Трагедия заочного образования биологов-охотоведов

Прежде чем начать с горячей, насущной проблемы подготовки кадров биологов-охотоведов, заглянем кратко в судьбы и профессию этих людей в нашей стране, задумаемся, почему такие люди живут на свете несмотря ни на что.

Надо сразу признать, что охотничье хозяйство – малодоходная, а то и убыточная отрасль народного хозяйства. Так было, есть и так, видимо, будет. Нет богачей среди охотоведов и охотников-профессионалов. Но не все измеряется и определяется деньгами. Охотник, охотовед – это лучший защитник Родины, это готовый солдат и разведчик. Стоит только вспомнить героя Великой Отечественной войны, легендарного разведчика, охотоведа Георгия Георгиевича Шубина. Охотоведы – первые защитники и хранители родной природы, ученые, просветители, радетели. Именно они охраняют, расселяют, подкармливают, лечат, спасают, считают диких животных, борются с браконьерством, дают людям возможность утолить свою страсть к охоте, чудесно отдохнуть, получить к столу незаменимую дичь. А русской пушнине всегда цены не было.

Но перемены в сегодняшней жизни не пошли на пользу охотничьему хозяйству страны. Разрушено охотничье законодательство. Право задерживать нарушителей у егерей и охотоведов, директоров хозяйств и обществ охотников отобрано. Радетели о правах человека протащили в Думе закон, запрещающий составлять протоколы и задерживать браконьеров не только общественным охотинспекторам, но и перечисленным выше работникам общественных охотхозяйств.

Депутаты пеклись о правах человека, но забыли о том, что у него должны быть и есть обязанности перед обществом. Браконьер – тот же вор, которому ныне покровительствуют депутаты Госдумы. Где набраться государственных егерей, охотоведов и госохотинспекторов в России, бюджет которой похож на тришкин кафтан? В стране миллионы безработных, полунищих пенсионеров, особенно в деревнях. И кому нужны такие права, когда нет денег, чтобы собрать, накормить, обуть-одеть сотни тысяч беспризорных ребятишек?

Нас все время заставляют оглядываться на Запад и говорят: «Вот примем закон о правах человека, и все станет хорошо». Но в условиях России такие законы для простого русского человека или плохи, или совсем не работают. Права человека здесь развязали руки бандитам, ворью, мошенникам. Простой человек не думает о «правах человека», он думает о том, как бы семью накормить. Только сытый может думать о своих правах, а голодный – лишь о хлебе насущном.

Вот и получается, что охотничье хозяйство – слабое звено в экономике России. Всегда слабое, если смотреть на него глазами, в которых вместо зрачков рубли и доллары. Не рублем и не хлебом единым жив человек. Несмотря на откровенную бедность существования охотоведы честно выполняют свой долг. Идут под пули и картечь браконьеров. И не платят им за это тройной оклад, как в «горячих точках». Им мстят нарушители: жгут дома, машины, гаражи, сено, рубят лодки, травят скотину. А они делают свое дело за мизерную плату, защищенные кое-как, а то и вовсе незащищенные законом. Они отстаивают от порубок глухариные тока, расследуют причины гибели сайгаков и кабанов, а также тысяч птиц на севере Каспия, изучают проблему «лес и копытные». Почему они это делают? Потому что любят Россию, родную природу, красоту мироздания. Такие люди эти биологи-охотоведы.

Вот новая беда обрушилась на российское охотничье хозяйство. В ноябре 1997 г. правительственным постановлением № 1473 запрещена подготовка студентов по специальности 011600 «Биология» по заочной форме обучения, в том числе под этот запрет попали специализация 011609 «Охрана природы» и 011625 «Охотоведение».

Вместе с тем хорошо известно, что охотоведение и охрана природы – абсолютно прикладные науки. Охотоведы – не генетики, не микробиологи или цитологи, не медики или ветеринары, не биотехнологи, не физиологи или зоологи. Практику охотоведы проходят не с чашками Петри и микроскопами, не в лабораториях или анатомичках, а в охотничьих угодьях, где познают в деталях биологию диких зверей и птиц, биотехнию и технологию охоты. Эти дисциплины лежат в основе профессии охотоведа. Работающие по специальности студенты-заочники получают богатейший опыт по профилирующим дисциплинам, формирующим профессию.

Охотоведы-заочники – люди, уже определившие свою судьбу, и с этой дороги сами они никуда не уйдут. Это проверенные и самые надежные кадры для охотничьего хозяйства России. Большинство их имеет семьи, поэтому заочная форма обучения – единственная возможность для такого человека подняться на ноги, повысить свою квалификацию, добиться в жизни успеха. И вот тысячи людей лишаются этой возможности, а охотничье хозяйство РФ теряет ценные кадры.

Кроме того, заочную форму обучения очень часто выбирают вышедшие в отставку военнослужащие армии, флота, МВД и ФСБ, которые хотят получить в гражданской жизни специальность, соответствующую их стремлениям к охране природы и склонностям к охотничьему хозяйству. Привлекательность заочной формы обучения для взрослых еще и в отсутствии возрастных ограничений приема в вуз и сроков обучения, что очень важно для северян и людей, имеющих ранний возраст выхода на пенсию.


Особенно больно ударяет это постановление по малым народностям Севера, для которых охота и охрана природы составляют основу жизнедеятельности. Подготовка кадров биологов-охотоведов для районов Крайнего Севера жизненно необходима. Именно заочная форма обучения специалистов охотоведов-биологов является единственно приемлемой для этого огромного региона России.

Заочная подготовка в стенах МПМИ1, ВСХИЗО2 (ныне РГАЗУ3), ИСХИ (теперь ИСХА4) и КСХА5 велась более 60 лет. Никаких жалоб от производственных и научных организаций на низкий уровень специалистов-охотоведов в Министерство образования РФ или МСХ РФ за это время не поступало. Наоборот, можно составить длинный список ученых – докторов и кандидатов наук, директоров охотничьих хозяйств и начальников охотуправлений, вплоть до председателя ассоциации Росохотрыболовсоюз, которые прошли подготовку в вузах по заочной форме обучения.

В настоящее время уже четвертый набор абитуриентов по специальности «Биология», специализациям «Охотоведение» и «Охрана природы» по заочной форме обучения в вузах России не осуществляется, что приводит к годичным разрывам в подготовке кадров биологов-охотоведов и держит преподавателей кафедр охотоведения в «подвешенном» состоянии.

И это несмотря на то, что в сентябре 2003 г. кафедрой экологии и охотоведения РГАЗУ подготовлен государственный образовательный стандарт по специальности «Биология», специализации «Охотоведение» (разработчики А.Т.Божанский, О.Л.Сойнова, М.Д.Перовский, Г.В.Хахин). В ноябре 2003 г. Охотдепартамент одобрил проект стандарта, и в начале декабря 2003 г. он был направлен в Департамент кадровой политики и образования, который мурыжит его у себя уже пятый месяц.


Определенные положительные сдвиги в этом вопросе произошли только потому, что студенты-охотоведы и некоторые преподаватели РГАЗУ обратились с письмами, отражающими нелепое и трагическое положение с заочной формой обучения, к министру сельского хозяйства РФ А.В.Гордееву и его первому заместителю С.А.Данкверту, которые быстро и положительно отреагировали на эти события и дали соответствующие поручения подведомственным департаментам. Имеется положительное решение по этому вопросу коллегии Министерства сельского хозяйства от 5 декабря 2003 г.

Здесь удивительно другое: несмотря на усилия студентов и рядовых преподавателей РГАЗУ в деле исправления ошибочного постановления относительно охотоведов, его ректор бездействует, как и ректора других вузов, готовящих таких специалистов. Это говорит о том, что у руководства РГАЗУ, ИСХА и КСХА отсутствует государственное мышление, свидетельствует об их полной несостоятельности в области заочного образования и неисполнении своих обязанностей в деле подготовки охотоведов. Они не сделали ни единого шага по пути исправления изданного постановления, т.е. против зачисления прикладных специальностей – биологов-охотоведов и специалистов охраны природы – в перечень «чистых» биологов. На протяжении шести лет они занимали страусиную позицию в надежде, что это забудется и авось пронесет. Как прав был Михаил Васильевич Ломоносов, когда говорил: «Истинный ученый суть государственный муж». К сожалению, теперь чаще цитируют Михаила Евдокимова, чем Михайло Ломоносова!

В результате неисполнения своих прямых обязанностей ректора указанных вузов, в первую очередь РГАЗУ, оставили без подготовки кадров охотоведов Центр и Юг Европейской России и ее громадные северные территории. Ежегодная потребность в специалистах-охотоведах, по данным Охотдепартамента МСХ России, составляет 500 человек, а некомплект в целом по стране на нынешний день – 2000 человек! Уже сейчас ощущается острая нехватка специалистов при создании частных охотничьих хозяйств, которые должны возглавлять охотоведы. Пускать это дело на самотек, допускать к руководству охотничьим хозяйством на местах случайных людей, а не профессионалов – что может быть хуже для любой отрасли?!


И вот в июне 2004 г. – последний в этом учебном году прием студентов в РГАЗУ. Вероятнее всего, на специальности «Охотоведение» и «Охрана природы» заявления от абитуриентов опять принимать не будут. Специальность «Биология» вычеркнута из списков приема заочного университета. В подготовке биологов-охотоведов уже зияет двухлетняя брешь, и охотничье хозяйство России в очередной раз недополучит более ста специалистов, а их должности займут случайные люди, которые с трудом отличают курицу от утки.

Мы обращаемся к охотоведам, специалистам и работникам охотничьего хозяйства, близким нам по духу научным сотрудникам с призывом поддержать нас в стремлении возродить славу балашихинских охотоведов, восстановить кафедру охраны природы и охотоведения в РГАЗУ, а главное – немедленно возобновить по всей России прием студентов по специальностям «Биолог-охотовед» и «Охрана природы» по заочной форме обучения.


М.Д.ПЕРОВСКИЙ, доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник охотничьего хозяйства Российской Федерации.

Г.В.ХАХИН, кандидат биологических наук, руководитель Центра здоровья диких

животных ВНИИ природы МПР РФ, заслуженный эколог России, заслуженный работник

охотничьего хозяйства Российской Федерации, кавалер ордена Мужества.