Ружье высокого полета. Бельгийский шедевр XX века

Изображение Ружье высокого полета. Бельгийский шедевр XX века
Изображение Ружье высокого полета. Бельгийский шедевр XX века

Историю конструкторской мысли формируют удачные разработки, производственные тиражи которых исчисляются сотнями тысяч и миллионами экземпляров

Именно они делают знаменитыми своих создателей, обеспечивая им мировую известность при жизни и после смерти.

Однако параллельно категории «стволов», производимых массово, существует класс «огнестрельной аристократии». Речь идет об эксклюзивных моделях, созданных штучно, на заказ, предназначенных к использованию лучшими стрелками, состоятельными коллекционерами и истинными ценителями.

Охотничьи ружья высокого разбора, как их еще называют, представляют собой отдельную категорию огнестрельного оружия. Объемы их производства за столетний период не превышают четырехзначных чисел, а модельный ряд и имена оружейников, подаривших миру совершенство и гармонию, воплощенные в металле, известны лишь ограниченному кругу знатоков-профессионалов.

Изображение Ружье имеет классическую форму с прямой ложей. Фото автора.
Ружье имеет классическую форму с прямой ложей. Фото автора. 

АРИСТОКРАТ БЕЛЬГИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Гладкоствольное ружье модели 4 № 2855 от компании Brancouaert Bruxellis, произведенное в Бельгии в начале ХХ века, — яркий представитель категории «огнестрельной аристократии». Данный экземпляр представляет особенный интерес, поскольку относится к разряду коллекционного оружия, обладающего антикварной, культурной и исторической ценностью.

В этом ружье школа и традиции старейших оружейных предприятий Бельгии органично сочетаются с историей древнего аристократического рода, к которому принадлежал его первый владелец. Именно по этой причине рассказ об оружии целесообразно начать с исторической справки.

Изображение Фото автора.
Фото автора. 

СОЗДАТЕЛИ. ТОРГОВАЯ МАРКА

На ствольном блоке и колодке ружья можно видеть клейма с именем предпринимателя, известного в Бельгии и далеко за ее пределами: Луи Бранкар. Он был крупным торговцем оружия, но к его производству отношения не имел. Бренд с именем Бранкара наносился на ружья, производимые другими предприятиями по его, часто персональному, заказу.

Основной салон продаж, принадлежащий ему, размещался в Брюсселе, на Авеню де Ипподром, 202. Он находился на половине пути между местным ипподромом Буафор и стрелковым клубом, стрельбище которого располагалось в заповеднике Камбр. Официально профессия Бранкара звучала как armurier. Этим словом во франкоязычных странах называют предпринимателей, специализирующихся на торговле оружием.

Изображение Фото автора.
Фото автора. 

Непосредственно производством ружей занимался его деловой партнер по имени Антуан Жозеф Дефурни. Его предприятие располагалось в г. Эрстале, на ул. Дефреше. Данный род деятельности в Бельгии обозначался термином аrquebusier. Будучи потомственным оружейником, Дефурни основал свою мастерскую по производству охотничьих ружей класса De Luxe в возрасте 33 лет. Объем изготавливаемой в ее стенах продукции на стартовом этапе не превышал 15 ружей в год.

После того как в мастерской Дефурни стали выполняться заказы Бранкара, имя Антуана Жозефа узнала вся Европа. Он последовательно стал кавалером (1913), а затем офицером (1928) Ордена Короны, зарегистрировал порядка 20 патентов, касающихся производства огнестрельного оружия. В 1928 году Дефурни был назначен официальным представителем бельгийской оружейной промышленности в ходе работы международной выставки, проходившей в Милане. Ружье высокого разбора № 2855 произведено именно в мастерской Дефурни.

Изображение Фото автора.
Фото автора. 

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Описываемый экземпляр представляет собой гладкоствольное ружье переломного типа с горизонтально спаренным ствольным блоком. В каталогах предприятия Л. Бранкара эта модель фигурировала под названием Brancouaert Bruxellis Modele № 4.

Горизонтально спаренные стволы обработаны методом холодной ковки на ротационном оборудовании. Соединение ствольных трубок выполнено с помощью межствольной планки. Оба ствола обладают постоянными дульными сужениями в классическом сочетании: правый ствол — получок, левый — полный чок. Калибр боеприпаса 12-й, длина патронника 70 мм. Прицельные приспособления состоят из мелкой «бисерной» мушки и планки. Ее поверхность покрыта антибликовой накаткой и обладает вогнутым профилем.

Характерной особенностью данной модели является соединение стволов с помощью одной лишь планки. Многие европейские производители использовали в качестве основного метод осаживания ствольных трубок в массивную казенную муфту. На практике это давало возможность получать качественный продукт быстрее. Да и операция по горячей посадке стволов была более простой, нежели кропотливый и ответственный процесс их пайки.

Для достижения механической прочности ствольного блока и обеспечения качественного кучного боя требовались мягкий серебряный припой, необыкновенная тщательность и высочайшая квалификация ответственного специалиста (напомним: до создания роботизированных станков оставалось примерно 80 лет).

Изображение Тонкая резьба покрывает все металлические поверхности. Фото автора.
Тонкая резьба покрывает все металлические поверхности. Фото автора. 

В результате при соблюдении приведенных выше требований на выходе получался идеальный ствольный блок: легкий, прочный, устойчивый к ударным и механическим нагрузкам, обладающий высоким рабочим ресурсом. Согласно заключению специалистов по антикварному оружию, состояние ствольных каналов и патронников ружья оценивается на 10 баллов из 10 возможных.

Несмотря на вековой возраст оружия, в ствольных каналах можно наблюдать идеально ровные кольцеобразные тени без малейшего намека на какие-либо дефекты. Каверны, трещины и сетка разгара в патронниках отсутствуют. На нормальной рабочей дистанции (35–40 м) оба ствола демонстрируют необычайно резкий качественный бой, сопровождаемый равномерной дробовой осыпью.

Удаление стреляных гильз осуществляется с помощью механического экстрактора, расположенного на казенном срезе ствольного блока. В момент отпирания патронников гильзы подаются вверх на высоту юбки, после чего удаляются вручную.

Изображение Оружие, собранное на заказ, по качеству безупречно. Фото автора.
Оружие, собранное на заказ, по качеству безупречно. Фото автора. 

Ассортимент охотничьих ружей А.Ж. Дефурни предполагал наличие моделей, оснащенных системой автоматической эжекции стреляных гильз. Однако в случае с моделью № 4 в целом и описываемым экземпляром в частности, от их использования было решено отказаться.

Это ружье представляет собой каноничное оружие, созданное для аристократов, воспитанных на старинных традициях королевских охот. Согласно их неписаному кодексу, успешный выстрел должен был обеспечиваться за счет качества стволов и квалификации охотника. Опции и механизмы, назначение которых состояло в облегчении его задачи, считались излишними.

Запирание ствольного блока осуществляется в нижней точке с помощью двух массивных крюков. Передний опирается на поперечный шарнир колодки, задний фиксируется подпружиненной планкой Перде. Рычаг отпирания стволов расположен на тыльном скате колодки.

Изображение Цевье запирается кнопкой, а не рычагом. Фото автора.
Цевье запирается кнопкой, а не рычагом. Фото автора. 

Большинство коллег Дефурни предпочитали оснащать свои модели системой тройного запирания, предполагавшей сочетание нижних крюков с поперечным болтом Гринера. В конструкции модели № 4 от данного технического решения было решено отказаться. Это объяснялось тем, что изначально ружье проектировалось не только для ходовых охот, но и для популярной в среде европейских аристократов и буржуа садочной стрельбы по взлетающим голубям. Специфика данного вида спорта требовала от оружия сочетания минимально допустимой массы при высочайших показателях рабочего ресурса.

Как можно убедиться при непосредственном осмотре ружья Brancouaert Bruxellis № 2855, расчет конструктора полностью оправдался. Несмотря на весьма почтенный возраст экземпляра, система его запирания работает корректно. При закрытом ствольном блоке не наблюдается даже намека на какие-либо шаты или люфт в области его сопряжения с колодкой.

Впрочем, удивляться нечему. В качестве материалов для производства ствольных трубок и колодки мастерская Антуана Дефурни использовала лучшие в мире марки оружейных сталей. Грубая обработка элементов осуществлялась на станочном оборудовании, но все финальные, «чистовые» операции по шлифовке трущихся поверхностей и сопряжению взаимодействующих деталей производились вручную.

Колодка ружья выполнена в формате цельнофрезерованного моноблока, изготовленного из оружейной стали на станочном оборудовании с последующей ручной доводкой. Внешние поверхности тела колодки и относящихся к ней деталей (спусковой скобы, ее хвостовика и защелки отпирания ствольного блока) покрыты гравировкой.

Изображение Колодка с тонкой гравировкой и цветной калкой добавляет ружью изысканности и аристократизма. Фото автора.
Колодка с тонкой гравировкой и цветной калкой добавляет ружью изысканности и аристократизма. Фото автора. 

Декоративная обработка поверхностей представлена мелким растительным орнаментом, нанесенным вручную с помощью штихеля без предварительного эскиза. Узоры из стилизованных листьев, ветвей и завитков виноградной лозы формируют правильные геометрические фигуры в виде сочетания кругов и эллипсов. После нанесения орнамента колодка и расположенные на ее поверхностях элементы были обработаны методом цветной калки.

Результатом ее применения является гармоничное сочетание радужных бликов, представленное обширной гаммой цветов от голубовато-серого до сапфирового, нежно-малинового и фиолетового. Старинная поговорка гласит: «В истинном золоте нет блеска», и стилистика декорирования поверхностей данного ружья полностью соответствует ее смыслу.

Во всей конструкции не найти ни одной детали, выполненной из драгоценных металлов. Ни один элемент ружья не отделан с использованием вставок из перламутра, слоновой кости или драгоценных камней. Несмотря на то что данный экземпляр оружия был целенаправленно изготовлен для представителя аристократического рода и потомка императоров, в отделке его поверхностей не встретить всечки золотой или серебряной проволоки.

Впрочем, благородство и принадлежность экземпляра к разряду «королевского оружия» невооруженным глазом просматриваются во всех линиях, в продуманном дизайне, в тщательности изготовления и сборки, в рабочих качествах использованных материалов. Дорогой и богатый декор здесь был бы излишним.

Ударно-спусковой механизм ружья выполнен по классической схеме Энсон-Дили. Он оснащен двумя спусковыми крючками. Нажатием переднего производится выстрел из правого ствола, задний спуск отвечает за левый ствол. Позади заднего спускового крючка, во внутреннем пространстве скобы размещен ограничитель хода, являющийся ее конструктивной частью.

Продолжением спусковой скобы является ее хвостовой выступ. Он расположен снизу вдоль шейки приклада по всей ее длине. Хвостовик декорирован аналогично колодке. На его поверхности методом кислотного травления нанесен серийный номер ружья.

Сжатие боевых пружин и постанов курков на шептала производится в момент опускания ствольного блока. Курки и бойки разобщены, возможность непроизвольного выстрела при недокрытых стволах исключена.

Ударные поверхности бойков находятся в идеальном состоянии. Они отполированы, не содержат сколов, каверн или следов ржавчины, способных повлиять на качество накола капсюля. По предварительным данным, бойки, установленные в ударно-спусковом механизме, являются «родными»: были произведены вместе с ружьем и замене не подвергались. УСМ ружья работает корректно, случаев недонакола капсюлей или, наоборот, их сквозного пробития не наблюдалось.

Доступ во внутреннее пространство колодки обеспечивается при снятии двух боковых щитков, стилизованных под дизайн подкладных замочных досок внешнекурковых ружей. Их фиксация обеспечивается за счет двух потайных винтов с прорезью под отвертку с прямым шлицем.
Механический предохранитель двухпозиционный, ползункового типа. Ползун управления расположен аналогично большинству моделей гладкоствольных горизонталок — позади защелки ствольного блока, на хвостовом выступе колодки. В активном положении предохранитель блокирует спуски и шептала.

Двухэлементное ложе ружья представлено в классическом сочетании отъемного цевья и приклада. Обе детали изготовлены из древесины благородного ореха, обладающей превосходной фактурой в виде ровных волокон продольного расположения.

Сопряжение цевья с нижней поверхностью ствольного блока осуществляется с помощью крюка. Механизм фиксации утоплен в массив цевья с его внутренней стороны. Привычная плоская защелка здесь отсутствует. На внутренней стороне цевья размещена подпружиненная тяга, окончание которой фиксирует подствольный крюк в пазу. Головная часть этой тяги выдается за габарит длины цевья, располагаясь в выемке межствольной планки. Нажатие разблокирует цевье, давая возможность его демонтажа.

Приклад выполнен в дизайне, характерном для ружей высокого разбора, произведенных в первой половине ХХ века. Он обладает прямой шейкой, нижняя поверхность которой является продолжением линии приклада без изгибов и перепадов. Гребень приклада прямой, ровный. Тыльная часть лишена демпферов и амортизирующих затыльников. Ее поверхность покрыта мелкой насечкой. Насечка противоскольжения нанесена в области зон хвата шейки и цевья.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОДАЖИ

В настоящий момент ружье выставлено на продажу. Помимо превосходного состояния внешних поверхностей и корректной работы всех механизмов, экземпляр отличается наличием четких и свободно читаемых клейм, содержащих технические данные и сведения о приемке. Личный вензель Его светлости принца Иоанна, выполненный в виде сочетания короны и заглавной буквы J, расположен на гребне приклада снизу.

Настоящий владелец данного экземпляра по счету третий. После смерти первого обладателя ружье было выставлено на аукционную продажу наследниками, после чего попало в Россию. Лицо, предлагающее экземпляр к продаже, бессменно владеет им на протяжении 11 лет.