ПОЗОРНОЕ ПЯТНО «ЖЕМЧУЖИНЫ КАВКАЗА»

Уважаемая редакция! Проблема, которой посвящено данное письмо, не имеет непосредственного отношения к охоте и охотничьему хозяйству. Речь идет о  незаконном изъятии, содержании и использовании с целью наживы объектов животного мира, в частности, хищных птиц. Возрождение интереса к соколиной охоте создает спрос на некоторые виды хищных птиц и, как следствие, изъятие их из природной среды. Браконьерский отлов и контрабанда соколообразных – явление для России, к сожалению, не новое.

Но относительно недавно, лет 10–15 назад, на юге России подобное незаконное явление приобрело новую уродливую форму. На Ставрополье, в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод хищных птиц стали использовать фотографы. Сначала подобная идея посетила какую-то одну предприимчивую голову, а затем, подхваченная бурным ветром рыночных отношений, незаметно и стремительно превратилась в серьезную природоохранную проблему, которая до настоящего времени так и не решена. 
Для отдыхающих и туристов приятно вместе с сувенирами привезти на память о днях, проведенных в самом сердце «Жемчужины Кавказа»,  фотографию с живым орлом или филином на руке. Стоит это удовольствие, кстати, весьма недешево. Казалось бы, одни люди зарабатывают деньги, другие готовы эти деньги заплатить и в итоге все остаются довольны. К сожалению, все далеко не так безобидно. Не нужно даже быть профессиональным орнитологом или специалистом в соколиной охоте для того, чтобы понять, как живется невольным пленникам у своих «хозяев». Достаточно присмотреться к птицам повнимательнее, и в глаза сразу бросятся заломленные перья, лапы в наминах, измученный взгляд, сточенные напильником под основание когти и кончик клюва (чтобы не царапали руки клиентов). Несчастному белоголовому сипу на день вообще заматывали клюв скотчем. По окончании рабочего дня птиц бесцеремонно запихивают в тесные деревянные ящики и швыряют в багажник автомобиля. В курортном парке г. Кисловодска сейчас работает около 15 фотографов и у каждого по 2–3 птицы. Но лишь единицы предпринимателей относятся к своим питомцам бережно, а основная масса птиц являет собой зрелище жалкое и печальное. Грусть и стыд за людей – вот какие чувства вызывают эти пленные властелины неба.
Варварское отношение к животным – это лишь одна сторона проблемы. Несколько лет назад мы задались целью выяснить видовую принадлежность содержащихся птиц. Среди них преобладает могильник (глобально редкий вид), причем, судя по оперению, птицы в возрасте 1–2 лет, так как дольше в подобных условиях они попросту не выживают. Пользуются популярностью у фотографов и такие виды, как филин, серая неясыть, канюк. Несколько реже можно встретить белоголового сипа, малого подорлика и домового сыча. Изредка в руки фотографов попадают бородач, степной орел, черный гриф и сапсан. Не трудно заметить, что большая часть видов занесена в Красную книгу. Все сказанное о недолговечности «службы» могильника справедливо и для хищников других видов. Если сокольник видит в своей птице друга и бережет ее как зеницу ока, то для предпринимателя это не более, чем живое «орудие» для получения денег. Спрос рождает предложение. Вместо погибших или выброшенных из-за потери внешнего вида  птиц, оперативно поставляются новые. Сельские жители из окрестностей Кисловодска и соседней Карачаево-Черкессии не обременяют себя моральными принципами, разоряя гнезда хищных птиц. Ни им, ни тем, кому они этих птиц поставляют, нет никакого дела до того, что тот или иной вид стоит на грани вымирания. Да они и не задумываются о видовой принадлежности той или иной птицы, деля всех на «орлов», «беркутов» и «филинов». 
Ставропольские ученые-орнитологи – д.б.н., профессор А.Н. Хохлов, к.б.н.
М.П. Ильюх и В.А. Тельпов, обеспокоенные огромным вредом наносимым популяциям хищных птиц,  предпринимали неоднократные попытки пресечь это незаконное явление. Позади бесполезные хождения по различным инстанциям и многочисленные письма в природоохранные структуры. Но, похоже, что никого, кроме орнитологов данная проблема не волнует. А фотографы с птицами, как заразная болезнь, уже расползаются по всем городам группы КавМинВод. С каждым годом их становится все больше, а значит, больше становится и загубленных птиц. И никому нет дела до того, что это происходит в особо охраняемом эколого-курортном регионе.
Но мы, будучи людьми неравнодушными к судьбе хищных птиц, надеемся все же «достучаться до небес» и стереть с белоснежной «Жемчужины Кавказа» это позорное черное пятно.
Искренне надеемся на Вашу помощь и просим опубликовать данное письмо, чтобы привлечь внимание чиновников и всех неравнодушных к данной проблеме людей.
С глубоким уважением
и надеждой на понимание
А.И. ДРУП, В.В. ФРЕЗЕ, В.Д. ДРУП,
Ставропольская краевая общественная организация
охотников и рыболовов, Ставропольский
государственный университет