Я безмерно счастлив. Вот уже два десятилетия эта река притягивает меня к себе, словно магнит, всякий раз поражая меня своей нетронутой красотой и всегда отменной рыбалкой.
День первый. Холодный ветер гонит над лесом свинцово-серые облака. Вот уже второй час холодный дождь вперемежку с зарядами мокрого снега шлифует окна нашего авто. Мы движемся по намеченному маршруту, к верхней точке сплава – мосту через маленькую полесскую реку Ипу.
Поход, которым мы жили на протяжении нескольких месяцев, из-за неожиданного каприза погоды приобретает не совсем приятный оборот. Но сдаваться никто из группы не собирается. Притихшие, мы уныло сморим на потоки воды, стекающие по стеклам, и каждый из нас мечтает о том, что бы эта природная круговерть поскорее закончилась. Ведь синоптики обещали хорошую погоду.
У туристов-водников существует неписаный закон, невыполнение которого может вылиться в совершенно непредсказуемые последствия. Согласно этому закону группа должна придерживаться графика движения, иначе… Иначе заночевать можно и на болоте, и в лодке.
Кстати, первый раз подобный казус произошел со мной именно на Ипе. В угоду предстоящей рыбалке мы тогда решили рискнуть, и пройти за день двойную норму. Но, неучтенный завал, который возник на пути в самых сумерках, поставил точку в нашем авантюрном марафоне. Тогда пришлось ночевать на перевернутой грузовой лодке, поскольку сухого места, для того, что бы поставить палатку в ближайшей округе не было.
Повторять подобные ошибки не хочется, и поэтому, выгрузившись под проливным дождем, мы приступаем к сборке байдарок. Еще на подъезде, я обратил внимание на то, что уровень воды в среднем течении реки, близок к летней норме. Для нас это означает то, что большинство из возможных мест для организации стоянок будут вполне сухими.
Первые минуты общения с рекой самые волнительные. Не сговариваясь, мы несколько минут молча, смотрим на бегущую воду, и в буквальном смысле, нюхаем воздух. Вдыхая полной грудью этот ароматный коктейль, состоящий из запахов: свежей листвы, цветущей черемухи, и еще чего – то волнующего душу, постепенно забываешь о городских проблемах, которые с высоты этого берега кажутся такими ничтожными.
Конечно, рыбаков, которых в нашей компании два человека, в первую очередь интересует предстоящая рыбалка. Каждая речка имеет свой характер, познать который и есть одна из задач любого рыболова. Все здесь имеет значение: и растительность, и очертания берегов, и прозрачность воды, и рельеф дна.
Всякий раз, приезжая на эту маленькую полесскую речушку, я открываю ее заново, и не перестаю удивляться тому огромному потенциалу, который несет в себе Ипа. Убитая мелиорацией в верховьях, ближе к устью Ипа уходит в леса, и последние 25 километров предстает во всей своей девственной красе. Есть на маршруте и крутые повороты, и завалы из упавших в воду деревьев, и бобровые плотины.
А самое главное, на протяжении всего нижнего течения заболоченные берега Ипы непроходимы для автомобильного транспорта. Добраться сюда можно только по воде, или пешком. Все это только добавляет интриги в предстоящее путешествие.
И вот, сборы закончены. Автобус уходит в город, а впереди нас ждет три дня увлекательного путешествия. И непрекращающийся дождь… Совершенно промокшие, мы быстренько грузим наши пожитки в байдарки и уходим на маршрут. Где то через час мы встанем на ночевку, а пока есть время несколько осмотреться вокруг, осмыслить увиденное, и сделать выводы относительно предстоящей рыбалки.
Что бы ни поддаваться искушениям, мы договорились, что рыбачить на маршруте мы будем исключительно на поплавочную удочку, а посему, основной рыбой в наших уловах должны были стать плотва и елец, которых в эту пору года в реке превеликое множество.
Первые забросы – «проба пера». Определиться с местом рыбалки оказалось не так уж и просто. Внешние ориентиры, в виде подмытых берегов, или участков за поваленными деревьями, оказались обманчивы. Ожидаемой глубины за ними не было. На протяжении нескольких сотен метров Ипа представляла собой довольно скучную «канаву», с одинаковой глубиной и сильным течением. И лишь в одной точке мы обнаружили небольшой, всего в десять сантиметров, перепад глубины. Что ж, будем пробовать рыбачить здесь.
Промер дна показал глубину около метра. Без прикормки на такой мели поймать рыбу будет сложно, но и прикармливать ее нужно осторожно. На малых реках любая оплошность рыболова с прикормкой может обернуться испорченной рыбалкой. Решающее значение может иметь всякая мелочь: неправильная консистенция смеси, размер прикормочных шаров, и даже периодичность их подбрасывания.
Порой, опытные рыболовы подбирают прикорм по одним только им известным ощущениям. Алексей, так зовут моего напарника, готовит прикорм очень аккуратно, тщательно перемешивая и всякий раз пробуя скатывать шары. По выражению его лица, словно по открытой книге, можно читать, доволен ли он плодами своего труда. И вот, по его губам пробежала едва заметная улыбка. Ага, значит, прикормка получилась.
Первые проводки, как обычно, холостые. Окончательно корректируется спуск поплавка, передвигаются в поисках оптимального варианта по леске грузы, а самое главное, нужно точно заметить точку, где произойдет первая поклевка. Для ловли плотвы и ельца это имеет большое значение. Впоследствии, именно здесь и будет происходить большинство поклевок. На малых реках для каждой рыбалки «точка клева» своя, даже, если рыбачить приходится в одном и том же месте.
Первый интерес рыбы к нашим приманкам произошел минут через пятнадцать после стартового закорма. Поплавок просто ушел под воду, словно крючок зацепился за подводное препятствие. Вершинка удилища затрепыхалась, и, после непродолжительной борьбы плотвица, размером с ладонь, оказывается в руках счастливого рыболова. Начало есть. Все, за Алексея можно не переживать. Он поймал настроение реки.
Следующая поклевка происходит несколько ниже по течению. И снова трофеем рыболова оказалась плотва. потом, на протяжении получасамы наслаждаемся великолепной рыбалкой. Часто рыба просто мнет насадку на крючке. Самое время поэкспериментировать с длинной поводка, укорачивая его после каждой холостой подсечки. Постепенно поводок стал в два раза короче, сантиметров 15 длиной, но и пустые поклевки прекратились.
Приятным сюрпризом этой рыбалки стала поимка за брюхо подъязка. Засеченная необычным способом рыба наделала много шороха, и, в конце-концов, сошла у самого берега, распугав при этом остальную рыбу. Что ж на ужин вполне хватит, пора и честь знать. Для начала неплохо.
А вечером, уплетая хрустящую жаренку, мы делились впечатлениями от знакомства с рекой. Трели соловья и запах цветущей черемухи способствовали пробуждению в наших душах лучших чувств, и задушевные беседы у костра продолжались до самого утра.
День второй. Светает. Утренний туман растекается по гладкому, отражающему голубые лоскуты неба зеркалу воды. В этой предрассветной дымке ухо улавливает еле различимые всплески рыбы. Мокрый от росы бланк удилища сделался несколько скользким. Взмах, и поплавок бесшумно улетает в туманную неизвестность реки. И вот уже его ярко-красная вершинка медленно движется вдоль ярко зеленой травы, растущей на противоположном берегу Ипы.
Рыба явно капризничает. Поплавок иногда вздрагивает, показывая, что кто-то притрагивается к приманке на крючке, но до подсечки дело так и не доходит. Не помогают ни прикормка, ни коррекция оснастки. На малых реках такие сюрпризы случаются часто, так, что остается только ждать, когда рыба соизволит выйти на кормежку.
Но ждать некогда. Впереди самый трудный день сплава. Сегодня нам предстоит пройти по самому дикому участку Ипы. Даже в самую малую воду берега реки в этих местах сплошь заболочены, а весной нижнее течение Ипы превращается в настоящее море.
От вчерашней непогоды не осталось и следа. На голубом, без единого облачка, небе ярко светило солнце. Роса на траве и листьях деревьев в его лучах сверкала, словно россыпь алмазов. Позавтракав, мы быстро сворачиваем лагерь, и спускаем на воду лодки.
Река постепенно делается очень привлекательной для рыбалки. Ямки, заводи, «тиховоды» за упавшими в воду деревьями, и возле каждого из этих мест хочется остановиться и попробовать его на предмет наличия рыбы. Но график похода нужно выполнять, и мы проходим мимо.
Поражает количество следов пребывания бобров. Эти зубатые строители развернулись на Ипе с размахом. Практически, каждое третье лиственное дерево у берега реки имеет их отметины. Даже дубы, с их твердой и горькой на вкус древесиной, и те сплошь пестрят оранжевыми покусами. То и дело в прибрежных кустах возвышаются «дворцы» бобровых хаток. У некоторых из них мы видели зачатки плотин. С такими темпами строительства, через несколько лет Ипа превратится в каскад подобных гидросооружений.
Хорошо это, или плохо? Наверное, все таки, хорошо. Мелиорация осушила большую часть Полесья, и вот мудрая природа нашла выход. Повышение уровня воды сулит множество плюсов. Может быть, возродятся те многочисленные маленькие водоемы, которые являлись прекрасным местом для нагула молоди рыб, может вернуться ежегодные паводки, и луга, наконец то, умоются от гор мусора, скопившегося на них. А пока мы с опаской смотрим на торчащие из воды колья, о которые так легко пропороть лодку.
Неожиданно наш караван упирается в непроходимый затор. Метров тридцать реки запружено стволами деревьев, ветками, остатками камыша, из которых торчит огромное множество пластиковых бутылок. Зрелище не очень приятное. Нужно делать обнос. На это уходит около часа времени. Каждую лодку нужно разгрузить, перенести скарб в конец завала, и снова загрузить все это в лодку. Та еще работенка!
Ниже завала река разливается на множество проток. Вот где простор для рыбы! По этим протокам расстояние до стоянки можно и сократить, но помня известную туристскую истину о том, что самый короткий путь это тот, который знаешь, мы продолжаем протискиваться сквозь дебри по извилистому руслу Ипы.
Порой повороты реки настолько крутые, что байдарка едва вписывается в них. И чтобы не положить суденышко на кусты приходится постоянно работать веслом. Это только добавляет азарта. Вот так, постоянно перебрасываясь шутками, мы добираемся до места, где Ипа превращается в каскад из трех широких плесов. Здесь намечена вторая наша стоянка.
Желание как можно быстрее отправиться на рыбалку пересиливает и усталость, и голод. Отправив компаньонов ставить лагерь, мы с напарником принимаемся за обследование обширной ямы. Даже летом, в самый межень, глубина здесь превышает три метра. А сейчас моя пятиметровая маховая удочка явно коротковата. Пытаюсь пустить в ход пикер. Эта снасть, обычно, постоянно «выручает» меня, но сегодня рыба явно не настроена клевать. Даже предложенный ей шитик оставлен без внимания.
У напарника та же картина. Обескураженные таким поворотом событий, мы пытаемся хоть как то изменить ситуацию в нашу пользу и переходим в обширный затон. Летом он довольно мелководный, сплошь заросший кувшинками, а сейчас здесь около двух метров глубины, да и рыба изредка «вскидывается», охотясь за какими- то насекомыми.
Пытаемся соблазнить ее вкусной прикормкой, но тщетно. Сегодня явно не наш день. Нет даже намека на поклевку. От нечего делать напарник присел на ведро с прикормкой, и через несколько минут я уже слышал его храп. Мне же, все-таки, хочется разгадать эту загадку. Я предлагаю пройти на байдарке вверх по течению, туда, где Ипа соединяется протокой с озером Большое Осовище. Сказано-сделано. Небольшой перекус, и вот уже мы петляем посреди залитого водой луга, пытаясь срезать путь.
На одной из проток делаем остановку. Еще с борта байдарки замечаю, что вся прибрежная зона полна личинок ручейника. Это великолепная сезонная насадка! Первая проводка поплавка вдоль затопленных кустов заканчивается уверенной поклевкой! Плотвица, размером с ладошку становится первым моим трофеем на сегодня. Потом клюнул елец, потом еще несколько плотвиц. Можно было бы здесь и задержаться, но напарнику негде рыбачить.
И мы снова садимся в байдарку. Несколько поворотов реки и вот она, нужная нам протока. Еще на подъезде замечаю на разливе, какие то темные пятна. При более детальном рассмотрении эти пятна оказались парой черных аистов. Жаль, что эти великолепные птицы очень пугливые, и близко к себе не подпускают. Не успел я достать из футляра фотоаппарат, как они поднялись на крыло.
Рыбачим по отработанной схеме: тщательный промер дна, небольшой (из 2-х, 3-х шаров прикормки) стартовый закорм точки ловли, и проводка оснастки с небольшими придержками. Рыба была настолько активна, что часа через два мы просто устали от рыбалки. Плотва, ельцы, подъязки, густера буквально становились в очередь за насадкой.
В азарте мы даже не замечали полчищ мошкары, которая только-только вылупилась из личинок, и была очень голодной. Большая часть улова торжественно отпускается обратно в родную стихию, берем рыбу только для того, чтобы сварить в лагере уху. Сегодня будет финальный вечер похода. А завтра мы снова окунемся в жизнь большого муравейника под названием город.
Спасибо тебе, Ипа, за великолепный релакс! До скорых встреч!
Комментарии (0)