К сожалению, наше законодательство считает малокалиберную винтовку такой же опасной, как любое нарезное оружие, и требует для покупки последней иметь пять лет стажа владения гладкоствольным оружием.
Но если подходить к существующей проблеме с точки зрения владения оружием, то логичнее всего было бы давать право на покупку нарезного оружия после пяти лет владения малокалиберным или пневматическим лицензионным оружием.
Этот вопрос давно требует изменений. Но наши законодатели упорно держатся за «длинноствольное охотничье» оружие, сводя на нет владение длинноствольным оружием самообороны, ОООП и лицензионной пневматикой. Но ведь это нелогично!
Если мы говорим о стаже беспроблемного владения, то в перечень нужно включать любое оружие, а если о наработанных навыках, то тут годится только лицензионная пневматика, поскольку она наиболее близка к нарезному оружию. Но логики в нашем законе об оружии немного…
Ведь следуя здравому смыслу, стоило разрешить продавать мелкашку без пятилетнего стажа, и именно стаж с ней считать преднарезным.
Впрочем, речь в статье пойдет не об этом. Сегодня мне хочется рассказать о небольшом эксперименте, который мы провели, сравнив две очень похожие и в то же время принципиально разные малокалиберные винтовки.
Скажу сразу, что ни одну из них вы не найдете в магазинах, они больше не выпускаются, но тем не менее вопрос, который мы поставили для разрешения в эксперименте, актуален и интересен.
Самыми распространенными системами среди малокалиберных винтовок являются винтовки с поворотным затвором, они просты, надежны и неприхотливы. У нас же популярным стал биатлонный затвор.
А случилось это потому, что Ижмаш в свое время смог удачно адаптировать его для охотничьей винтовки. С тех пор затвор с прямым ходом прижился и существует до сих пор. Он был настолько популярен, что вытеснил поворотный. Но на завод постоянно приходили просьбы сделать классический затвор: мол, он точнее, надежнее и мощнее при запирании.
Тут нужно сделать небольшое отступление. Давление, которое развивает малокалиберный патрон .22 Лр, просто смешное, если речь идет о винтовках. Один мой знакомый говорил: «Какое давление? Двадцать вторым можно стрелять из трубки от телескопической антенны!»
Это, конечно, преувеличение (или приуменьшение), но истина где-то рядом. Для винтовок что обычный 22-й, что высокоскоростной того же калибра не проблема, поэтому боевые упоры на затворах маловостребованны, обычно все заканчивается одним запиранием на рукоятку затвора.
Кстати, мне еще не попадалась ни одна винтовка с наклепом (следами высоких нагрузок и износа) в этом запирании.
В общем, довод про надежное запирание скорее относится к маркетингу, чем к технической необходимости.
Но так или иначе, а Ижмаш пошел навстречу покупателям и сделал винтовку СМ2 КО, весьма удачную, очень похожую на прародителя БИ7 КО, но с продольно-скользящим затвором. Удобное ложе, кованый ствол, стальная коробка — все надежно и добротно. Конструкторы добавили пазы в прикладе, где под крышкой разместились два запасных магазина.
Кстати, очень удобная опция, только не нужно забывать, что по новому закону там нельзя транспортировать снаряженные магазины — спасибо поправкам. Кучность получилась неплохая, но вот разительных отличий от биатлонки не наблюдается.
Затвор не дал каких-либо преимуществ в кучности. Однако винтовка выпускалась несколько лет и неплохо себя зарекомендовала.
Поиски идеальной винтовки продолжались, новые времена принесли новые идеи, стали модны такие фишки, как планка Вивера, отсутствие открытых прицельных приспособлений и т.п.
Ижмаш откликнулся и на эти вызовы, предложив винтовку «Бейсик», в которой проглядываются все черты СМ2 КО, только затвор старый — биатлонный прямоход. Практика показала, что преимуществ у продольно-скользящего затвора с запиранием поворотом нет, а вот в скорости перезарядки мы теряем. Так зачем тогда болт?
Именно сравнение этих двух винтовок и стало целью нашего эксперимента. Исходные данные почти одинаковы. По своим габаритным характеристикам винтовки — сестры-близнецы, да и по виду похожи.
Но имеющиеся отличия дают возможность оценить степень необходимости тех или иных параметров.
Начнем со стволов. На обеих винтовках они кованые и довольно толстые для мелкашек. Оба ствола вывешены, то есть не касаются ложи. Винтовка крепится только в районе коробки. Очень удобная и одинаковая по форме ложа со щекой.
Предохранители выполнены по-разному: в СМ2 КО это классический флажок слева от коробки, в обычном месте под большой палец, в «Бейсике» это перекидной флажок в спусковой скобе под указательный палец. Какой удобнее? А это уже дело привычки.
У большинства охотников карабин не один, и велика вероятность, что на втором карабине будет именно классический предохранитель. Зачем тогда плодить сущности? Магазины одинаковые и взаимозаменяемые.
Отдельно хочется поговорить о стальной коробке. На СМ2 КО прямо в ней нарезан «ласточкин хвост», в «Бейсике» к ней приклепана отдельная деталь — планка Вивера, а значит, появляется опасность, что при установке тяжелых прицелов может появиться люфт между планкой и коробкой.
В общем, при выборе я бы предпочел фрезерованный ресивер а не приклепанную планку. Также кажется ошибкой отказ от открытых прицельных приспособлений, особенно это очевидно при возможности пострелять из обоих карабинов. Они не мешают оптике, но оставляют больше возможностей.
Малокалиберная винтовка часто используется для обучения стрельбе, и в этом случае открытые прицельные приспособления очень полезны. Но иногда хочется просто пострелять из винтовки для удовольствия без оптики.
Единственный плюс продольно-скользящего затвора — это возможность вынуть его, не снимая оптики, но это старая болезнь биатлонки, которую не вылечили до сих пор.
Дело в том, что на биатлонке оптика не нужна, и при разработке никто не подумал о том, что вынимающийся вверх запорный штифт может стать проблемой, да стал он ею, только когда владельцы начали низко устанавливать оптику на эти винтовки.
При стрельбе обе винтовки ведут себя хорошо, удобны и имеют хорошую кучность примерно 1,5 угловые минуты.
Но вернемся к особенностям работы затвора. Тут все предельно понятно: биатлонный затвор выигрывает практически во всем. Мы сделали несколько серий: стреляли из положения стоя и сидя с упора. Во всех положениях работать прямоходным биатлонным затвором проще и, что немаловажно, быстрее.
По времени для полного опустошения пятизарядного магазина, причем с поправкой на прицеливание, биатлонному затвору нужно пять секунд, а болту — семь. Кроме того, выявилась интересная особенность: при открывании затвора у болта карабин стремится повернуться вокруг своей оси, исправление этого импульса требует усилий, времени и приводит к смещению линии прицеливания.
В общем, биатлонный затвор выиграл подчистую. Но если сравнивать карабины как есть, то у СМ2 КО найдутся свои преимущества. Это и возможность разборки без снятия оптики, и наличие открытых прицельных приспособлений и емкость для хранения запасных магазинов.
Думается, к таким выводам пришли и на Ижмаше, поскольку оба карабина были сняты с серийного производства и больше не выпускались. Зато им на смену пришел карабин «Соболь», который объединил положительные свойства этих винтовок и отбросил неудачные эксперименты.
Описанные карабины еще можно встретить на вторичном рынке, где они достойно конкурируют как с отечественными малокалиберными винтовками, так и импортными карабинами. Посудите сами: ну какой карабин вы сможете купить за 20 тысяч рублей?
Примерно столько стоят описанные в статье винтовки, причем в хорошем состоянии. Нужно учитывать, что стволы малокалиберных карабинов практически не изнашиваются и можно найти образец в очень хорошем техническом состоянии, даже если он имеет большой настрел.
Итак, с учетом цены на вторичном рынке эти карабины, несмотря на описанные недостатки, остаются конкурентоспособными и желанными для стрелков.
Эксперимент показал, что болтовый затвор не может составить конкуренцию биатлонному по скорости перезаряжания. Но так ли важна скорость этого самого перезаряжения на малокалиберном карабине?
Кому она нужна, скорее всего, озаботится покупкой полуавтоматического карабина, их в этом калибре немало. Вот удобство перезаряжания действительно интересно. В этом случае биатлонный затвор оказался комфортнее и выводить карабин на последующий выстрел гораздо удобнее. Но, как всегда, все это дело вкуса и практики.