Областные охотуправления ликвидированы, на их месте созданы новые структуры ветеринарного и фитосанитарного надзора, внутри которых сформированы органы охотнадзора. Но вот приблизился очередной сезон летне-осенней охоты, на дворе – начало августа, но охоту открывать никто не собирается.
Оказывается, новым органам охотничьей власти не дали полномочий готовить соответствующие приказы об открытии сезона охоты. Попросту забыли наделить их этой функцией, точно так же, как год назад забыли об охотничьей отрасли при формировании новых структур Минсельхоза РФ. Как нам разъяснили, издавать приказ об открытии охоты не имеют права и областные администрации, так как охотничьи птицы и звери – это федеральный, а не региональный ресурс.
Когда выяснилось, что в Тверской области органы Россельхознадзора подготовили, а губернатор 28 июля подписал приказ об открытии летне-осенней охоты, в котором были установлены две даты открытия (30 июля – с подружейными собаками и 13 августа – общее открытие), нам позвонили из властных охотничьих структур и предупредили: «Ох, не поздоровится им, это нарушение!» – «Так кто же должен принимать решение?» – спрашиваем. – «Не знаем, ждем ответа из Минсельхоза, советуемся с юристами».
Звоним на следующий день, еще через день, через неделю, еще через неделю... Ответ тот же: «Не знаем». Наконец корреспондент «РОГ» Владимир Кричевский дозвонился до руководителя службы охотнадзора России А.П. Варнакова. Разговор велся через секретаря (!). Александр Петрович порекомендовал обратиться по этому вопросу непосредственно в Минсельхоз. В МСХ мы получили ответ: «Министр не может подписывать приказы по всем 85 субъектам Федерации, этот вопрос должны решать на местах». Так в чем же дело? Звоним «на места». И получаем ответ: «Мы не можем открывать охоту без письменного приказа Минсельхоза о предоставлении нам таких полномочий».
Время идет. Никто не знает, кто будет открывать охоту. Наконец, так и не получив письменного подтверждения из Москвы, области одна за другой на свой страх и риск все же открывают охоту. С большим опозданием. Это горе для легашатников и спаниелистов! Ведь их сезон так короток! Местные дупеля и бекасы постепенно откочевывают к югу. В конце июля и начале августа идет их летний пролет к местам зимовок. Охотники с собаками знают, что с середины сентября, как только после первых утренних заморозков уйдет и коростель, вся их охота практически заканчивается. Открытие охоты на уток в большинстве областей откладывается до 20 августа. К этому времени большая часть чирков-трескунков уже откочует из угодий, а молодые кряквы уйдут в крепи на линьку.
Больше всех пострадали москвичи и подмосковные охотники. Пятница, 5 августа. Одно из подмосковных районных обществ. Легашатники вместе со своими питомцами сидят в помещении общества охотников. Они пришли за путевками, так как завтра должно быть открытие и выезд уже запланирован (машины – у здания общества). Все ждут вестей из Москвы. Через каждый час то председатель, то бухгалтер звонят в столицу, но ответ один: еще не решено, вот-вот будет приказ. Но приказа нет ни в пятницу, ни в понедельник...Как в воду глядел наш автор В.Н. Скатулев, прислав еще в начале лета статью «Об охоте, чиновниках и «курином гриппе» (см. «РОГ» № 32). В ней он высказывал беспокойство: не закроет ли вновь охотничий чиновник охоту из-за пожаров, птичьего гриппа или других причин? В этом году и лето было влажное, дождливое и теплое, и птиц вывелось много. Нашлась другая причина – юридическая. Да и про птичий грипп вспомнили – даже специальные совещания проводили. Вот только не учли, что сейчас птицы-то прилетают не к нам, а летят от нас в «дальние страны». К тому же не было ни одного случая официально зарегистрированного заболевания птичьим гриппом человека в Европейской России. Я уж не говорю о том, о чем умалчивают ветеринарные чиновники: этой болезни более подвержены азиатские народности, но никак не славяне. Недавно прочитал в Интернете о том, что «открытие охоты в Подмосковье будет зависеть от решения по птичьему гриппу». По одному из телевизионных каналов также предупредили, что охота, возможно, не будет открыта по причине птичьего гриппа. Приехали! Такое впечатление, что на охотников ведут атаку «зеленые», хитроумно избрав новую тактику.
8 августа, понедельник. Звоню в МООиР. Приказа все еще нет. Рекомендуют обратиться к руководителю Россельхознадзора по Москве и Московской области господину Волкову. Звоню, попадаю в приемную, где мне вежливо отвечают, что Алексея Борисовича не стоит беспокоить такими пустяковыми вопросами. Есть служба охотнадзора по Москве и области. Ее возглавляет Бабыкин Петр Яковлевич. Пытаюсь связаться, но его нет в Москве. Теперь рекомендуют обратиться в администрацию губернатора Московской области. Но никто не знает, кто там занимается проблемами охоты... Решение вопроса, который можно было бы разрешить одним днем, затянулось на недели.
Мне вообще не понятно: зачем издавать приказы об открытии охоты? Существуют же Правила охоты. В них надо внести изменения, где более четко указать, что летне-осенняя охота ежегодно открывается со второй субботы августа (и ни днем раньше или позже), а для владельцев легавых собак и спаниелей – на 2 недели раньше. Чтобы не было конфликтов охотпользователей и «бессобачных» охотников с легашатниками, предлагаю компромисс: сделать в Центральной России единую дату открытия для всех охотников – с первой субботы августа. А пункт о том, что конкретные сроки ежегодно определяет Охотуправление (ныне – Россельхознадзор) надо упразднить. Почему у нас Минсельхоз не издает специальные приказы о сроках сбора грибов, ягод, орехов, лекарственных трав? Как сказал один мой знакомый орнитолог, «охотники виноваты лишь тем, что их ружья громко стреляют». Наконец, нет специальных приказов о сроках рыбалки – существуют лишь правила. Так надо решить и с охотой. На Украине сроки охоты определяются в начале года, и уже в январе охотники знают дату открытия летне-осеннего сезона охоты. Они могут планировать свои отпуска, строить планы. Не пойти ли и нам по этому пути? А если возникла, не дай Бог, чрезвычайная пожароопасная обстановка, временно наложить запрет на охоту может лишь МЧС. А что думаете об этом Вы, уважаемые читатели?
Комментарии (0)