Неоценимый вклад в дело популяризации породы лаек как в довоенный, так и послевоенный период внес ярославский писатель, художник, краевед и страстный охотник Н.В. Кузнецов.
В своих очерках и рассказах он буквально воспел лайку, основываясь на своем и обобщенном опыте охоты с этой породой собак и с большой любовью повествовал об охоте с лайкой как универсальной охотничьей собакой.
В 1955 году им была написана и издана книга «Записки охотника с лайкой», которая позже вошла в сборник рассказов и очерков под названием «Мой друг лайка» в 1962 г., вышедшей после смерти автора.
В те годы охотничье собаководство было под крылом государства, даже во время войны велась работа в питомниках промысловых собак.
Родоначальниками ярославских лаек были Жулька I В.А. Теплякова (р. 1936 г., черно-седого окраса), Джек Н.В. Кузнецова (р. 1938 г., рыжий, вывезенный с берегов Чун-озера Мурманской обл.), Гарри С.И. Плотникова (р. 1938 г., темно-серый, вывезенный из Карелии), Малька (р. 1938 г., черно-белая) и Шарок (р. 1943 г., серый, вывезенный из Архангельской обл.), А.С. Малахова, Жулька Ф.Н. Масленникова (р. 1943 г., черно-подпалая, от Гарри Плотникова и Жульки I Теплякова), Билль В.П. Беляева (р. 1945 г., черно-белая, от Шарка и Мальки Малахова), Соболь Г.В. Груздева (р. 1946 г., черно-белый, от Мальки Малахова и Джека Кузнецова).
От Джека Кузнецова с Жулькой Масленникова были получены еще четыре, ставшие потом известными, собаки: Волчок Ф.Н. Масленникова, Пулька Муравьева, Норка Аверкиева и Шутка Б.В. Масленникова. А Билль Беляева с Жулькой Масленникова дал Венеру А.И. Лысова (р. 1948 г., черно-белого окраса).
Но самое широкое продолжение рода дал вывезенный в 1945 г. из Костромской глубинки черно-подпалый Дикий Н.В. Кузнецова. В 1949 г. от вязки Пульки Муравьева с ним была получена Муха Ю.П. Мечковского, от Норки Аверкиева кобель Тяпа Н.В. Кузнецова, от Альмы Теплякова Жулька II Теплякова, а от Альмы Ардашова — Пулька Шигорина и Буря Жардецкого.
В 1952 году путем теснейшего инбридинга на Дикого (II-II) и пару Джек-Жулька Масленникова в ст. III-III от вязки Тяпы Кузнецова с Мухой Мечковского был получен черно-подпалый Чибрик Н.В. Кузнецова — один из лидеров на рингах ярославских выставок середины 1950-х годов, а Соболь Груздева с Бурей Жардецкого дали черно-белую Аю Н.Д. Лебедева (ранее Пехтерева).
Волчок Масленникова с Пулькой Шигорина дали Тузика Мильто и Жульку Волкова, от которых в результате теснейшего инбридинга был получен в 1956 г. Тарзан В.И. Мельникова.
Это был тот племенной материал, которым располагали ярославские любители лаек к моменту создания в 1954 году Ярославским Облпотребсоюзом питомника русско-европейских лаек (станция «Лютово», в 40 км от областного центра). Лайки в наш питомник были взяты из питомника ВНИО (станция «Завидово» в Калининской обл.).
Уже в 1955 году лучшие суки ярославских заводчиков Муха Мечковского и Жулька II Теплякова были повязаны с производителем питомника Джуром (р. 1951 г., черно-белый, от Тузика 78/л Исаева и Вайды п-ка ВНИО), а лучшая сука питомника Десна (р. 1951 г., черно-белая, от Султана Кузнецова и Гаммы п-ка) с Чибриком Н.В. Кузнецова.
Муха Мечковского дала ставшую знаменитой Бобу К.И. Арефьева, Жулька II Теплякова — Рекса А.И. Лебедева и Дину П.А. Власова, а Десна п-ка — Черныша А.П. Земскова и Цыгана Д.Ф. Зубова.
В своей книге «Мой друг лайка» Н.В. Кузнецов пишет о лайках Ярославской области: «Эта порода, обладающая ценнейшими универсальными качествами, заслужила симпатию многих охотников.
Сейчас отпала необходимость ввозить лаек с далекого севера и северо-востока. В нашем крае много хороших лаек на выставках и дипломированных на полевых испытаниях». Интерес к лайке как к охотничьей собаке рос бурно, что можно было проследить по данным каталогов.
Первыми экспертами по лайкам в области были Сергей Иванович Плотников (эксперт с конца 1940-х гг., г. Ярославль), Иван Иванович Ураев (эксперт с середины 1950-х гг., г. Рыбинск). Первой дипломированной на полевых испытаниях лайкой была Шутка Б.В. Масленникова (д. II ст. по белке, 1950 г.), а ее владелец Борис Васильевич Масленников в конце 1950-х гг. стал третьим по счету экспертом по лайкам в области.
Первым чемпионом ярославских выставок в конце 1950-х годов стала Муха I Ю.П. Мечковского при отличной оценке экстерьера, трех дипломах II ст. по белке и утке и двух классных потомках (Зента Богданова В.А. и первая перводипломница Боба К.И. Арефьева). Владелец Мухи I Юрий Петрович Мечковский в 1990-х годах получил Всесоюзную категорию эксперта-кинолога по породам лаек.
37-я Областная выставка 1957 года стала последней, когда все лайки проходили экспертизу на одном общем ринге с указанием различия по типу (зырянский, карельский, вогульский или остяцкий).
В 1958 году на очередной выставке в Ярославле эксперт Всесоюзной категории Э.И. Шерешевский (г. Москва), а в 1959 году эксперт Всесоюзной категории А.В. Федосов (г. Москва) революционным методом осуществили отбор всего представленного на ринге поголовья лаек по двум стандартизированным в 1952 году породам — русско-европейским и западносибирским лайкам.
Отбор производился по внешнему виду. Метисов условно относили к одной из двух первых групп, но ставили их ближе к хвосту ринга с низкими экстерьерными оценками. В породу русско-европейских лаек отбирались лайки преимущественно черно-белого окраса.
После этих выставок свой род в породе русско-европейских лаек продолжили уже единицы ярославских собак. В первую очередь это занимавший первые места в экстерьерном ринге черно-пегий Жулик I В.И. Алексеева (р. 1957 г., от Черныша Турунова и Венеры Лысова с 1/16 частью кровей Путика-Помки).
Он дал от ч.Бобы К.И. Арефьева Дика 1271/лре Ю.В. Скворцова и Шутку 1272/лре Арефьева, а от Неры В.И. Алексеева (Тарзан Мельникова — Дина Данилова) — Верного 1155 /лре И.М. Членова и Ару В.И. Алексеева, вошедших в родословные многих современных русско-европейских лаек Ярославской, Вологодской и др. областей.
Еще следует выделить ч.Муху Н.Д. Лебедева (р. 1960 от Рекса Лебедева Н.Д и Аи Лебедева Н.Д. с 1/16 частью кровей Путика-Помки). От вязки с известным вологодским производителем Шариком 1015 А.А. Тужилкова она дала получившего широкое племенное использование сначала в Ярославле, потом в Кировском питомнике ВНИИОЗ Дружка 1370/лре п-ка ВНИИОЗ уже с 1/32 частью кровей Путика-Помки.
В московскую группу русско-европейских лаек были влиты крови Чибрика Н.В. Кузнецова Н.В. через его дочь Сайду А.Ф. Лысикова и Дины П.А. Власова через ее сына Дезика В.П. Составкина (ранее М.Е.Устюжанина). Все это произошло на первом после принятия стандарта этапе развития породы.
Таким образом, в породу русско-европейских лаек из Ярославской области вошла не только ч.Муха Ю.П. Мечковского, а в первую очередь ее отец Дикий Н.В. Кузнецова, а также Джек Кузнецова и Малька А.С. Малахова.
В дальнейшей работе, не ограничиваясь своим поголовьем и тем более тем, что имелось на тот момент в питомнике ЯрОПС, ярославские любители лаек стали налаживать связи с другими центрами разведения этой породы лаек и в первую очередь с Москвой и Ленинградом (ныне — Санкт-Петербург), а позднее с Калинином (ныне — Тверь), Кировом и др. и обмениваться с ними племенным материалом, используя такие методы, как иногородние вязки, завоз щенков от лучших производителей и даже завоз взрослых собак.
До 50-х годов ХХ века встречи с кабаном в Ярославской области не отмечены. Впервые кабаны (по одному секачу) были встречены охотниками Рыбинского района в 1953 году и Брейтовского района в 1954 году во время охоты на волков. Это нашло отражение в книге «Животный мир Ярославской области» Н.В. Кузнецова.
С конца 60-х — начала 70-х годов поголовье лося и кабана стало быстро расти, и на них стали охотиться с использованием лаек.
Первой лайкой, дипломированной по кабану в начале 70-х годов,был Акбар Б.М. Гускина (р. 1970 г. от ч.Бобрика 1336 и ч.Ласки 1334 Земнова). Но уже через десять лет в каталоге 60-й Юбилейной выставки 1983 г. десятки ярославских русско-европейских лаек имели дипломы по вольному зверю (кабану). В их числе ч.Пыжик 3065 А.Ф. Шкуранкова и Юган 3810 Д.Н. Потаралова с дипломами I степени.
В 80-е годы, когда были востребованы собаки по вольному кабану, огромную роль в подготовке таких собак стали четырехгектарные вольеры в Угличском, Рыбинском, Любимском, Переславском, Некоузском и других районах, которые позволяли выявлять лучших собак при работе по кабану.
В эти же годы, кроме охоты на копытных, большой интерес для охотников представляла охота с лайкой по пушным видам и особенно по кунице.
Но трудности в проведении испытаний и нежелание некоторых владельцев показывать работу своих питомцев по кунице позволяют выявить далеко не всех собак этого направления в работе. Лишь немногие лайки попали в поле зрения экспертов-кинологов.
В разные годы дипломы по кунице получали Веста 2290 В.М. Инкенаса и Алмаз 3754 Н.Е. Николаева (оба II степени); ч.Алмаз 6508 Н.Б. Гладких, ч.Пихта 6844 В.И. Петрова, Золка 7601 В.Г. Червякова, ч.Марс 7716 Н.В. Сибрикова, Ким 8506 В.А. Разумовского, ч.Бой 7996 С.Н. Крюкова, Карма 8354 С.Ф. Чистякова (все I степени); Юган 8905 Д.К. Токарева (I, II, III степени); Линда 8906 В.Д. Воробьева (I, II Степени) и ряд других, но уже с дипломами II и III степени.
В 1990-х годах, как производители, широко использовались ч.Барон 5581 А.В. Сапалова (от Саяна 4293 и Сайды III 3796 И.А. Леонтьева) и очень экстерьерный кобель Бой 5582 А.Н. Ермолаева (от Саяна 4670 Кострова и Ночки 4869 Сизова), приобретенный в двухлетнем возрасте в Калининской области. Барон 5581 от вязок с разными суками дал целую плеяду высококлассных потомков кобелей ч.Жука Алфеева и п/ч.Амура 7738 Севастьянова С.Н., п/ч Боя 8576 Сосницкого А.К., ч.Пыжка 7115 А.Ф Шкуранкова (потом А.И. Яковлева Мишку 7711 Попова А.Н. и Буша 7239 В.В. Рыжикова, сук ч.Ветку 6409 А.С. Ващиленко, Затейку 7886 А.Н. Потапова, Фею 7546 В.Н. Панищева и др.
Наиболее широкое племенное использование в 2000-х годах, как в Ярославской области, так и за ее пределами, получили два высококлассных производителя ярославской селекции ч.Бим 8792 Носова А.И. (г. Фурманов Ивановской обл.) и ч.Амир 9005 Брянкина А.И. (г.Рыбинск Ярославской обл.).
Примечательно, что последний не имеет в своей родословной ни ч.Барона 5581, ни Боя 5582.
Различные по происхождению и манере работы они отличаются и по типу. Бим 8792 в большей мере унаследовал экстерьерные особенности матери ч.Пихты 6844 и деда Боя 5582, а Амир 9005 являет собой улучшенный тип деда по отцовской линии ч.Дика 3988 Скворцова К.Д. и его матери ч.Тайги 3237 Макарова В.М.
По другой линии мать Амира 9005 Яна 8108 А.Е. Соклова «добавила» его фенотипу больше блесткости.
Кроме ч.Бима 8792 и ч.Амира 9005, можно выделить из элитных кобелей еще Югана 8905 Д.К. Токарева, Шатуна 9435 А.Н. Потапова, Рекса С.Г. Мосина, Югана В.П. Полетаева, Аяна П.Д. Варешина.
В Ярославской области централизации в разведении охотничьих собак вообще и лаек, в частности, не было. В разных районах области племенной работой с породой русско-европейских лаек занимались Алексей Филиппович Шкуранков (Тутаевский р-н), Александр Владимирович Дегтярев (Рыбинский р-н), Сергей Алексеевич Ващиленко (Любимский р-н), Вячеслав Александрович Трофимов, Виктор Иванович Потешин, Анатолий Николаевич Ермолаев, Андрей Геннадьевич Акишев (г. Ярославль), Сергей Германович Туркин (Мышкинский р-н).
Самое положительное в этой работе было то, что между кинологами, ответственными за племенную работу, всегда преобладали доверительные деловые отношения, обмен объективной информацией о лайках этой породы как внутри Ярославской области, так и за ее пределами. В этом и есть залог успеха по поддержанию хорошей репутации ярославских русско-европейских лаек.
Обладая большим и качественным поголовьем, Ярославская земля становится центром разведения данной породы.
Четыре монопородные выставки русско-европейских лаек прошедшие в Ярославской области показали, что порода успешно развивается и составляет достойную конкуренцию другим породам лаек, в частности, на полевых состязаниях высокого ранга.
И это не могло пройти бесследно не только для ярославских охотников, но и для любителей этой породы из других регионов и соседних республик.
Комментарии (3)
Дмитрий Астахов
Зашибись собаки. Ответственно говорю. На последних охотах у них ДЖИПИЕС ошейник стали вешать. . Супер. Тут как то читал- в инете- этот ошейник можно приладить помошику егеря, Что номера раставляет..
НУ ЗАЖИВЕМ
1 ответ
Александр Арапов
Как-то читал в инете, что этот ДЖИПИЕС-ошейник собираются приладить каждому лосю в продвинутых охотхозяйствах. Ну, заживём! Помощник егеря, а кое где и сам егерь в ошейниках, лосики с чипами, собачки, опять же, само собой. Благодать, зашумят леса и горы. Зашибись!
По самой статье-уже серьёзно. Интересный исторический очерк с богатым фактическим материалом, однако, какого года статья, когда написана? это уже ИЗВЕЧНЫЙ вопрос на этом сайте. В какой раз обращаюсь к редакции добавлять к подобного рода публикациям буквально несколько слов о дате написания или первой публикации. Михаил Сёмин говорил, как-то, что при этом могут возникнуть некоторые технические трудности не знаю, так ли это? Думаю, для читателей эта информация очень важна.
Валентин Соколов
Эх,Александр,Александр...
Понимаю,статью надо иметь в багаже... для присвоения Всероссийской категории...
Написать статью несложно,если под руками вступительные части каталогов собачьих выставок разных лет...Открыть...да переписать...
Но сослаться на ранее написанные работы...попользовавшись ими надо бы...
Вот сравните...прямые ссылки делать на сайте не получается...так наберите в поисковой строке (что в верху,справа):
"Лайки русско-европейские. От А до...(Из истории РЕЛ Ярославля)"
и увидите...даже фотографии Александр разместил как там...в одинаковой последовательности...
А вот в этом абзаце...цитирую Александра:
"В Ярославской области централизации в разведении охотничьих собак вообще и лаек, в частности, не было. В разных районах области племенной работой с породой русско-европейских лаек занимались Алексей Филиппович Шкуранков (Тутаевский р-н), Александр Владимирович Дегтярев (Рыбинский р-н), Сергей Алексеевич Ващиленко (Любимский р-н), Вячеслав Александрович Трофимов, Виктор Иванович Потешин, Анатолий Николаевич Ермолаев, Андрей Геннадьевич Акишев (г. Ярославль), Сергей Германович Туркин (Мышкинский р-н)."
Есть явный пробел.
Себя то упомянуть не забыл,а соратника своего... упомянуть запамятовал ( или посоветовали),хотя не только членом бюро секции лаек и экспертом он был,а и председателем племенного сектора...был... и не один год...Но по твоему выходит...племенной работой с породой не занимался...
...Никогда не транслировал чужие мысли,а факты старался осмыслить.
...Занимались этой общественной работой в те ВРЕМЕНА (когда трава была зеленее)...почти на голом энтузиазме,не считаясь со временем...часто в ущерб,а нынче за все услуги в собаководстве владельцам приходится платить и не мало...
Что же,время такое настало,наверное,по просьбе трудящихся...
...Вот так...уедешь на покой в деревню...так и похоронят...Что ж,я не в обиде,но выскать своё отношение счел нужным...