О весенних испытаниях собак:

Позволительно ли проводить полевые испытания и состязания подружейных собак по пернатой дичи в разгар гнездования птиц? Думаю, сама постановка вопроса вызовет негодование сотен любителей легавых, спаниелей и ретриверов. Как же, именно в мае-июне проходят основные испытания и состязания всех уровней: внутрипородных, межпородных, всероссийских и прочих! Состязаниям присваивают громкие названия, о них пишут рапорты, очерки и статьи, забывая об одном — все они проводятся не просто «в угодьях», а в местах массового гнездования дупелей, бекасов, коростелей, перепелов, уток и другой пернатой дичи.

Я не случайно решился на публикацию данной статьи на 2-й полосе нашей газеты: проблема эта отнюдь не кинологическая, а наша охотничья. Не рубим ли мы сук, на котором сидим, восклицая «Ах, как мало стало болотной дичи в угодьях?» Когда я, уже будучи орнитологом-студентом биофака МГУ, стал посещать лекции секции спаниелистов МООиР в исполнении незабвенного Н. А. Валова по полевой подготовке русского охотничьего спаниеля, меня поразил тот факт, что полевые испытания и натаска собак начинаются непосредственно с прилета дупеля, перепела и коростеля, то есть с начала мая. Потом уже удивляться перестал: оказывается, в соответствии с Правилами охоты и натаска, и полевые испытания разрешаются во все времена года, но только в специально отведенных для этого местах — участках натаски и нагонки охотничьих собак. Что же это за такие угодья, где «безболезненно» для дичи можно натаскивать собак изо дня в день при наличии соответствующей путевки?

Оказывается, этими местами являются территории в основном вблизи дупелиных токов и места наибольшей концентрации болотно-луговой дичи. Каждые выходные, начиная с прилета дупеля — основного объекта натаски и испытаний, эти участки «натаски» становятся ареной полевых испытаний собак разного уровня. На каждом дупелином току испытываются как минимум по 10-15 собак каждый из этих дней. А что, в будни ток отдыхает? Ни в коей мере! Имея путевки на натаску, охотники не оставляют дупелиные тока в покое и среди недели.

Мне наверняка возразят: наши собаки никогда не трогают ни гнезд, ни выводков. К сожалению, это так только для опытных, хорошо поставленных собак. Я не раз наблюдал, как после стойки по гнезду и команды ведущего «Вперед!» легавая посовывалась. Нет, конечно, она не поедала кладку, но давила ее носом — так силен запах от гнезда! Каждый легашатник наверняка сталкивался с поимкой собакой птенцов. Некоторые собаки прихватывают птенцов довольно жестко, так что шансов выжить у них практически не остается. Но главный отрицательный фактор в весенних испытаниях — сами люди и связанный с ними фактор беспокойства.

Во-первых, испытывая собак на токах, мы методично беспокоим размножающихся птиц. Не секрет, что центром полевых испытаний в средней полосе России, являются дупелиные тока в поймах рек. Что представляет собой дупелиный ток? Каждый самец дупеля на току имеет свой токовый участок. Плотность дупелей выше к центру тока, который занимают, как показало кольцевание с помощью лучков, старые, наиболее опытные особи. Молодежь располагается по окраинам тока. В период пролета с конца апреля до середины мая около токов существуют «подточия» из временных группировок пролетных дупелей.

Распугивая тока, мы нарушаем его иерархическую структуру. Из года в год дупеля токуют на одних и тех же местах. Сохранность самцов довольно высокая, так как они успевают отлететь из России до открытия охоты в Африку. На места зимовок наши самцы прибывают уже в начале августа. Охота на африканских зимовках не распространена, а потому сохранность птиц до следующей весны достаточно высока, что подтвердило кольцевание. Но вот успешность размножения дупелей у нас в местах регулярных полевых испытаний очень низкая. Это следует хотя бы из того, что на участках натаски полноценные выводки (из самки и 4-х молодых) встретишь редко. Кроме того, ежегодное кольцевание на токах показало, что в основном токуют одни и те же старые самцы, попадающие нам в сеть для кольцевания из года в год.

Если сравнить поведение дупелей на непуганных токах и участках испытаний собак, то обращает внимание резкое увеличение на них дистанции вспугивания дупелей. Тока мельчают. Нормальный дупелиный ток должен состоять из 30-50 токующих самцов. Такое нередко наблюдается в Вологодской и Архангельской областях, где о полевых испытаниях по дупелю и не слыхивали. А вот под Москвой, особенно в знаменитом и многострадальном от легашатников Петушинском районе Владимирской области, где все тока буквально «процежены» собачниками, 7-10 дупелей на току — норма. Спросите знаменитого динамовского натасчика Сергея Шагинова — много ли у него в угодьях дупелиных выводков и каково натаскивать собак на токах после 1 июня? Ведь в норме дупелиные тока продолжаются до начала июля. Везде, кроме как на участках натаски, где распуганные и настеганные дупеля перебираются на кочки и срываются, завидев человека и собаку за 50-70 метров! Да Бог с ними, с самцами! Инстинкт заставляет их возвращаться на тока из года в год, на одни и те же места.

Как показали исследования моих коллег норвежцев Джона Калласа и Якоба Хоглунда, самки дупелей появляются на току в полночь и остаются там до рассвета. Таким образом, полевые испытания не могут повлиять на спаривание дупелей. Однако могут повлиять на насиживающих самок. Свои гнезда дупеля устраивают на окраине токовищ, хотя иногда они могут располагаться и на расстоянии до 1 километра от ближайшего тока. Мы неоднократно находили гнезда непосредственно на току.

Два года назад в Маркове мне с моим коллегой Александром Кормилициным довелось присутствовать на полевых испытаниях пойнтеров. Собаками «обрабатывались» прежде всего дупелиные тока, где птицы держались и днем. Вначале один из судей заходил на токовище, спугивал всех дупелей, а затем запускали собак и отрабатывали перемещенных птиц.

Вот очередной пойнтер спарывает дупеля. Он летит низко, неуклюже и вскоре садится. «С гнезда», — подсказываю членам комиссии. «Пропуск» собаки не засчитывают — точно гнездо, 4 яйца. За все время испытаний на этом участке самка так и не вернулась к яйцам — не дали. Перед отъездом подошел: — яйца холодные, гнездо брошено. В этот день мы нашли еще 2 гнезда дупеля, раздавленные сапогами экспертов, а также брошенное гнездо чибиса и одно гнездо бекаса. Кроме того, были найдены 1 гнездо дупеля и 1 гнездо чибиса, расклеванные воронами.

Как ведут себя члены экспертной комиссии на полевых испытаниях? Впереди идет ведущий с собакой, а чуть поодаль — группа экспертов. Они смотрят на собаку, на взлетевших птиц, но только не под ноги. Давят кладки уток и куликов, не говоря о яйцах луговых певчих птиц. С одинокого дуба за людьми внимательно наблюдает пара ворон. Вылетает с гнезда утка — комиссия проходит дальше. Люди ушли вперед, а вороны тут как тут — вот и нет будущего утиного выводка! К сожалению, эксперты этого не заметили.

Спрашивал я наших французских коллег-охотников: проводят ли они полевые испытания собак весной? В ответ — только удивление: какие в период размножения птиц испытания? Ведь гнезда, птенцы! Только осенью и зимой.

Вспомним С.Т. Аксакова, Л. П. Сабанеева. Рекомендовали ли они натаскивать собак весной? Нет, только летом, по молодым птицам! И.М. Пришвин вот натаскивал свою Кэт по бекасихе с выводком. Но одно дело ограниченная натаска одной собаки, другое — массовое мероприятие. Некогда Ветчовские луга в пойме Киржача славились обилием дупеля и перепела. Теперь там дичи мало. Скажете, было три подряд сухих года. Может быть. А может быть, и фактор беспокойства от ежегодного прочесывания угодий с собаками в мае-июне?

Перепел — более терпимый объект преследования. Ежегодно, в зависимости от погоды, перепела меняют свою «прописку»: гнездятся в разных угодьях, то южнее, то севернее. Однако и в перепелиных угодьях в сезон размножения фактор беспокойства нежелателен. Помните, в охотничьих журналах прошлых лет майские и июньские номера открывали статьи «Тише, птицы на гнездах!» «Месяц тишины» и другие. Рачительный хозяин угодий никогда не пойдет в конце весны и начале лета в угодья со своей подружейной собакой, выбирая для прогулок такие места, где заведомо нет дичи. В открытие охоты это окупится вдвойне!

Вот я и предлагаю рассмотреть Охотдепартаменту при подготовке новых Правил охоты в России новые общие сроки натаски и полевых испытаний подружейных собак на специально отведенных участках натаски собак — с 10 июля или со второй субботы июля. Именно к этому времени поднимается на крыло основная масса дупеля, бекаса и перепела. В этом возрасте фактор беспокойства для большинства выводковых птиц имеет уже меньшее значение для их выживаемости. А потому мы не будем рубить сук, на котором сидим.