Первого рябчика добыл, когда мне было 16 лет.
Это трудная и ходовая охота.
Я тогда и не имел понятия об охоте на рябчика с манком.
И поэтому охоты на него были от случая к случаю.
Позже, уже в 22 года, познакомился с охотником в лесу старше меня лет на десять и подружился с ним.
Он и научил меня охоте с манком (пищиком) на рябчика.
У него на шее на веревочке висели два металлических манка. Я поинтересовался, зачем два, на что он ответил, что один издает свист самки, а другой — самца. И что это залог удачной охоты на эту птицу.
Не одну охоту я провел с ним, прежде чем познал все азы и научился сам добывать рябчиков.
Купил в спорттоварах в отделе рыбалки и охоты пару таких же манков, подобрав издающих свист самки и самца.
Тогда и начались мои охоты на эту осторожную птицу. Вот я и хочу описать некоторые из них моей охотничьей жизни.
Ранняя осень. Стоял конец сентября. Но было еще довольно тепло. Днем 10–13 градусов. Ночью прохладно и по утрам стоял туман. На ветвях и траве держалась роса и сходила лишь часам к 10 утра. В такой момент я и попал на выводок рябчиков.
Проходя полянки, заросшие кустарником, дошел до канавы, по берегам которой росли осины, ольхи и молодой сосняк вперемешку с березками. Там я услышал свист рябчика. Выбрав место, встал под осиной и стал издавать писк самки.
Было пасмурно, безветренно и хорошо слышно. Невдалеке услышал шум крыльев, затем — с другой стороны. И снова тишина. Прошло минуты три, и послышался шорох опавшей листвы. Я начал всматриваться по сторонам. Пискнул еще пару раз и увидел бегущего рябчика.
Успел вскинуть ружье и выстрелить, не дав рябчику убежать. И вот он у меня в руках. Это был молодой петушок. Убрал его в рюкзак и перезарядил ружье.
Постоял пять минут, тишина, ни звука. Посвистел еще — опять тихо, но ведь я слышал шорох и с другой стороны. Решил сменить место. Отошел метров на сто, укрылся за кустом калины. Минут через двадцать снова поманил в манок. Метров за сто услышал ответ самца.
Поманил еще. И снова — шорох листвы. А через пару минут с земли взлетел рябчик и сел сзади меня совсем рядом на сосенку. Я не шевелился и не знал, что делать. Обождав немного, стал потихоньку поворачиваться. Вот я его уже вижу и продолжаю разворот. Птица не улетает. Мне повезло, и еще один рябчик стал моим трофеем.
Поздняя осень. Ну вот и первые морозы. По ночам температура опускалась до -5. Днем же отпускало. Влажный воздух леса был наполнен тишиной под низким серым небом. Лишь где-то изредка слышалось щебетание синиц.
Деревья сбросили свои разноцветные наряды листвы. Еще недолго, и осень сменит долгая зима. К середине ноября ход рябчика на манок ослабевает, а иногда и совсем прекращается.
В такую пору редко удается добыть двух, а то и вовсе одного. В тот день мне повезло. Небо рассеялось, и из-за небольших облаков выглядывало солнце. Мой путь пролегал вдоль ручья.
Я пытался манить рябчика на манок, издающий свист самки. Но в ответ — тишина. Я издавал свист через каждые сто метров. Не помогало. Тогда сменил манок на звук самца. Прошло минут пять, и я услышал шорох. Метров за двадцать от меня выбежал рябчик. Реакция сработала, я выстрелил навскидку, и птица была добыта.
Дальше решил пройти по ельнику и там поманить. В это время рябчики держатся парами, и на манок я надеялся свистом самца приманить петушка, принявшего меня за чужака. Так и случилось. Издав несколько звуков, услышал шум крыльев подлетевшей птицы, которая села совсем рядом и стала очередным трофеем. Больше в тот день я рябчиков не видел.
Буквально через неделю выпал снег. Ноябрь подошел к концу. Осень уступила свои права матушке зиме.
Наступила зима... Покровительница снегов и морозов. Сменив влажный хмурый ноябрь, установив свои порядки, укрыв все вокруг своим белым покрывалом, которое долго будет лежать до весны. Все короче становятся дни, а ночи длиннее. Температура падает. Но иногда выпадают погожие дни, одаривая нас небольшими оттепелями.
В один из таких дней я решил попробовать поохотиться с манком на рябчика. Снега выпало не так много, и можно было идти пешком, а не на лыжах. Рябчик — птица осторожная, и, чтобы быть более незаметным, прихватил с собой белый халат.
И вот я в заснеженном лесу. Иду и высматриваю покинутые рябчиком лунки. Двигаюсь по просеке к березняку с полянками, надеясь там найти покинутые птицей ночные убежища. Как раз время кормежки птиц.
Подходя к концу просеки, увидел лунку. Выбрав дерево для укрытия, достал манки и стал манить с интервалом в пять минут.
Тишина... Прошел еще метров двести, укрывшись за деревом, снова поманил. Удача: самец откликнулся! Выждав минут пять, снова поманил. И лишь после третьего раза увидел бегущего по снегу рябчика, а не прилетевшего на зов. Не спеша поднял ружье и выстрелил.
Птица задергалась на снегу и затихла. Подошел и поднял трофей — красавец петушок. Убрал в сумку и направился к намеченному месту.
Там действительно нашел пару лунок. Но на этот раз не повезло. Птички так и не отозвались. Больше на рябчика не ходил, переключившись на охоту по зайцу.