Моя охотничья весна

Весенняя охота! Какая божественная музыка звучит в этих словах для истосковавшейся за долгую зиму охотничьей души. Сколько планов, надежд и разочарований. Весенняя охота – долгожданный и прекрасный праздник, встреча с пробуждающейся природой и ее пернатыми обитателями.


На страницах различных изданий вот уже более сотни лет ведется полемика о вреде весенней охоты. Все настойчивее звучат призывы к ее полному запрету в нашей стране. Но греет душу то, что этот вопрос решают ученые и специалисты-практики, а не демагоги-охотоненавистники. Выводы ученых и практиков охотничьих хозяйств убеждают, что для воспроизводственного процесса пернатых вредна не сама весенняя охота, а порочная практика ее проведения, особенно недисциплинированной частью охотников. Примерно на таком фоне прошла моя весенняя охота в 2004 г.

Товарищ пригласил поехать на охоту в Тамбовскую область. Она там открывалась 2 апреля. От местного охотника узнали, что вальдшнеп 30 и 31 марта валил валом. Утки и гуси тоже прилетели. Но со 2 апреля ударили морозы. Тяги вообще не наблюдалось, а гусей и уток было мало. Продержавшиеся морозы свели на нет успех весенней охоты. Я особенно не переживал и рассчитывал хорошо поохотиться в Бежецком районе Тверской области. Но путаница в сроках открытия, в том, кто будет выдавать лицензии и путевки в Бежецком РООиР, а также непонятные целевые сборы по 800 руб. с приезжих охотников изрядно подпортили настроение и обозлили некоторых охотников.

Не буду вести разговор о правовой и хозяйственной неразберихе, с которой мне, как и всем приезжим охотникам, пришлось столкнуться. Это дело юристов и хозяйствующих субъектов. Меня больше занимали пернатые и охота на них. Охотиться отправился в Дубакинское охотхозяйство, где охота открывалась 17 апреля, а продолжить ее хотел с 24 в Бежецком РООиР, приобретя лицензию на всю десятидневку. Таким образом, моя охота длилась семнадцать дней. Располагая таким временем, я больше внимания уделил наблюдениям за пролетом пернатой дичи, ее количеством и поведением, в зависимости от погоды.

ВАЛЬДШНЕП

С 16 по 25 апреля тяги как таковой не было. Было холодно и ветрено. Первого вальдшнепа добыл 26 апреля. Но снег и дождь не способствовали лету кулика. Хорошие тяги стали наблюдаться со 2 мая и оставались таковыми до 8. В радиусе видимости и на слуху отмечалось от 7 до 11 птиц. На выстреле пролетали от 3 до 6 куликов. Но, увы, с 4 мая охота закрылась. Наиболее активно вальдшнеп тянул 5, 6 и 7 мая. 8 мая тяга была слабая, а с 9 мая пошел сильный дождь, и шел он два дня.



ЧИБИС

В первые дни охоты встречались единичные пары, оглашающие округу своим печальным криком. К 20 апреля их появилось довольно много, и они стали обычными. Кладку из 4 яиц нашел 28 апреля.



БЕКАС

В период с 16 по18 апреля бекас вообще не наблюдался, и не слышалось его неподражаемое блеяние. Первого токующего бекаса увидел 20 апреля, и он был активен до Дня Победы.



КРОНШНЕП

Этого крупного кулика в первые дни охоты не встречал. Кроншнепа услышал и увидел 20 апреля. Он в этом году был довольно редок, изредка попадались на глаза 3–4 птицы вместе.



ТУРУХТАН

Первых птиц встретил 2 мая. Хороший ток нашел на луговине у озера Верестово. На току сумел насчитать около 30 бойцов. Они активно бегали, гоняясь друг за другом, наскакивая на соперника, распушив свои воротники. Самое удивительное – так и не удалось найти двух одинаково разряженных птиц. Каждый участник турнира был особенным, не похожим на других.



ТЕТЕРЕВ

Тетерев был обычен. В Дубакинском охотхозяйстве успешно шла охота на току. В близлежащих угодьях тетеревиных токов не было. Местные охотники их разогнали еще до открытия охоты. На заброшенных полях и опушках рощиц токующие одиночки были обычны. Можно надеяться, что летом будут выводки.



УТКИ

С 16 апреля наблюдались табунки крякв, шилохвости, нырковых пород и чернети. Чирков было очень мало. Веселых компаний, где за одной чирухой гонялось до десятка селезней-трескунков, не встречалось. Чирков-свистунков не видел. В последующие дни вечерами на поля активно шла свиязь. Чаще стали появляться в поле зрения пары кряковых, а иногда кряковую утку в полете преследовали 2–3 селезня. С 26 апреля кряковые селезни хорошо шли на зов подсадной. Обычной была широконоска. Первую кладку утиных в пять яиц нашел 2 мая, а 9 мая – еще две кладки кряковых.

В гнездах было по 12 яиц. Птицы плотно сидели на гнездах и подпустили на пару шагов.



ГУСИ

Кормовая база для гусей по правому берегу о. Верестово значительно сократилась. От Бежецка и до д.Чижово не было распахано ни одного поля. Все заросло бурьяном. Гуси с озера на кормежку улетали куда-то далеко, в северо-восточном направлении. Их в этом году на полях держалось меньше. По словам местных охотников, гусь сосредоточился в Кесовогорском районе и с.Присеки. Там отмечались сотенные стаи на обрабатываемых полях. Много держалось гусей на полузатопленных островах о. Верестово.



ОХОТА

Несколько выходов на вальдшнепиную тягу оказались малорезультативными, и я переключился на водоплавающих. За весь период охоты с подсадной отстрелял 15 селезней. Больше времени потратил на охоту за гусями. Нашествие охотников не позволяло успешно использовать профили и чучела. Но и в такой обстановке 24 апреля на меня и моего товарища налетели белолобики. Товарищу повезло больше. Добытый им гусь оказался окольцованным аж в Голландии.

В последующие дни охотников прибавилось. Они располагались в 150–200 м друг от друга. Палили во все и вся, на любые дистанции. Все летающее и бегающее обстреливалось с каким-то остервенением. Под выстрелами падали тетерева, кроншнепы, чибисы, чайки и зайцы. Среди охотников прошел слух, что двое иностранцев в одном коммерческом охотхозяйстве за три зорьки отстреляли 69 гусей.

27 апреля пошел сильный снег. Чучела и профили он залепил так, что они стали белыми и пугали гусей. С 1 мая погода наладилась, и охота пошла веселее. 3 мая мне удалось дуплетом отстрелять двух гусей. Один был бит чисто, и собака его принесла в шалаш. Другой утянул метров за 500 в лес и там упал. На поиски потратил около 40 минут. Когда с собакой, довольные, вернулись в шалаш, то первого гуся на месте не нашли. Кто-то унес, посчитав, что мне хватит и одного. Глядя на все это, как-то не радовался хорошей погоде и трофеям...

С горечью вспоминается высказывание И.Соколова-Микитова: «Современный «охотник» жаден, жесток. Главное для него – побольше наколотить, настрелять дичи. Он почти не задумывается, не примечает – как прекрасен, привлекателен живой мир природы. В этой природе он только душитель, палач». Ведь это давно было сказано. А воспринимается, как будто списано с нас. И что самое печальное – нарушают правила охоты и охотничью этику люди не бедные. Что же с нами происходит?

Обобщая наблюдения моих товарищей, выезжавших на охоту в Тамбовскую, Липецкую, Рязанскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую и Вологодскую области, можно сказать, что весна оказалась затяжной и холодной. Пролет вальдшнепа, уток и гусей был несколько растянут. Вальдшнепа было не меньше, чем в прошлом году, а вот количество уток и гусей, на мой взгляд, сократилось. Учитывая холодный и дождливый май, можно предположить, что это отрицательно скажется на размножении пернатых.