Можно долго говорить о достоинствах самозарядного и двуствольного оружия, но при всем разнообразии охот в нашей стране спрос на простые одноствольные ружья не падает.
И вот почему.
Рассмотрим хотя бы осеннюю охоту на рябчика.
Вы осознанно выбираете только те места, где присутствует эта птица и нужен один-единственный выстрел.
И для чего носить для этого тяжелую двустволку или самозарядку?
В свое время, когда еще не было ночных прицелов, мною с успехом применялось на охоте одноствольное ружье ИЖ-18 с установленным на нем оптическим прицелом.
Охота в сумерках в зимнее время с применением оптики малой кратности позволяла выцеливать лису на приваде и отстреливать кабана на подкормке с вышки. Одностволка с оптикой, а впоследствии с ночным прицелом, с успехом применялась на охоте на кабана на овсах.
Охотники, имеющие представление об охоте в сумерках, согласятся со мной, что в темноте все сводится к единственному прицельному выстрелу, после которого стрелять после «вспышки» выстрела, да и еще по убегающему зверю, просто бессмысленно.
К достоинствам простых одностволок следует отнести их компактность и малый вес. И это мне, как ходовому охотнику в возрасте за 65 лет, весьма немаловажно. Одноствольное оружие требует и небольшого количества боеприпасов.
Обычно я беру с собой на «ходовую охоту» 5-6 патронов с нужными номерами дроби. И это все позволяет положить в рюкзак небольшой термос с горячим чаем и пару бутербродов. При этом общий вес носимого на себе совсем необременителен.
На весеннюю тягу вальдшнепов беру с собой одностволку и сочетаю охоту с поиском сброшенными лосями рогов. Заранее, за несколько часов до тяги, обхожу старые, заросшие ивняком делянки, и бывает так, что вместе с вальдшнепами приношу из леса более тяжелый трофей в полдюжины отростков.
Сама же стрельба по летящему вальдшнепу, зная, что у вас один патрон в стволе, требует более аккуратного прицеливания и бывает иногда гораздо результативнее, чем стрельба из многозарядного оружия.
Один из существенных недостатков не только одностволок, но и другого охотничьего оружия — это отсутствие в районе патронника стандартного «ласточкина хвоста» под оптику и ночной прицел.
Указанное приспособление, как на «МР-18 МН» нарезной ствол, могло бы значительно повысить прицельную стрельбу в сумерках. И это должны принять к сведению в первую очередь заводы- изготовители, заинтересованные в наибольшем спросе охотников на подобное оружие.
Еще одно приспособление, значительно повышающее универсальность оружия, сменные чоки. Мною с успехом применялось ружье ИЖ-18 для дальней стрельбы по уткам на открытых водоемах с насадкой усиленный чок ДС-1,1мм.
При охоте на вальдшнепа и рябчика применяю насадки ДС от 0,5 до 0,75 мм. Но главное, мне удалось получить стопроцентную кучность при стрельбе крупной картечью с насадкой «цилиндр».
Способ снаряжения патрона самый простой, 3 по 3 картечины в ряд (картечь твердая) в пыж-контейнер, где картечины устанавливаются строго друг на друга, плотно заполняя пространство между рядами обыкновенными спичками.
Патроном, снаряженным таким способом, мне удалось однажды отстрелять с вышки одним выстрелом двух стоящих друг за другом подсвинков.
О стрельбе пулей из одностволок нужно сказать особо. С появлением пули Полева результаты стрельбы из глакостволок на дистанциях до 50 метров мало чем отличаются от результатов стрельбы из нарезного оружия.
Мной неоднократно производились отстрелы этой пули на различные дистанции с достаточно хорошими результатами. Энергия пуль на указанной дистанции вполне достаточна для отстрела копытных, и в моей практике около десятка выстрелов по лосям и кабанам, когда зверь был чисто отстрелян этой пулей на дистанции 70–80 метров.
В Охотничьей библиотечке (приложение к альманаху «Охотничьи просторы» за февраль 1992 года) есть статья, в которой приведены результаты (средние поперечники рассеивания) отстрелянных мной всех имеющихся тогда в продаже пулевых патронов и пуль для гладкостволок.
Лучшие результаты (СПР) на дистанции 100 метров при стрельбе из ружья ИЖ-18 12-го калибра с установленным на нем оптическим прицелом показала пуля «Полева-3» — 6 см и пуля Полева — 10 см (фото 1).
Для сравнения: приобретенный мною в 1992 году карабин СКС на той же дистанции показал результат (СПР), совпадающий с паспортными данными в 18 см.
Привожу результаты стрельбы из одностволки ИЖ-18 20-го калибра, приобретенной на заказ специально для «ходовых охот» в основном на рябчика, весом 2,4 кг, длиной ствола 52 см и дульным сужением 0,8 мм.
Центр тяжести оружия находится почти у казенного среза, что не соответствует требованиям, предъявляемым для стрельбы пулей.
Как известно, лучшие результаты по кучности дают длинноствольные тяжелые магазинки-болтовики, центр тяжести которых существенно смещен в сторону дульного среза.
Но тем не менее 20-ка показала хорошие результаты по кучности пулей Полева, и мне пришлось немало потрудиться, чтобы установить приспособление для установки оптического прицела. Спусковой механизм был доведен до «стандартного» с усилия 3 кг до 1,5 кг.
После этого, стреляя на дистанции 100 м, были показаны результаты (СПР) в 10–12 см (фото 2).
На фото 3 показана стрельба по одному выстрелу в одну мишень с четырех дистанций 25, 50, 75 и 100 метров. Как видно, с некоторым учетом рассеивания пуль траектория полета пуль была выше точки прицеливания на дистанциях: 25 метров — 2 см, 50 метров — выше на 4 см, 75 метров — 0 и на 100 метров опускалась на 8 см.
Пристрелка производилась так, что пули на дистанции 50 метров ложились выше точки прицеливания на 4 см.
При этом все пули уложились в поперечник рассеивания 12 см. Примерно такая же траектория полета пуль Полева была получена при стрельбе из одностволки 12-го калибра при высоте оси оптики над осью ствола в 4,7 см.
Для сравнения: были произведены отстрелы патронов с пулями Полева из сравнительно тяжелой вертикалки ИЖ-12 16-го калибра. Предварительно на планке этого ружья были установлены винтовочный прицел «целик» и более высокая мушка.
Результаты на дистанции 35 метров оказались замечательными — пули из верхнего и нижнего стволов уложились в поперечник рассеивания 3,5 см, т.е. пробоины на мишени фактически касались друг друга.
Но при всем этом средние точки попадания из верхнего и нижнего стволов не совпадали на 7 см, что говорит о некачественной сострелке стволов, поведенных при пайке. Одностволки лишены этого недостатка и могут быть хорошо пристрелянными на различные дистанции.
Говоря о пуле Полева, которых было отстреляно большое количество, могу с уверенностью сказать, что она значительно превосходит по точности попадания, по настильности и по убойности многие как отечественные, так и зарубежные (Sabot, Фостера, Бреннеке) образцы пуль.
Даже при стрельбе специальной пулей с насадкой «парадокс», по сравнению с пулей Полева, не было выявлено каких-либо преимуществ как по кучности, так и по настильности (фото 4).
Можно добавить, что по результатам моих отстрелов этой пулей стволы с чоковыми сужениями показывали несколько лучшие результаты по кучности, чем получоки, слабые чоки и цилиндры. Ко всему сказанному нужно добавить, как я снаряжаю пулевые патроны и как стреляю. Ничего нового и необычного в этом нет.
Все давно уже отработано на практике, но, возможно, это заинтересует начинающих охотников и других владельцев гладкоствольного оружия, принимающих участие в облавных охотах на копытных.
Комментарии (3)
Алексей Стефанович
Следует заметить, что автор подобрал себе неплохое оружие для тех охот которые он, исходя из текста статьи, практикует. Особенно интересны результаты представленные автором при стрельбе пулей "Полева" из одностволки ИЖ-18 с длиной ствола 520 мм с оптическим прицелом. Ради интереса, я решил проверить данные стрельбы, приведенные автором с помощью соответствующих расчетов. Максимальное давление пороховых газов при навеске пороха марки "Сокол" в патроне 20 калибра 1,5 г, указанной автором, я выбрал равным 600 бар. В качестве пули, я взял пулю "Полева-3", массой 22,4 г(со стабилизатором). Полную массу снаряда, включая пыжи обтюратор+амортизатор,+лепестки контейнера для патрона 20 калибра. я определил как величину, равную 25 г. Длина снаряда была взята стандартной - 43 мм. Внутренний диаметр гильзы длиной 70 мм и, соответственно, диаметр канала ствола 20 калибра был выбран равным 15,7 мм. Показатель адиабаты для пороховых газов при сгорании пороха марки "Сокол" был взят стандартным 1,3. В результате расчета начальная скорость снаряда в момент выхода из ствола составила 408 м/с. Теперь внешняя баллистика. Расстояние между главной оптической осью прицела и осью канала ствола я выбрал равным 47 мм. Автор указал эту величину для одностволки 12 калибра, так что это, конечно, предположение. Характерная дальность полета пули "Полева-3" при коэффициенте формы Сх = 0,28 и максимальном диаметре головной части равном 13,5 мм при температуре воздуха +12С и давлении 1 ата оказалась равной 457 м. угол возвышения оружия над горизонтом был выбран равным 0,003 радиана при длине ствола 520 мм. В результате расчеты показали следующее. Отклонения пули от линии прицеливания по вертикали составили: на дистанции 25 м, +11 мм(1,1 см); на дистанции 50 м, +29 мм(2,9см); на дистанции 75 м,-1,6 мм(почти в ноль!); на дистанции 100 м,-80 мм(-8 см). Как можно видеть результаты достаточно близки к тем, что приведены на фото 3. И если результаты стрельбы, приведенные автором на фото 3 достоверны, то можно констатировать, что автор подобрал действительно хорошее оружие и прекрасно умеет стрелять пулей. Так что при охоте с вышки, у кабана шансов нет!:-)))!!!
Леонид Галась
Любопытно, почему автор столь просторного комментария за исходную величину давления принял число 600, как и в своем прежнем расчете для ружья 12 кал., тогда как давно известно, что в 20 калибре давление заметно выше.
Valery Fermer
На фото №2 больше похожа на армейский СКС, с прицелом в коробок...
А 50 м.,оптика не нужна...
...Последний результат; сокол-1.7, капсюль сх-1000, Полёва, 55м.яблочко 12 см метал. крышка от 200 литр. бака,за крышкой брус 10см.
2 см. от центра на 3ч., Мишень на вылет.
Ствол Франки-20к. д.с.- 0.2мм., полуавтомат
Другие виды пуль; Бреннеки, Гуаланди Шеддит, Метал-Гуалбо из них 3 импорт.
Наименьший 3.2 см.на 11 ч....