Многие почему-то думают, что знакомство солдат с оружием ограничивалось его разборкой и чисткой, что боец в армии смутно представлял себе устройство своего оружия или даже не думал об этом.
На самом деле и в царской армии, и в Красной, а затем и в Советской изучению устройства оружия уделялось немало времени.
Сегодня для изучения устройства оружия и взаимодействия его частей существует множество широкодоступных вариантов: чертежи, схемы, анимация. Можно найти устройство практически любого оружия или механизма.
Сто лет назад такого не было, все можно было только пощупать руками или увидеть. Именно это породило появление очень интересного вида учебных пособий — разрезные макеты оружия.
Конечно, эти пособия не имеют отношения к реальному оружию и в этом контексте нас заинтересовать не могут, но они интересны как с исторической, так и с практической точки зрения.
Разрезные макеты изготавливались из настоящего оружия, обычно отслужившего свой срок и списанного. Это логично.
С одной стороны, для использования оно уже непригодно, с другой — еще может послужить при обучении молодых солдат и офицеров.
Существует множество вариантов таких макетов. Часто в оружейных мастерских отходили от канонов и делали все по-своему, главное — дать доступ ко всем механизмам и деталям, чтобы солдат получил полное представление о том, как именно они работают и взаимодействуют. Надо отметить, что оружие отнюдь не простой образец для подобной задачи.
Оно проектируется с минимумом металла и дерева, что-то убрать из него, чтобы при этом конструкция не потеряла прочности и целостности, непросто. Часто макеты представляют собой сборные образцы из деталей от разных винтовок.
Объясняется это легко. Во-первых, далеко не с первого раза мастеру удается красиво и правильно разрезать ту или иную деталь. Во-вторых, в макет стараются ставить наиболее хорошо сохранившиеся детали, что логично и обоснованно. Главное — добиться наглядности и понятности макета.
На фотографиях представлен разрезной макет винтовки Мосина образца 1891 года. Исходником послужила винтовка с граненой коробкой, выпущенная в двадцатых – тридцатых годах двадцатого века.
Удивляет, насколько скрупулезно мастер подошел к ее препарированию, создав учебное пособие, на котором можно в мельчайших деталях познакомиться с устройством винтовки. Ствол вскрыт в нескольких местах; передняя часть оставлена целой, видимо, для прочности и для возможности примкнуть штык, что также является частью учебного процесса.
Ближе к патроннику ствол снят наполовину, и можно рассмотреть канал ствола и нарезы — небольшие и мелкие (надо заметить, что у мосинской винтовки одни из самых глубоких нарезов).
Далее видна часть патронника. В некоторых макетах возможна досылка патрона, и тогда можно воочию убедиться, насколько патронник повторяет профиль патрона и как выглядит винтовка с патроном в патроннике.
На макете присутствует несколько отверстий в районе патронника. Видимо, они остались с того времени, когда винтовка уже была учебным образцом, но еще не стала разрезным макетом. Другого объяснения, зачем нужно сверлить макет, да еще несколько раз, у меня нет.
На месте присоединения ствола к коробке аккуратно убран металл — видно, что ствол сажался на резьбовое соединение.
Сразу под стволом можно увидеть, как шомпол крепится к ложе. Почему-то многие не знают, что в мосинке он ввинчивается и таким способом фиксируется в ложе.
Чуть дальше, на коробке, причем с обеих сторон, сделаны две широкие выборки, так что при закрывании затвора видно, как на винтовке боевые упоры взаимодействуют с выступами на коробке.
Надо отметить, что затвор на винтовке при запирании взаимодействует именно с коробкой, а не со стволом. Это делает установку ствола в коробку точной и ответственной процедурой, поскольку зазор между казенной частью ствола и затвором должен быть очень точным и по возможности минимальным.
Вынув затвор, мы можем через боковые отверстия выборок посмотреть, как устроена коробка изнутри, как затвор проходит по ней до момента запирания, а также разобрать, из-за чего случаются утыкания и недосылы и как с этим бороться.
Левая часть коробки снята почти полностью, что дает прекрасный вид на работу затвора, знаменитой детали — отсечки-отражателя и магазина. Кстати, в боковых частях магазина тоже имеются отверстия, чтобы было видно, как патроны расположены в магазине, зачем нужна отсечка-отражатель и какую важную функцию она выполняет.
Напомню: отсечка-отражатель не только удерживает патроны в магазине и подает их по одному на линию подачи, но и позволяет разделять первый и остальные патроны, исключая тем самым то, что верхний патрон, стоящий на очереди для подачи в патронник, может зацепиться закраиной за нижний патрон.
И хотя при снаряжении магазина настоятельно рекомендуется избегать попадания закраины следующего патрона за предыдущий, если такое произойдет, именно отсечка-отражатель не позволит верхнему патрону уткнуться. Ну и конечно, эта деталь выполняет функцию отражения стреляных гильз.
На макете мы видим, что подаватель магазина состоит из трех деталей с пружинами. Такое устройство позволило сэкономить место на пружину магазина и получить магазин, практически не выступающий за габарит оружия.
УСМ у винтовки Мосина прост. Нет, форма деталей сложна, но самих деталей две, затем спусковой крючок и шептало. Для знакомства с их работой в винтовке выбрано специальное окошко. В общем, что говорить! Конструктор был просто гений, сделав такой простой и надежный механизм.
Отдельная интересная деталь — прицельная планка. На макете стоит планка старого образца, интересная тем, что в отличие от новой, которая предполагает стрельбу до 2000 метров, позволяет стрелять до 3500 метров, причем до 1800 метров расстояние вводится как на новой, а дальше планку нужно откинуть вертикально, и целик превращается в передвижную рамку, которая двигается вертикально.
Наглядно видно, какая крутая траектория у полета пули; ствол винтовки становится под большим углом; правильная вкладка практически исключена, и очевидно, что такая стрельба возможна только по большим мишеням или крупным скоплениям противника.
Затвор винтовки тоже распилен, и можно посмотреть, как устроены курок и ударник и где находится боевая пружина. Понятно, как и когда винтовка встает на боевой взвод и когда взводится ударник.
Сначала было неясно, зачем нужна небольшая выборка на верхней части курка, но потом выяснилось, что через нее видно, как именно взаимодействуют детали, когда винтовка ставится на предохранитель.
Почему-то многие забывают, что у винтовки Мосина есть вполне пригодный предохранитель, для постановки на него надо немного оттянуть курок назад за пуговку и повернуть затвор против часовой стрелки.
При этом основание курка войдет во взаимодействие с вырезом на коробке, и винтовка будет поставлена на предохранитель.
В таком положении невозможно не только выстрелить, но и открыть затвор. Эта функция ставит точку в спорах о плохой мосинке и теряющемся затворе, когда охотник пробирается через заросли.
Бывали случаи, что охотник, продираясь через заросли, терял затвор. Такое действительно может произойти, но только если охотник будет ломиться в лесу со взведенной винтовкой, не поставленной на предохранитель. Опасно и крайне недальновидно.
А что, если какая-нибудь ветка нажмет на спуск? Поставленная на предохранитель винтовка выстрелить не может, и на винтовке со спущенным курком трудно открыть затвор веткой. В общем, знать свое оружие и понимать, как оно работает, всегда важно.
Итак, макет можно считать полезной «игрушкой». Конечно, сегодня на компьютере можно посмотреть и смоделировать почти любые взаимодействия деталей, но вы не почувствуете веса реального оружия, не приложите усилий, необходимых для его заряжания и разряжания, не поймете моторики обращения с оружием...
Как мне кажется, время разрезных макетов еще не прошло и сегодня они нужны.
Для любителя оружия, для того, кто прекрасно знает, как взаимодействуют детали, будет полезно посмотреть все это в реальной жизни. Мне, например, было интересно увидеть, насколько в реальности невелика площадь запирания боевых упоров и как тонок ствол, который выдерживает немалые давления.