Германское ружье для российского охотника

Российский рынок охотничьего оружия с дореволюционных времен всегда был насыщен немецкими ружьями. Даже одно перечисление имен мастеров, работавших в Германии, может служить залогом качества и мерой популярности немецкого оружия. В этом перечне можно встретить имена оружейников города Зуля в Тюрингии, таких как Зауэр, Христоф Функ, Генель, Отто Бок, братья Меркель, братья Ремпт, Эмиль Кернер и другие. Славно работали Эдуард Кеттнер в Кельне, Бреннеке в Лейпциге, Тешер во Франкфурте-на-Одере, Раш в Брауншвейге...

Конечно, не стоит сравнивать ружья высочайшего разбора английских и немецких мастеров, здесь приоритет, безусловно, на стороне островных оружейников. Но как сейчас принято оценивать изделие по соотношению «цена — качество», то равных германскому охотничьему оружию нет ни среди англичан, ни среди бельгийцев, ни среди французов, не говоря уже о российских производителях. В настоящее время определенную конкуренцию немцам в изготовлении доступных классических ружей пытаются составить итальянцы, что в полной мере идет на пользу охотнику — любителю двуствольного ружья, где еще присутствует магия ручной работы, а не практицизм механического изделия.

О популярности немецкого охотничьего оружия среди российских охотников сложены легенды. Редко кому из потомственных охотников по наследству не переходили: «Зауэр» рядовой работы — с ястребком или аистом (цаплей), трофейный (гитлеровского периода) — с орлом, а также его более качественная выделка — с клеймом «дядька с дубинкой». Кому-то повезло унаследовать ружья подороже, где не было вышеперечисленных товарных знаков рядовых изделий Зауэра, «немцев» с полными замками, голландовской вертушкой, часто с прямой английской ложей и всеми прибамбасами, свойственными классическому ружью, которые были превосходны во всех отношениях.

У меня было много гладкоствольных «немцев». Это давних годов выпуска курковка с дамасскими стволами, с затвором Ланкастера; довоенная двустволка «Зауэр» системы Anson-Deeley с предохранителем сбоку, сзади колодки у щечки ложи; отличный, выполненный в английской манере, с тончайшей нарезкой сеточки на шейке ложи и на кнопочном цевье «Грейфельд»; две более поздние горизонталки с голландовскими замками, одна из которых имела три пары стволов; уже практически современные: «Меркель-201», «Меркель-203»(имели стволы 12-го и 20-го калибров) и «Меркель-303» — все три зулевские модели «Меркелей» были уже производства ГДР. Всех их, независимо от года выпуска, системы запирания и марки стали на стволах, объединяло одно: как и другие «германцы», прошедшие через мои руки за долгие годы работы на стенде, они имели превосходный бой дробью, несмотря на далеко не идеальное состояние трубок стволов.

Следует отметить, что немцы за ту же цену, что и бельгийцы с англичанами, так «вылизывают» свое ружье, что внешне их «Зауэр», «Меркель» или «Бюхаг» кажутся много богаче. Да и подгонка недешевых немецких ружей заслуживает добрых слов. Как-то мне пришлось менять пружину рычага затвора на стендовом «Меркеле-303 ЕТ».

Кто разбирал отечественные МЦ (наиболее качественные отечественные ружья ЦКИБ), знает, каких трудов стоит открутить винты. А на «Мер­келе» простой отверточкой, без усилий можно легко выполнить все операции. Основные винты на этой модели стопорятся маленькими, и каждый занимает свое место совершенно точно, без малейшего намека на перекрут или недокрут.

Но чем действительно подкупают германские ружья, так это своей удивительной прикладистостью и сбалансированностью. Их горизонталки с пистолетной ложей и щекой на прикладе без всякой подгонки идеально ложатся в плечо, голове стрелка комфортно на гребне умеренной ширины, мушка расположена точно посередине прицельной планки. Как такое удается немецким оружейникам, просто диву даешься.

То же можно сказать и об охотничьих вертикалках. У стендовых моделей Меркеля и Зимсона ложи с очень большим запасом дерева для строго индивидуальной подгонки (но это уже большой спорт, к охотничьей стрельбе не имеющий никакого отношения).

Так как дальше речь пойдет о ружьях с вертикальным расположением стволов, позволю более подробно остановиться на данной марке гладкоствольного германского ружья. Любой Меркель с вертикальным расположением стволов имеет верхнее двойное запирание — замок Керстена, получивший народное название «двойной Гринер», но не всегда нижнюю запорную рамку Перде, что на надежность запирания гладкоствольных ружей в целом не влияет.

фото: Fotolia.com 

У всех «боков» оригинальное разъемное цевье, верхняя часть которого закреплена винтами на боковых планках стволов (на сегодняшний день такая конструкция сохранилась лишь на самой престижной модели 303 и ее модификациях и «Меркеле 2003»). Почти всегда защелка цевья рычажная (редко может быть кнопка).

У «немцев» пистолетная ложа применяется гораздо чаще, чем английская, при этом дерево никогда не нависает над колодкой, придавая ружью дорогой и благородный вид. Но большинству немецких прикладов присущ один недостаток: верхний хвостовик колодки, имеющий на конце заострение, со временем может вызвать образование трещинки. Если появился намек на деформацию дерева в районе хвостовика, следует зачистить дерево до образования крошечного зазора перед острым концом хвостовика.

Гэдээровские ружья, коих в СССР было ввезено, наверное, больше, чем осталось в Германии, имели патронник 70 мм (современные германские модели имеют патронник 76 мм и дополнительный ноль в нумерации марки ружья, например, «203» стал «2003», а «Меркель-303» остался с прежним именем).

Наиболее дорогая 303-я модель имела эжектора ударного типа, а вторая по цене, 203-я, — эжекторный механизм, аналогичный эжекторам ИЖ-27Е, с подпружиненными выталкивателями. Впрочем, конструкция выбрасывающего устройства не была строго связана с моделью ружья (кроме 303-го).

«Меркель-303» и «Меркель-203» имели замки на «досках» и фирмой заявлялись, как замки системы «Голланд-Голланд». На мой взгляд, здесь некоторый перебор: боевая пружина совсем не голландовская, короткая, и расположена сзади курка, а не снизу и впереди. Впрочем, вертушки 203-го совсем как у «англичанина», а на 303-м — особой конструкции, замаскированные в боковом замке, что позволяет без труда заменить пружину, почистить и смазать УСМ — всё как у Голланда.

Некоторый недостаток УСМ Меркеля — относительная недолговечность боевых пружин, а плюс — высокая скорость их срабатывания. Если в охотничьем варианте о поломке пружины беспокоиться не стоит, то на стенде, при интенсивном использовании ружья, замена пружины — вещь обычная. Вот почему основные стендовые «меркеля» — это модели «303» и «203», где замена пружины займет несколько секунд, у других же «меркелей» данная операция потребует специального инструмента и отнимет много времени.

Основные варианты дульных сужений: получок/полный чок, 1/4 чока и 3/4 чока или цилиндр/получок — указывают на их величину. Встречаются длинные плавные сужения, дающие более равномерное распределение дроби по зоне выстрела. Выделываются короткие крутые чоки, способные «согнать» дробь к центру осыпи, дальнобойные, но «привередливые», т. е. не переносящие жестких пыжей.

Возможно, со мной кто-то не согласится, но смею утверждать, что ружье с постоянными дульными сужениями надежнее. А если учитывать спектр предлагаемых патронов различной зарядки, позволяющей из одного ствола получать кучный бой, широкую осыпь или умеренную кучность, так по мне лучше иметь необходимый набор боеприпасов, чем крутить дульные насадки, боясь потерять или забыть к ним ключ.

Да и любые приличные ружья в отличие от относительно дешевых «итальянцев» и других производителей ружейного ширпотреба, выделываются исключительно с постоянными дульными сужениями. Хотя как ни прискорбно, после объединения Германий качество ружей из Зуля несколько снизилось, они стали как-то грубее и «бездушнее».