Музыка гона

Изображение Музыка гона
Изображение Музыка гона

Осенняя пора! О ней мечтают все гончатники — от запада до востока, от юга и до севера. Осень выдалась славная, поистине есенинская. Разноцветные кленовые, березовые и осиновые листья звенели в предрассветной тишине. Уже пару недель не было ветра, и квелый лист держался на мертвых черешках из последних сил. Землю покрывали то роса, то пелена тумана, а иногда моросил слабый сеногной.

Спешу на работу лишь с одной целью — убедиться, что все в порядке, коллектив работает как часовой механизм и у меня появится шанс слинять со службы в поля.

Коллеги не подвели: все чин-чинарем.

Сообщив кому надо, что я «на обходе», стремглав несусь к дому, где меня уже ждут товарищ и машина на парах.

Путь недалек.

Каких-то 200 километров — и мы в Залесовском районе Алтайского края, где беляк жиреет и плодится с такой неимоверной скоростью, что, стрельнув потехи ради в ложок 100–150 метров длиной, вы можете насчитать с десяток улепетывающих оттуда ушканов.

Моя цель — познакомить товарища с осенней охотой по чернотропу из-под гончей.

Русская гончая Мида — совсем молодая выжловка двух лет отроду. Первый ее добытый зверь был лисовин, и я обрадовался было, что теперь у меня будет свой красногон, но меня остерегли знающие гончатники, сказав, что в местных условиях это не очень хороший вариант.

Наши лисы мало идут под гонцом и еще реже идут на круг, норовя понориться при первой возможности. Так впоследствии и оказалось: редкий лис шел кругами и восьмерками, все чаще уходя по прямой и прячась в любой попавшейся по пути норе, будь то корсачья или барсучья хатка.

Да и Мида моя в скором времени показала, что лиса ее мало интересует, а работала она все больше по беляку и русаку, иногда скалываясь на косулю.

И вот мы в нужном месте. Товарищ торопит меня набросить гончую и уже готов снарядить ружье, но я его осаживаю:

— Саня, ты чего торопишься? Посмотри, какая красота! Отдохни от забот! Костерок соорудим, чайку попьем, а собака пока продышится.

Товарищ меня явно не понимает, но и не перечит. Собираем дровишки, разбиваем палатку. Через пять минут казан бурлит и выплескивает через край крутой кипяток. Время снять его с огня и накормить ароматным черным чаем в полпригоршни, а то и поболее.

Как-то сами собой отходят в сторону разговоры ни о чем. Мы сидим, развалившись в раскладных креслах, и пьем чай. Слабый ветерок шевелит листвой и пожухлой травой, отчего организм, скукоженный и напряженный трудовыми буднями и человеческой сутолокой, расплывается в кресле, растворяется в осеннем воздухе. Накатывает истома.

Изображение Напуск — самый эмоциональный момент для охотника и его четвероногого помощника. ФОТО Дмитрия Васильева.
Напуск — самый эмоциональный момент для охотника и его четвероногого помощника. ФОТО Дмитрия Васильева. 

— Чёт я спать захотел, — говорит мне товарищ, а я ему в ответ:
— Ну так какие проблемы? Укладывайся. Время есть, погонять успеем.

Товарищ ползет в палатку, откуда секунду спустя раздается: «Хорошо-то как!» И через пару минут он уже сопит.

Мида лежит возле меня, и я чувствую ногами ее тепло. Шевелиться не только не хочется, но и нет сил — так я разомлел.

Не помню, какую по счету кружку чая я испил, прежде чем сам закимарил. В полузабытье одна картина сменялась другой. Вот Мида погнала беляка, теперь она дурачится с кобелем моего знакомого охотника — дратхааром по кличке Айрон, лиса выходит на номер, и я бью кумушку с первого выстрела, затем Айрон плывет с приличным крякашом в пасти и бережно отдает его хозяину… Плывут, плывут картинки, но вдруг я просыпаюсь.

Мида сидит напротив, склонив голову набок, а гон ходит из стороны в сторону. Соскучилась по работе, понимаю я и потягиваюсь всем телом.

На часах что-то около восьми вечера. Товарищ сопит в палатке, костерок угас, а у меня на коленях недопитая кружка чая. Подкормив костерок березовыми веточками, я вновь завариваю свежий чаек и осматриваюсь.

В этом месте я был не раз. Место богатое зверем, и обычно первый подъем случался в двустах метрах от лагеря, в березовых мелочах.

В этот раз я рассчитывал на обычную работу своей любимицы и куда-либо переезжать не собирался. Напоив выжлу местной водицей, что была набрана у знакомой бабульки в соседней деревне, я пристегнул Миду на поводок и пошел к молодому березовому колку.

Питомица всем своим видом выказывала нетерпение и часто тянула меня к близлежащим кустам, но после команды «отрыщь» ненадолго успокаивалась. Вечерняя прохлада осыпала пожухлую траву росой. Ветерок приносил смешанные запахи сена, дымка из деревни с луговыми ароматами.

Вот мы и у березняка. Собаке не терпится. Она понимает, для чего ее сюда привели, и она рада доставить хозяину удовольствие — выгнать ушастого прямо под ноги и получить свои законные пазанки. Но я не тороплюсь: пусть повялится, обазартится еще до работы, тогда и «распоется» быстрее.

Команда «Сидеть!» — Мида резко опускается на траву.

Изображение Опытная выжловка хорошо знает места обитания зайца, уделяя им больше внимания. ФОТО Дмитрия Васильева
Опытная выжловка хорошо знает места обитания зайца, уделяя им больше внимания. ФОТО Дмитрия Васильева 

— Ах как тебе не терпится, да? — спрашиваю я и улыбаюсь.

Снимаю поводок вместе с ошейником и отхожу метров на двадцать. Собаку трясет так, что зад от земли отрывается, и вот она начинает скулить и трястись с такой силой, что зубы клацают.

— Мида, искать! — командую я, и выжловка срывается с пробуксовкой в ближайшие заросли молодого березняка. Гон ходит из стороны в сторону. Я вижу, как собака пробирается челноком сквозь плотные мелоча, и изредка подаю свист, указывая ей направление движения.

Первый молодой остров мы прошли без подъема. Это нестрашно. Может, Мида горячится, а может, зверь переместился, но мы его все одно найдем и поднимем.

Вдруг Мида срывается в галоп и идет краем полевой дороги. Я понимаю, что она вышла на жиры, и внимательно наблюдаю, чтобы она не подала голос на них, иначе придется ее снять и успокоить.

Но нет, она уверенно обрезает жировки, и вот уже гон работает с такой амплитудой, что кажется, будто работает электромоторчик, а это первый признак, что собака натекла на след. Я продолжаю наблюдение: Мида углубляется во второй остров, но не успевает скрыться за кустарниками, как справа от меня, с самого края острова, вылетает серый еще белячок. «Ну, сейчас пойдет!» — только и подумал я, как вдруг Мида отдала голос:

— Ай! Ай, ай-ай, ай!

Пошла родимая! Без единой перемолчки выжловка вылетела из острова и погнала зверя.
Теперь моя задача — занять выгодную позицию и посмотреть на работу собаки, а так как эти места мне хорошо знакомы, то я уверенно бегу в сторону лагеря, потому как острова молодого березняка идут цепочкой вокруг него, словно обруч.

Успеваю подбежать к лагерю и вижу, как по полевой дороге в мою сторону несется ушастый, а через мгновение на дорогу вылетает Мида. Перевидев зверя, она погнала его в узерку, отчего голос ее взревел страшно, сильно и полился одним потоком: «Ауауаа!». Непонятно, когда она успевала сделать вдох, чтобы так заливисто гнать.

Идя в ста метрах от зайца, она распевалась все сильней и сильней. Все в округе наполнилось ее голосом, ее песней, которая ревела и лилась одновременно в осенней тиши. Казалось, что ее слышно даже в деревне, до которой не менее пяти километров.

Замираю и стою, не шевелясь. Дорога проходит в двадцати метрах от нашего столика. Заяц закладывает на круг, проносится мимо меня. Голос гончей нарастает, она с огромной скоростью приближается к нам.

Тут из палатки появляется лохматая голова:

— Серый, что? Что случилась? Лапу порезала, что ли? Блин, что случилось-то? Чего она так орет-то? — ничего не понимая, скороговоркой лопочет товарищ, выбираясь наружу.
— Гонит! – отвечаю я и плюхаюсь в кресло, после того как парочка скрывается в березняке.

Изображение Гончатник наслаждается музыкой гона, а трофей — это лишь окончательный аккорд. ФОТО SHUTTERSTOCK
Гончатник наслаждается музыкой гона, а трофей — это лишь окончательный аккорд. ФОТО SHUTTERSTOCK 

Товарищ хлопает осоловелыми глазами и крутит головой по сторонам:

— Кого гонит-то? Никого же нет!
— Сейчас будет! Садись чай пить!

Он достает ружье и пытается найти патроны.

— Да успокойся ты, Саня! Постреляешь еще! Сядь, говорю, послушай!

Александр нехотя откладывает ружье и плюхается рядом, усиленно протирая руками глаза.
Мида пела. Ее голос, то приглушенный, то яркий, долетал до нас. Заяц кружил по мелочам и не уходил из острова.

Но в какой-то момент он вновь выскочил на край острова, сдвоил, высоко подпрыгнув, как молодой ягненок, скинулся пару раз и пошел обратной тропой мимо нашего столика.

Товарищ вместо гончака чуть было не пошел на перехват, но я цыкнул: сиди, мол, не шевелись! Он замер, наблюдая выпученными глазами, как ушастый комок прокатывается в десяти метрах от нас.

Мида вырвалась из мелочей и дошла до двойки. Споткнулась об нее, но, обрезав, пошла дальше и нашла на скидку. Перемолчка.

— Все, блин! Потеряла! — обиженно и с тоской выдыхает Саня.
— Смотри, смотри, что сейчас будет! — говорю я ему, и мы затихаем.

Изображение Заяц — заслуженная награда за кропотливый труд. ФОТО Сергея ЛИКСОНОВА
Заяц — заслуженная награда за кропотливый труд. ФОТО Сергея ЛИКСОНОВА 

Выжла покопалась на скидке и заложила круг. Нашла строчку и слегка отдала голос, но наткнулась на вторую скидку и заложила круг побольше, затем третий. И вот ее нос словил запашистый заячий след. И тут же пошла работа:

— Уа-а! Уа-а!
— Ничего себе! — только и сказал мой товарищ, даже не подозревая, что в этот момент мое тело покрылось мурашками от того, как поет моя выжловка.

Потом была ночная работа и работа по утренней росе, был и добытый заяц, и рюмка коньяку во славу природы…

Прошли годы, и теперь у моего товарища два выжлеца. И сколько песен он ни переслушал за эти годы, однако при каждой нашей встрече слышу от него:

— А помнишь?..
— Помню, Саша, помню, — отвечаю я ему, и грусть накрывает меня, а душа разрывается от воспоминаний о моей первой гончей — о Миде…