Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ) неоднократно давал объявления о том, что в университете производится переподготовка по специальности биолог-охотовед любых лиц, имеющих высшее и среднее образование за один учебный год. Меня, естественно, заинтересовали эти объявления, и я решил изучить сомнительную новинку.
Для справки сообщаю, что подготовка биологов-охотоведов в вузах по времени занимает 5 лет при очной форме обучения и 6 лет – при заочной форме. Общее количество занятий за это время превышает 6500 часов. В представленном учебном плане РГАЗУ указано, что подготовка биологов-охотоведов осуществляется за 1118 часов.
Разберем этот план подробнее. Указанное количество часов – приличное время. Графа самостоятельная работа указывает, что на нее отводится 434 часа, т.е. чуть ли не половина отведенного времени. Мне не раз приходилось составлять подобные учебные планы на кафедре и согласовывать их с чиновником из Министерства сельского хозяйства. Над этой графой мы весело смеялись и называли ее дурью и туфтой, поскольку проверить эти часы невозможно. Они нужны для баланса при заочной форме обучения. Следующая графа индивидуальные занятия (176 часов) также пускает пыль в глаза. Таким образом, согласно учебному плану на контролируемые аудиторные занятия остается 508 часов.
Учебный план по годичной переподготовке биологов-охотоведов разделяет обучение на две сессии в год. Первая сессия предусматривает изучение общепрофессиональных дисциплин за 530 часов, из них аудиторных – 242 часа, в том числе лекций – 116 часов и практических занятий – 126 часов. Вторая сессия (дисциплины специализации) включает 266 аудиторных часов, в том числе лекций – 122 часа и практических занятий – 144 часа.
Исполнение учебного плана производится по расписанию занятий студентов в аудиториях. Учебный план и расписание занятий по количеству часов должны полностью совпадать. Другими словами, расписание составляется в соответствии с учебным планом. Представляю расписание занятий слушателей профессиональной переподготовки по курсу «Биология-Охотоведение» Центра инновационных технологий дополнительного образования РГАЗУ с 03 по 16 марта 2008 года, которое утвердил Киселев А.Л. (сын ректора).
Сессия включает 14 календарных дней, из которых 4 дня выходные и 10 – учебные. За 10 дней студенты должны изучить девять предметов, сдать три экзамена, шесть зачетов и защитить три контрольных работы. При этом прослушать 116 часов лекций и отработать 126 практических занятий, на что студентам потребуется по 24,2 часа в сутки. Во втором семестре, который проходит в этом году с 17.06 по 04.07, уже по 26,6 часа в сутки. Три дня в этом семестре отводится на итоговую аттестацию, а всего 13 рабочих дней. А как же быть с экзаменами, зачетами, курсовыми, контрольными? И может ли человек не спать подряд пять суток и растянуть их больше чем на 24 часа? Что же делает проф. Еськов вместе с зам. декана доцентом Сойновой О.Л.. Они, составители учебного плана по переподготовке охотоведов и ответственные за его исполнение. Как же воплощен учебный план в расписание занятий с 03 по 16 марта 2008 года. Дисциплине «основы ботаники» в расписании отведено 2 часа на зачет 10 марта. Лекции и практические занятия отсутствуют (24 часа).
Этология животных (10 часов лекций) в расписании отсутствует. 12 марта, после десяти часов занятий и зачета по биологии птиц, проф. Еськов устраивает экзамен по этой дисциплине. Или, например, 13 марта, после шести часов лекций по зоологии и биологии зверей, слушатели должны еще сдать экзамен по биологии зверей, что категорически запрещено правилами высшей школы. В день сдачи экзаменов студенты освобождаются от всех занятий. Но такое же безобразие творится и 14 марта.
За десять учебных дней возможно качественно провести не более 80 часов учебных занятий, т.е. выполнить имеющийся учебный план только на 30%. Согласно же представленному расписанию мы видим «инновацию». Учебный план – это для департамента МСХ РФ, который контролирует образование в сельхозвузах. Это реклама, отмашка, но и они вызывают серьезные нарекания.
Бог бы с ним, но тут не все так безобидно. Вся эта «переподготовка» выражается в крупных суммах, которые слушатели платят за нее. По 17 тыс. рублей с человека фактически за 23 дня «обучения». В нашем случае воспользуемся данными из рекламной статьи О.Л. Сойновой в журнале «САФАРИ» № 2 за 2008 год: с 2005 по 2007 гг. переподготовку по специальности биолог-охотовед прошли 119 человек со средним и высшим образованием.
Университет получил более двух миллионов рублей. При этом возникает вопрос, на каком основании выдаются дипломы высшего учебного заведения лицам, имеющим среднее образование, за 23 дня стационарного обучения?
Нельзя считать себя биологом, не зная о современной королеве биологии – генетике, а также физиологии, анатомии, гистологии и микробиологии. Не имея представления о болезнях охотничьих животных. Нельзя считать себя и охотоведом, не прослушав курса по охране труда и технике безопасности в охотничьем хозяйстве.
Во всей деятельности «переподготовщиков» четко просматривается одна линия: как бы за меньшее количество знаний получить как можно больше денег. На это и направлена вся их активность. Мне давно ясна причина бесконтрольности РГАЗУ со стороны МСХ РФ, но почему и Департамент охотничьего хозяйства в этом вопросе ведет себя, ничего не замечая, мне абсолютно неясно. Неужели ему все равно, каким суррогатом пополняются кадры охотничьего хозяйства, претендующие на звание биологов-охотоведов? Уму непостижимо, когда биологов-охотоведов готовят за 23 аудиторных учебных дня. Это меньше, чем требуется для вывода утят. Документ, в котором значится, что человек приобрел специальность за 23 аудиторных дня, более чем оскорбителен для настоящих охотоведов, учившихся по 5–6 лет в Иркутске, Кирове и Москве без «инновационных» технологий. У профессионалов, кроме возмущения, это ничего не вызывает.
Поневоле вспоминаю время, когда, работая в аппарате Главохоты РСФСР, мне пришлось руководить месячными курсами повышения квалификации районных охотоведов. В течение трех лет в Москве (Балашихе) и Иркутске на базе ВСХИЗО и ИСХИ прошло обучение уже работающих, но не имевших специального образования трехсот слушателей.
Лекции и практические занятия проводились шесть дней в неделю по восемь часов ежедневно. Лекции читали профессора А.М. Колосов. А.Г. Томилин. Н.А. Свиридов. Доценты П.Г. Репьев и В.М. Павлюченко, высококвалифицированные сотрудники главка. После 26 дней обучения выдавались удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации и все. И никому в голову не приходило, что после 200 часов аудиторных занятий можно присвоить специальность биолога-охотоведа.
От редакции: факты, приведенные в статье профессора М. Перовского, вызывают самое искреннее недоумение. И если они соответствуют действительности, мы сталкиваемся с дескредитацией высшего охотоведческого образования.
Изложенные факты должны, на наш взгляд, в первую очередь заинтересовать структуры МСХ, ответственные за подготовку квалифицированных кадров.
Комментарии (0)