С высоты своих юных лет он утверждал, что престижны те состязания, куда записывается много легашатников, причем запись проводится заранее.
Если же в состязаниях участвует лишь с десяток пойнтеров, то и говорить о них не стоит.
Боясь, что такого мнения придерживается не только «юноша бледный со взором горящим», но и многие начинающие, я решила рассказать, что же такое престижные состязания с моей точки зрения — человека с 35-летним охотничьим стажем и почти таким же стажем охоты с пойнтером.
Во-первых, состязания должны быть известными. Во-вторых, дипломы, полученные на них, не должны быть нетипичны для конкретной собаки (когда трешник с 25 дипломами на состязаниях получил 80 баллов и диплом второй степени, а потом снова 25 трешек и диплом второй степени, это, знаете ли, как-то…).
В-третьих, комиссия должна быть доброжелательной и справедливой. Конечно, я понимаю, многие эксперты — владельцы континенталов — обладают комплексом неполноценности. Но отыгрываться на островных собаках!..
Помню, как известный эксперт-курцхаарист А. гонял 40 минут суку пойнтера по одному и тому же пустому месту, а потом она была снята по времени без встречи. Главное — не дать ей диплом.
Далее. Птицы должно быть много, и распределена она должна быть равномерно (договариваться с птичками надо уметь, как в песенке «Не кричи, крылатый, не волнуйся зря ты, мы твоих не тронем чибисят!»).
Птица не должна быть бегущей в подавляющей своей массе и настеганной, то есть когда одного и того же пернатого терроризируют по десять раз, заставляя подниматься на крыло каждые пять минут.
И наконец, на престижных состязаниях пойнтер должен раскрыться весь, со всеми замечательными характеристиками: дальним чутьем, красивой и твердой стойкой, летящим стилем движений и быстротой поиска.
Пойнтер выводился для эстетичной охоты, это бриллиант, который в хозяйстве абсолютно не нужен. Однако встречаются пойнтеристы, для кого пойнтер — быстрая легавая, с чьей помощью можно забить холодильник «тушками без ГМО».
Проще говоря, это тяпка для огородника. Главное — найти все, что охотник может взять, даже енотовидную собаку, а получить эстетическое удовольствие — дело десятое.
Думает ли огородник о красоте своей тяпки? Ну да, ему хочется, чтобы она не была ржавой или поломанной, но главное — как с этой тяпкой удобно рыхлить землю и уничтожать сорняки. До эстетики ли тут? Конечно, такое сравнение претенциозно, но можно ли сравнивать диск с музыкой Грига и пособие по борьбе с подлой медведкой?
На состязаниях эстет хочет увидеть прежде всего возможности для раскрытия прекрасных качеств пойнтера, а «огородник» ищет такие условия на состязаниях, которые докажут, что его пойнтер не оставит его без горшочка с тушеным безгэмэошным бекасом с брусничкой.
Я не против бекасика под брусничным соусом, но хочу его как праздничную трапезу, а не как ежедневную. Пусть у меня останутся прекрасные воспоминания об охоте, запахах в поле, движении Баси, Грани, Гонзика, от которых щемит сердце.
И тетерев — «вещь» вкусная (правда, правильно приготовленный), но состязания по нему для пойнтера эстетическим зрелищем назвать нельзя. И скорость не та, и чутье не сверкает.
На состязаниях по боровой дичи дальность чутья (а пойнтер — самая дальночутая легавая в мире) отдельно не оценивается, есть только общий балл, т.е. не подразделяется на «дальность, «верность» и «манеру причуивания».
Состязания проводятся в местах, где живет тетерев, а это чаще всего буреломы. Ну о каком стиле и быстроте идет речь? Здесь пойнтер не может показать свой фантастический стиль. Интересны ли, престижны ли для эстета и певца стиля и чутья пойнтера такие состязания? Нет и еще раз нет!
Даже получив на таких состязаниях диплом первой степени (как, например, Чарли, сын моего черно-пегого Гранечки — Гранд-Баса), пойнтер не будет считаться звездой пойнтериного мира.
Далее куропатка. Курица — и этим все сказано. Испытания проводятся осенью, и только по стаям. Это тестовые мероприятия, в которых обычно участвуют молодые легавые. За стаю никогда выше шести баллов за дальность чутья не ставится.
Определяются движения, манера, а главное — наличие стойки по запаху дичи, чем легавая отличается от собак других охотничьих групп. Весенние же испытания (да и состязания) определяют мастерство легавой и умение работать пару и работать бегущую птицу.
Здесь важно после стойки (или нескольких стоек, если птица или птицы бегут) поднять дичь на крыло. Работа по бегущей птице исключает высокий балл за дальность, а если это небегущая пара, то эксперты обычно делят расстояние пополам и расценивают дальность исходя из этого.
Вывод: получить диплом второй степени по весенней куропатке очень сложно. Для этого надо разбить пару и работать по небегущей одиночной птице. Вспомним, чем отличается пойнтер, — мертвой стойкой.
Если птица бежит, пойнтер вынужден сходить со стойки и, медленно продвигаясь по запаху, становиться в стойку еще раз и еще. Если же пойнтер будет стоять, а птица убежит, то это «пустая стойка», жестко наказуемая.
Так вот, дальность чутья по куропатке показать трудно, равно как и мертвую стойку. А ведь этим-то и славен пойнтер.
То же можно сказать и о состязаниях по бегающему фазану (быстро бегающему, между прочим). Живя в Венгрии, я навидалась фазанов. В деревнях он живет в огородах, вдоль дорог, поэтому легавые по нему (пойнтера и выжлы) ни дальности, ни быстроты поиска не показывали.
Теперь переходим к самому главному, к нашей классике — состязаниям по дупелю. Их в России достаточно. Но хочется отметить то, что делает состязания престижными, а дипломы значимыми.
1. Большое количетсво дупеля, который распределен равномерно, а не на току (там пусто, там густо, там ничего — такой радости не надо).
2. В целом примерно одинаковые условия для всех участников: в идеале равные «карты», прорезанные ирригационными каналами (т.е. одного испытывают на болоте, второго на склоне, третьего под лесом — о каких тогда одинаковых условиях можно говорить?).
3. Не должно быть излишне влажно, т.к. к пойнтер, идущий карьером по чавкающему болоту с водой по щиколотку, просто дурак. Опытная собака будет осторожничать, для охоты это прекрасно, но стиля при этом не покажет.
Тем более на участках не должно быть столько воды, что бедный дупель сидит на кочке, собака его прекрасно видит и работает по-зрячему (как говорится, кто кого переглядит).
4. Обязательно должно быть три встречи с птицей (если сразу вылетело три птицы, то это одна встреча). Чтобы оценить работу легавой, согласно Правилам необходимо именно три встречи. Одна или две встречи, по которым расценивается работа собаки, от лукавого. Больше участников — больше дивидендов для устроителей: и собак много отсудили, и денег заработали.
5. Трава, хотя бы и сухая, но должна быть. Очень высокая и густая трава — это проблемы и с запахом птицы, и с движением собаки, которую бывает зачастую не видно.
6. Судить собак по дупелю в четыре утра, когда нет ветра, или в два часа дня, когда дупель уже давно на отдыхе, ушел с карт, по-моему, просто подло. Да еще при этом говорить, как плохо работали собаки по сравнению с теми, кто выступал с семи до десяти утра или вечера… Зачастую состязания, где выступают десять-одиннадцать собак, отражают более реальную картину работы легавых, чем состязания, где выступает шестьдесят — восемьдесят легавых.
На моей памяти практически лишенными всех вышеперечисленных пороков были Всероссийские состязания в Чудове (Новгородская область) и в Пошехонье (Ярославская область). В Пошехонье прекрасные природные условия и обилие дичи позволяли собакам всех пород легавых показывать чудеса дальнего чутья, красоту стиля и по ходу, и по стойкам.
Очень интересны были межпородные состязания МООиР, проводимые в Белоомутском охотхозяйстве лет 20–25 лет назад. К сожалению, в связи с осушением и проблемами с сенокосами таких эффектных и однородных условий для большого числа собак в Белоомуте больше нет.
Интересными и очень престижными, как и все вышеперечисленные, были состязания на приз газеты «РОГ» в Орехово-Зуевском районе Московской области.
К сожалению, от угодий тех времен осталась маленькая часть. Прекрасными по престижности были состязания в Белоруссии (знаменитая «Горка»). Становятся все более известными Смоленские состязания, хотя, на мой взгляд, физически они тяжеловаты для ведущего.
Замечательны также Брянские городские и Брянские областные состязания, которые проводят общества охотников. Ровные карты, вокруг сосны, обилие небегущего дупеля, доброжелательная атмосфера. Думается, это прекрасный трамплин, для того чтобы Брянские состязания стали одними из самых престижных в России.
Что же касается состязаний по перепелу, то их, конечно, необходимо проводить. И тут вполне хороши состязания, организованные на юге России А. Налесным, для небольшого числа легавых.
Но состязания по дупелю, естественно, более престижны. Не потому что они легче. Просто по дупелю легавая имеет возможность ярче показать присущие ей эстетические качества. Есть еще две причины (впрочем, тут я могу ошибаться).
Первая: дупеля меньше, чем перепела, он реже встречается и, следовательно, более драгоценен. Вторая: дупель — это спорт и эстетика, это любительство. В Англии, откуда пошли пойнтера, охота с легавой всегда была показателем принадлежности к определенному классу и приносила не выгоду, а морально-эстетическое удовольствие...
Виноградовские угодья известны с середины XIX века. Там всегда — и до октябрьской революции, и сейчас — проводились испытания и состязания легавых. Перед каналом, где начинались карты, расстилалось огромное поле, где звенел и веселился перепел. Его количество зашкаливало.
Однако никому и в голову не приходило обращать на него внимание, раз впереди были Виноградовские карты с милым нашему сердцу дупелем, где работу пойнтеров, равно как и любой другой легавой, можно было увидеть во всей красе.
Хотя эксперты (да и испытуемые тоже) не сомневались, что если бы начались испытания по тому перепелу, то немецкие собаки показали бы прекрасные результаты даже по бегущей птице.
Но об этом никто даже не заикался, потому что непрестижно. Потому что состязания — это племенное мероприятие, а не розыгрыши пульки на ящик шампанского, чья собака лучше. Хотя в розыгрыше таком и нет ничего плохого. Следовательно, престижными нужно считать именно те мероприятия, где природные качества пойнтера раскрываются наиболее полно.
Однако я не ратую за отмену состязаний по куропатке, фазану, тетереву. Просто цели у них иные. А кто хочет со своим пойнтером прославиться, должен участвовать в дупелиных состязаниях обязательно.
Как тут мне не упомянуть ребят из Белгорода, чьи пойнтеры дупеля не знали! Однако наши добрые молодцы приезжали к нам в Московскую область, чтобы доказать, что их собаки не лыком шиты, а настоящие рабочие пойнтеры. Поэтому мне бы хотелось, чтобы все брали с них пример.
Да здравствует чутье, стиль и красота работы пойнтера! И пусть будет больше состязаний, где эти качества проявятся наиболее ярко.
Комментарии (2)
Gerent Belli
"Работа по бегущей птице исключает высокий балл за дальность, а если это небегущая пара, то эксперты обычно делят расстояние пополам и расценивают дальность исходя из этого."
Не припомню такого в правилах испытаний ... то есть обычно, судят не по правилам?
Владимир Масоликов
В-третьих," комиссия должна быть доброжелательной и справедливой. Конечно, я понимаю, многие эксперты — владельцы континенталов — обладают комплексом неполноценности. Но отыгрываться на островных собаках!.." После такого утверждения, а оно жизненно-реально, нет смысла говорить о престижности состязаний. Нужно говорить о правилах испытаний, при применении которых, эксперты чётко выполняют роль статиста. А, комплекс неполноценности, коим обладают большинство экспертов, ни как не отразиться на результатах оценки.