метров в тридцать включается манок и окрестности оглашают призывные крики гусиной стаи. Сложно придумать более яркий пример влияния лени для обмана недоверчивых птиц.
Нельзя не сказать о чучелах и профилях. Здесь тоже лень человеческая оставила свой след. Постепенно канули в лету самодельные фанерные профиля, любовно шлифованные наждачной бумагой, пропитанные олифой и раскрашенные красками. Еще раньше были забыты профиля из черного рубероида. Ушли в небытие сшитые самостоятельно объемные чучела из тканей, которые набивались сухой травой. Под воздействием лени им на смену пришли корпусные формованные, полнотелые разных моделей, в том числе и на красных лапах. Они позволяли ленивым охотникам, сидя в скрадках, обманывать гусей чаще и результативнее.
Даже вроде бы простые предметы обихода, как кружки и стульчики, несут в своем развитии отпечаток человеческой лени. Применявшиеся ранее алюминиевые, эмалированные кружки имели один недостаток – горячий чай через стенки обжигал руки. Отягощенный ленью человеческий ум придумал термокружку с двойными стенками. Взять кружку с ароматным чаем из талой воды можно ленивым ни с чем не сравнимым удовольствием.
Одной из визитных карточек этого охотничьего домика является пикантное блюдо – гусь в сметано-брусничном соусе. Впервые это блюдо увидело свет в 2007 году. Тогда при поиске необходимой для приготовления соуса брусники одному из друзей пришлось долго ползать по тундре, собирая необходимое количество ягоды. Тем более что оттайка брусничных мест запаздывала, и операция была проведена не с первого раза. Забавно наблюдать со стороны взрослого дядьку с кружечкой в руке, ползающего на коленях в поисках темно-бордовых прозимовавших ягод брусники. Здесь его величество лень победила безоговорочно – уже в 2008 году была привезена брусника из дома, в пластиковой шайбе. Это очень похоже на поездку в Тулу со своими пряниками. Сравнение с тем, что в лес со своими дровами здесь неуместно. Здесь пошли еще дальше – в лес с углем ездят.
В один из дней, когда один из друзей начал готовить традиционные блины, другой, лукаво улыбаясь, принес из своих бесчисленных заначек пластиковую шайбу с красной икрой и сказал:
– Дружище, я хочу блинов с такой начинкой.
Напарник даже не изобразил удивления на лице. Только весело посмотрел из-под своих неизменных очков и сказал:
– Ну и ленивый же Вы, батенька.
Второй принял это как должное и принялся фаршировать блины икрой. Шла очень ленивая подготовка к праздничному обеду.
Комментарии (2)
Alex Skor
Даа, автор явно не ленив, потратив столько времени на изложение банальностей. Да и не ленью всё изложенное объясняется, а оптимизацией труда (отдыха) и экономией усилий на жизнеобеспечение.
Николай Васильев
Лень движет прогрессом. Были бы мы не ленивы, до сих пор жили бы в пещерах.