Традиционную кавказскую обувь под названием «чувяки» или «чевяки» можно увидеть на картинах художника-баталиста Ф. Рубо, любившего изображать представителей горских племен, а также российских солдат и казаков на своих полотнах, посвященных эпохе Кавказской войны. Визуально этот вид обуви напоминает невысокие носки или легкие тапочки – у персонажей картин они почти полностью закрывают стопу, а по высоте доходят до щиколотки владельца.
Исторически у кавказских горцев такое ремесло, как сапожное дело, отсутствовало. Причиной тому было не слаборазвитое производство или недостаток природных талантов. Все объяснялось тем, что в условиях постоянной и регулярной ходьбы по камням срок носки сапог – даже самых хороших и крепких – в лучшем случае исчислялся парой недель.
Неизвестно, когда точно это произошло и кто первым придумал такой способ, но наиболее распространенной обувью на Кавказе были те самые чувяки – легкие тапочки без подошвы. А шились они…из невыделанных коровьих шкур! Да-да, Вы не ослышались. В горских обществах и казачьих станицах тех времен основной ценностью и эквивалентом прочих товаров считался скот – коровы, быки, овцы. Поэтому свежая содранная коровья или бычья шкура редкостью не являлась.
Для того чтобы сшить себе пару обуви, было необходимо вырезать два куска шкуры размером примерно 40х40см. Шкура накладывалась сверху на стопу шерстью вовнутрь, и разрезалась с одной из сторон до середины таким образом, чтобы можно было после сшивания просунуть в разрез стопу. Потенциально это был верх будущей обуви. После этого шкура складывалась пополам и сшивалась по контуру стопы от кончиков пальцев до пятки единым швом.
Для этого использовалась традиционная техника шитья, применяемая при изготовлении и починке конского снаряжения. Ее суть заключается в том, чтобы в каждое проколотое шильцем отверстие с противоположных сторон вставлять концы прошивных нитей навстречу друг другу. После затягивания такой шов никогда не разойдется даже в том случае, если строчка где-то на его протяженности будет нарушена. Этот способ известен во всем мире под названием «шорно-седельный шов».
После того как шитье будет окончено, лишняя часть шкуры просто обрезается за ненадобностью. При этом необходимо оставить по 1см материала с каждой боковой стороны возле шва, чтобы его утолщение не создавало неудобства при носке. Вокруг прорези в верхней части лишнее также нужно срезать с тем расчетом, чтобы обрез обуви доходил до голеностопного сустава.
В процессе ношения чувяки подсыхали, приобретая форму ноги. Если отбросить в сторону соображения брезгливости, то в условиях пересеченной местности Кавказа это была идеальная обувь. Сырая коровья шкура позволяла ноге быть чувствительной и ощущать все неровности – ветки, камни и т.д. При этом она была чрезвычайно устойчивой по отношению к нагрузкам на разрыв и истирание. При ходьбе по жесткой траве или колючкам ступня была надежно предохранена от возникновения травмы.
Безусловно, чувяки были не слишком долговечными в носке, поскольку шкура спустя какое-то время начинала терять волос, затем – портилась или пересыхала. Однако такой способ был чрезвычайно дешевым, повсеместно доступным и давал возможность обзавестись обувью, которую с полным основанием можно назвать ортопедической.
Вспомним описанного Л.Н.Толстым лихого казака, пластуна и разбойника – дядю Ерошку из повести «Казаки». Автор повествует о том, как, придя с ночной охоты, Ерошка стаскивает с ног сырые чувяки и бросает их в воду, чтобы они не потеряли эластичности.
В воспоминаниях Ф.И. Елисеева – знаменитого казака-джигита, воевавшего против большевиков в составе Кубанской армии, присутствует эпизод, в котором он описывает, как шил себе обувь из сырых коровьих шкур. По собственному признанию, результат его полностью удовлетворил, а сослуживцы высказали свое полное одобрение, поскольку такой поступок полностью согласовывался со старыми казачьими традициями. Что характерно, на момент описываемого события Елисеев находился в чине подполковника!
Конечно, многих современных выживальщиков подобные «рецепты» заставят содрогнуться от чувства брезгливости. Однако не спешите пренебрегать способами, которые проверены сотнями лет. В условиях дикой природы из шкуры кабана, косули или лося можно сшить превосходную крепкую обувь, которую Вы гарантированно не сможете порвать или проколоть.
Если в обиходе есть шильце, гвоздь или кусок сталистой проволоки, можно без труда соорудить замену пришедшей в негодность обуви фабричного производства. Не забудьте тщательно выскрести мездровую часть шкуры и не оставляйте чувяки близко к огню.
Пусть «дедовские» способы покажутся кому-то примитивными, знайте – они работают, и обращение к ним в сложных ситуациях поможет с честью выйти из тех испытаний, с помощью которых природа пробует человека на прочность.