Военно-охотничье общество: перспективы развития

Военно-охотничье общество (ВОО) ведет свою родословную с 10 октября 1921 года, когда существовавшие охотничьи организации в военных округах были закреплены приказом Реввоенсовета Республики, а при Главном штабе РККА учреждена Центральная Комиссия по охоте и рыболовству, в военных округах – окружные комиссии. Вместе со всей страной и ее вооруженными силами ВОО в своем развитии прошло целый ряд этапов. Сегодня ВОО – самостоятельная некоммерческая общественная организация, имеет свой флаг и символику. Общество зарегистрировано Минюстом России. В своем составе оно объединяет тринадцать региональных и межрегиональных организаций, территориально охватывающих всю Российскую Федерацию, с общей численностью более 120 000 человек. Общество входит в Ассоциацию Росохотрыболовсоюз. В соответствии со своим уставом ВОО является добровольным объединением охотников и рыболовов воинских частей, кораблей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций вооруженных сил Российской Федерации, а также воинских частей других ведомств, объединившихся на основе общности интересов в охоте, рыбной ловле, стрелково-стендовом спорте и туризме. Членами ВОО могут быть и другие граждане, принимающие активное участие в работе Общества.

В составе Общества имеется 142 охотхозяйства, 16 Домов охотника и рыболова, 29 магазинов, 4 крупных производственных предприятия, выпускающих различное снаряжение охотничье-рыболовного назначения, Центральная торгово-сбытовая база, стрелково-стендовые комплексы, два из которых являются официальными базами подготовки стрелков-олимпийцев России. Общество выпускает журнал «Охотник».

Всем этим огромным хозяйством командует Вячеслав Васильевич ПАВЛОВ – Председатель Центрального Совета ВОО, заслуженный работник охотничьего хозяйства России, почетный член ВОО, мастер спорта СССР, кавалер ордена Красной Звезды.

26 мая 2004 года ему исполняется 60 лет. Интервью с юбиляром я и предлагаю Вам, дорогой читатель.

– Вячеслав Васильевич! Разрешите от многочисленной армии военных охотников и рыболов, от читателей нашей газеты поздравить Вас с наступающим юбилеем, пожелать Вам здоровья и новых сил для успешного подъема на более высокий уровень охотничьих хозяйств Военно-охотничьего Общества. Как я знаю, Вы были избраны Председателем Центрального Совета ВОО сравнительно недавно (в 2001 году), а до этого много лет (с 1988 года) успешно руководили Советом Московского Военного округа и Московского округа ПВО, самого крупного объединения в структуре ВОО. Но мы сейчас не будем обсуждать статистические данные. Скажите, пожалуйста, что нового было сделано под Вашим руководством в таких областях ведения охотничьего хозяйства, как биотехния и воспроизводство диких животных?

– Александр! А Вы не из «Гринпис»? Сразу же задаете вопрос на засыпку, но это важный вопрос. Многие считают охотников уничтожителями всего живого, не заботящимися о завтрашнем дне. Чтобы завтра было на кого охотиться, уже сегодня надо что-то сделать полезное для природы, создать такие условия для будущих объектов охоты, чтобы воспроизводство преобладало над отстрелом, но при этом не нарушалось бы экологическое равновесие в природе.

Например, в 1997 году в Суходольском охотничьем хозяйстве Тульской области впервые в России организовано полувольное содержание дикого зверя (пятнистый олень, кабан) на большой площади охотугодий (порядка 600 га), что позволило проводить охоту, отлов и выпуск зверя в другие охотхозяйства ВОО и частные охотничьи владения, а также проведение эксперимента по ведению охотничьего хозяйства на огораживаемых территориях, заселенных различными видами диких животных.

Проведен опыт по выпуску взрослой кряковой утки после весенней охоты, после проведения подрезки двух-трех маховых перьев на каждом крыле, с целью получения выводков, адаптированных к дикой среде обитания, а не выращенных в инкубаторах, выкормленных за лето, а затем выпущенных на волю. Инкубаторские утки не приспособлены к жизни в дикой природе, их охотники зовут «солдатиками», за привычку ходить «строем» за человеком.

В области биотехнии проведен эксперимент, а затем и установлена в охотхозяйствах дозированная кормушка для подкормки оленя, кабана, косули по типу раздачи корма на птицефабриках. Это исключает втаптывание зерна в землю, и, следовательно, уменьшает его расход.

На подкормочных полях опробирован посев кормовых бобов для оленя, косули, кабана. Такие поля активно посещаются зверем до весны, так как стебли бобов со стручками не уходят под снег, а остаются стоять над

поверхностью.

– Вячеслав Васильевич, как Вам удалось развить такие охотхозяйства, как Шитовское, Арсеньевское, Суходольское, в сравнительно короткие сроки?

– Дело в том, что развитие охотхозяйства надо начинать с подбора толкового, порядочного директора, а затем производить вкладывание финансовых средств не по рублю, а значительным объемом (как это делают врачи – ударная доза лекарства при заболевании, чтобы сбить температуру, «задушить» болезнь).

– А если больной умрет от передозировки?

– От финансовой передозировки еще никто не умирал!

– С хозяйствами вроде бы все понятно. А как обстоят дела на промышленных предприятиях? Какова их роль в Обществе? Каковы перспективы их развития?

– Раньше наши предприятия были рентабельны, при скудном ассортименте в магазинах, отсутствии импортных товаров и конкуренции. Выпускался весь ассортимент рыболовного и охотничьего снаряжения, и проводилась рассылка с Центральной торговой сбытовой базы в магазины от Балтики до Тихого океана. В настоящее время все изменилось. С удорожанием перевозок цены на товары стали расти. Отпала необходимость в Центральной базе. Предприятия стали сворачивать выпуск прежнего ассортимента товаров. Перешли на выпуск продукции по предварительным заказам. Полностью перестроили производство. Одним из основных заказчиков стало Министерство обороны. Кроме того, на одной из фабрик налажено производство белья и спортивных костюмов. Сейчас рентабельными стали маленькие производства. А сооружения, построенные еще в далекие советские времена, обветшали, требуют больших капитальных вложений. Все приходится учитывать: и аренду пустующих помещений, и изменение ассортимента продукции, и смену руководящего состава. Была проделана большая работа и, только с прошлого года начали поступать денежные средства на уставные нужды Общества.

– Раз мы упомянули производство, вспомним и о кадровой политике в Обществе.

– Без грамотных специалистов в современных условиях не обойтись. Главная проблема охотничьих хозяйств – дефицит квалифицированных охотоведов. Подготовка их ранее велась заочно (в Балашихе), да и ту сейчас свертывают. В настоящее время прорабатывается вопрос о возобновлении набора в институт, о продолжении обучения по этой нужной специальности. Открыт курс в Сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева, продолжает выпуск специалистов Кировский институт. Направляются на практику в хозяйства молодые специалисты, но это крохи в масштабах нашей страны. Специалистов не хватает.

– Может быть это связано с низкой зарплатой?

– Нет, зарплата на местах, на периферии, порядка 8 – 9 тысяч рублей, гораздо выше средней по области.

– Так на ком тогда держится хозяйство?

– Как это ни парадоксально – на ветеранах.

Кроме охотоведов ощущается нехватка таких специалистов, как главные бухгалтеры. Это тоже проблема. Хозрасчет на местах, в хозяйствах, оформление всей документации и т.д. Если гл. бухгалтер квалифицированный, он тут же оказывается в коммерческой фирме, уходит на большую зарплату. Опять же все держится на ветеранах. Низкий им поклон.

Хочу отметить хорошую работу межрегиональных обществ ВОО: МВО и МО ПВО, СКВО (Северо-Кавказский военный округ), стрелково-стендового комплекса ЦС ВОО и Лотошинского охотхозяйства, где руководство уже сегодня использует современный подход к решению задач, направленных на дальнейшее развитие Общества. Хочу отметить также таких специалистов, как Павлова И.М.(МВО и МО ПВО), Каменских А.С.(СКВО), Пигалова Н.П.(фабрика Военохот №3), Щербакова Ж.В. (ССК ЦС ВОО).

– А теперь вопрос к Павлову-охотнику. Как давно Вы охотитесь и какая охота самая любимая?

– Охочусь я с детства. Первый охотничий билет получен мною в 16 лет. В ВОО – с 1967 года. А любимая охота – на тетеревином току, в шалаше. Люблю посидеть на утренней заре, послушать, понаблюдать турнир бойцов-петухов. Вот это настоящая красота! Люблю охоту на гуся на пролете, вальдшнепиную тягу. Охота на копытных менее привлекательна, особенно с вышки. Ну, выходят ночью к кормушке тридцать кабанов... Неинтересно. Это для охотника за трофеями: выбрал самого-самого, отстрелял, сделал чучело, повесил на стенку – и хвалится перед друзьями. Хотя есть и такие, что мажут с вышки на пятнадцатиметровой дистанции. А ты попробуй подойди в естественных условиях к зверю! Тогда и хвались трофеем. Начальник Шитовского охотхозяйства Тверской области Борисов Юрий Николаевич – вот специалист своего дела. Он может на овсах подойти к медведю или кабану на выстрел. Именно подойти, учитывая направление ветра, время суток. Он знает повадки зверя. Настоящий охотник и природолюб.

– Вячеслав Васильевич! Вы являетесь членом правления Ассоциации Росохотрыболовсоюз. Какие наболевшие проблемы сейчас обсуждаются?

– На последнем заседании обсуждался вопрос о том, как в Нижегородской области один из районов отделился и использует свои охотничьи билеты. А в одном воинском коллективе изготовили свои бланки билетов, печать. Все это ведет к потере контроля и учета. В ВОО сейчас прорабатывается вопрос о введении марок для оплаты членских взносов по типу марок Росохотрыболовсоюза. Порядок должен быть во всем. Единый бланк ВОО позволяет определить по номеру его происхождение и дату выдачи (ведется единый реестр). Армейский порядок был и будет в нашем Обществе. Недавно ко мне обратилась инициативная группа охотников-»афганцев» с просьбой принять в ВОО 1500 человек из МООиРа, объясняя это тем, что у нас больше порядка.

– Как у Вас обстоят дела с долгосрочными лицензиями на охотничьи угодья?

– Если говорить откровенно, скажу следующее. Например, в Тверской области, в Скнятинском хозяйстве, получена «Лицензия» и «Постановление Губернатора» на срок 49 лет, в Московской области – на 25 лет, в Тульской области было получено «Постановление» на 10 лет, а «Лицензия» выдана Облохотуправлением сроком на 6 лет. И как можно что-то планировать, развиваться?

– Какие проблемы с охраной охотугодий?

– Те же, что у всех охотпользователей России. Работники охотхозяйств бесправны перед нарушителями. Недавно было подготовлено письмо, которое подписали Председатель Росохотрыболовсоюза Улитин А.А., от ВОО – я, губернаторы Тульской, Кировской областей и многие другие. Направили его в Комитет Госдумы, где должно было пройти расширенное заседание по вопросу: «Расширение круга лиц, имеющих право охраны угодий с правом проверки, досмотра и изъятия орудий браконьерства». Будем надеяться, что здравый смысл возобладает.

Как в каждом большом коллективе, проблемы возникают постоянно. Их мы решаем и будем решать на благо наших охотников и рыболовов. Будем и дальше развиваться, не стоять на месте. Есть много замыслов, часть из них уже сегодня начинает воплощаться в жизнь. Есть над чем работать завтра.

Через вашу газету хочу поздравить с 70-летием ВОО СКВО и с 80-летием ВОО ЛенВО, чьи юбилеи отмечаются в апреле этого года!

– Спасибо, Вячеслав Васильевич за беседу. Хочу еще раз пожелать Вам и всему огромному коллективу ВОО успехов во всех начинаниях. Поздравляю Вас с наступающим юбилеем!