В течение двух дней состязаний экспертная комиссия во главе с Т.А. Смирновой, экспертом Всероссийской категории, оценила работу 21 собаки, 6 собак были отмечены полевыми дипломами, включая один диплом первой степени и один диплом второй степени.
Полевым победителем состязаний (Д-I 89 баллов) стала собака Н.А. Гулиева по кличке Бордо, произведенная в отечественном питомнике «Поля России».
Несмотря на жаркую погоду и почти полное отсутствие ветра, показала очень яркую, азартную и запоминающуюся работу.
В первую очередь хочется поздравить участников и особенно победителя состязаний, а оргкомитет и экспертную комиссию поблагодарить за проделанную работу.
Состязания запомнятся очень дружественной атмосферой
и приятным общением с любителями этой новой для России породы легавых собак.
Мне же посчастливилось провести один из дней состязаний, наблюдая за работой собак и экспертной комиссии в качестве зрителя.
Наблюдая за ходом состязаний, мое внимание привлек ряд моментов, я думаю, некоторые из них достойны внимания со стороны любителей породы, участников и, конечно, организаторов данного мероприятия.
Первым отмеченным мной пунктом было то, каким образом организованы состязания, — большинство собак пускали по одному и тому же участку поля, представляющему собой дупелиный ток и гнездовья с несколькими птицами, которые, несмотря на постоянное беспокойство, неоднократно поднятые на крыло, не покидали этой карты в течение всего вечера.
В качестве объекта охоты участникам также предлагался традиционный дежурный коростель и несколько бекасов, сидевших на наиболее сырых участках поля.
В то же время мало кто из участников состязаний мог это заметить, так как наблюдению за работой конкурентов предпочитали провести время за общением на месте стоянки машин или в лагере под вкуснейший шулюм от шеф-повара.
Как правило, птица находилась на небольших пятачках, среди моря относительно высокой травы — в местах, изрядно засиженных, со множеством следов ее жизнедеятельности, и оставалось только удивляться, как собакам удается дифференцировать запах птицы на фоне места жировки.
Впрочем, не возьмусь с уверенностью утверждать, что собаки всегда работали именно птицу, а не по фону от жировки, где волей случая действительно оказывалась птица.
В целом растительность в первых числах июня уже полностью скрывала собак, не позволяя оценить их стилевые особенности, для чего проводились отдельные пуски на пригодном для этого участке поля.
Получалось, что работа собаки дробилась, на одном участке поля пытались посмотреть работу собаки по птице, но часто не видели самой собаки, стойки и просили ведущих обозначать работу поднятием руки, а стиль хода оценивался позже на другом участке, но уже без оценки стиля работы под птицей.
Из увиденного я сделал вывод, как места нахождения дупеля, так и его поведение очень сильно отличаются от условий покосов и пастбищ в летне-осенний сезон охоты. Возникает закономерный вопрос, насколько целесообразно проводить состязания охотничьих собак в условиях, в которых они не охотятся?
Следующим моментом было то, что экспертная комиссия указывала и направляла участников в сторону месторасположения тока, по сути, лишая собак возможности продемонстрировать свой поиск и показать, как они обыскивают предоставленное им пространство, выделяют наиболее перспективные места нахождения птицы.
Место, где сидит птица, было озвучено еще до пуска собаки, и последней для положительного результата не требовалось искать, а только послушно идти в указываемое ведущим место и сделать стойку. Таким образом, львиную долю работы собаки по поиску птицы проделывала экспертная комиссия.
Очередной нюанс, из-за которого у меня появились вопросы и небольшой осадок, это потеря времени, связанная с «работой» собак, лишенных свойственных породе азарта, страсти и стиля.
О присуждении рабочего диплома в данном случае, даже при положительной работе по птице, я полагаю, не могло быть и речи, однако никаких причин для снятия собаки, кроме истечения отведенного ей времени, у экспертной комиссии не нашлось.
Такие выступления были пустой тратой времени, не давшей другим участникам, действительно заслуживающим внимания, выступить в более благоприятных условиях — ветер к вечеру часто стихал.
Конечно, были и отличные, запоминающиеся выступления собак, обладающих всеми качествами бретонского эпаньоля, и оставалось только надеяться, что эксперты в достаточной степени знакомы с породой и ее рабочим стандартом, чтобы указать на наиболее ярких и типичных ее представителей.
В свою очередь, расценка собак в отрыве от рабочего стандарта породы порой может лишь вводить участников в заблуждение относительно племенной ценности их любимцев.
В конечном итоге у меня сложилось впечатление, что все увиденное представляет в большей степени тестирование собак по некоторым элементам работы, в отрыве от настоящей охоты, с самостоятельным, инициативным поиском в типичных для охоты условиях, без заинтересованности самих участников в сравнении рабочих качеств своих собак, предпочитая дружеское общение наблюдению за происходящим в поле.
Большинство бретонов, выступающих только на состязаниях в центральном регионе, на сегодняшний день лишены традиционной для этой породы системы отбора производителей.
Бретонский эпаньоль — это стопроцентный продукт французской кинологии; для сохранения и поддержания заложенных в породу качеств отбор должен проводиться согласно критериям и требованиям, используемым оригинаторами породы с привлечением компетентных судей-породников.
Большим подспорьем в этом могут стать принятые в РКФ временные правила проведения квалификационных и сертификационных национальных состязаний филд трайл, практически полностью копирующих правила международных полевых состязаний, используемых оригинаторами породы.
Наибольшую проблему в организации таких состязаний для племенного отбора производителей в центральном регионе, по моему мнению, представляет отсутствие соответствующей формату состязаний площадки с наличием достаточного количества куропатки для весенних полевых состязаний.
В то же время, по статистике, начиная с 2015 года, в России, в полевых состязаниях по международным правилам, с привлечением судей-породников, приняли участие 69 бретонских эпаньолей.
Наша немногочисленная порода всегда была самой распространенной на этих состязаниях и имеет наибольшее число побед. Бретонский эпаньоль не раз становился лучшей континентальной легавой на филд трайлах в Крыму, последние три года бретоны были победителями на чемпионатах федерации филд трайла и в дерби юниоров — состязаниях молодых собак.
Только для бретонов проводились монопородные состязания по международным правилам. Все эти достижения неспроста — родословные российских собак пестрят титулами предков-трайлеров и международных чемпионов по рабочим качествам.
Альтернативой для любителей породы в центральном регионе могут рассматриваться состязания в дисциплине «охотничья практика» по дупелю и бекасу в период открытия охотничьего сезона в конце июля — начале августа.
Другой альтернативой могут служить состязания по вальдшнепу, проводимые в первые две недели октября, когда на фоне сокращения длительности светового дня традиционно проходит пик пролета лесного кулика, и его можно найти в избытке, даже не покидая территорию Московской области.
Именно в охоте на вальдшнепа, работая в сложных угодьях, по мнению заводчиков-оригинаторов, в полной мере раскрываются способности бретона.
С другой стороны, снижая планку в требованиях к полевым состязаниям, тем самым снижается и качество производителей, что, в свою очередь, приведет к снижению рабочих качеств.
Как пример, вымирание рабочих линий островных легавых в центральном регионе, деградировавших в своих рабочих качествах, но не получивших «универсальности» континенталов.
Не будем забывать девиз породы — «Максимум качеств при минимальном объеме» и давайте стремиться поддерживать этот максимум и в России!
Комментарии (0)