На двух-трехдневных охотах можно как-нибудь перебиться на бутербродах с чаем. Хорошего в этом, конечно, мало. Но убеждался много раз, как за неимением времени, по неопытности или лени в охотничьих компаниях отказываются готовить первые и вторые блюда... (некоторые даже перебиваются на сухомятке).
Да, есть охотники, которые не хотят лезть в «этот чертов чапыжник» за валежником и сухостоем. А нам, отправляясь в длительные охотничьи экспедиции (так теперь опять стали говорить), надо позаботиться о регулярном добротном горячем питании.
Надо подготовить продукты, посуду и прикинуть, на чем будем готовить. Если на ночь будем располагаться в доме, где есть печь или плита, вопрос облегчается. Если ночевать предполагается в лесу или в болоте, нужны дрова для костра, бензиновые примусы или газовые плитки. В нашей компании все способы готовки проверены и опробованы многократно. Знаем преимущества и недостатки каждого способа. Используем их в зависимости от многих обстоятельств. И от состава группы, и от вида охоты, и от местности, и от вида горючего материала, и от наличия продуктов, и от наличия времени, и от многого другого.
КОСТЕР
Его знают и разжигали все. Не будем вдаваться в особенности розжига костра. Применительно к осенним гусиным охотам в обширных моховых болотах с костром не все так просто. Главная трудность – отсутствие дров. Ведь мы выбираем не клюквенные небольшие болотца, где много сухостойных сосенок. Мы забираемся в отдаленные громадные болота, заштрихованные на топографических картах сплошными синими горизонтальными линиями, означающими, что болото непроходимое. На таких болотах, вглядываясь вдаль, видишь только горизонт. Никаких островков сосенок посредине этой площади нет (а если бы были – гуси их облетали бы), а раз нет сосенок, значит, нет и дров. Кое-какой выход, конечно, находим. Возвращаясь с засидок, каждый участник охоты должен нести с собой хоть какую-то махонькую сухостоинку. Сухой пень бывает редкостью. Для полноценного костра таких дров конечно не хватало. Они быстро прогорают. А ведь надо сварить кашу и вскипятить чай для термоса (на поздний вечер и утро). И еще перед вечерней охотой надо попить чайку... К тому же сильный ветер дело усложняет – очень много тепла уносит. Чайник пускает парок, но длительное время не закипает. А дрова-то горят и горят... А шквалистые ураганные ветры в осеннем болоте – закономерность. Учитывая такие неэкономные потери тепла, мы стали разводить костер в подготовленных для этого ведрах или баках. В ведре без дна делаются вырезы для поддувала и для дымохода. Высота окон поддувала 5 сантиметров, длина 10 сантиметров. Количество окон – 3. Вырезаются на боковине у широкой части ведра, через 120°.
Для дымохода одно окно высотой 5 сантиметров и длиной 15 сантиметров вырезается на боковине около дна. Широкой частью ведро стоит на грунте. Котелок, установленный на проволочной решетке на ведре быстрее закипает, дрова экономятся. Но в дождь над местом готовки надо натягивать тент. А это демаскирует. Строить же скрадки далеко от бивука невыгодно и опасно. В темноте в тумане можно не найти бивак, возвращаясь из засидки.
Затем начали использовать примусы. «Шмель» берем с емкостью бачка 650 или 750 мл. Одна заправка на 3–4,5 часа непрерывной работы. 2-литровый чайник закипает за 10 мин., 3-литровый – за 18 мин. За 1 час работы расходуется примерно 170–200 мл бензина.
Паяльная лампа: заправка 1,1 л, расход 1,2 л в час. Для нее делают треногу и трубу, направляющую пламя на котелок. Здесь готовка идет быстрее.
Приобрели и миниатюрные газовые плитки. С ними, конечно, очень удобно, но на 18–20 дней требуется много баллончиков. Газовые плитки используем только для быстрого приготовления супов, каш из полуфабрикатов. Варить рисовую кашу или шулюм из дичи на газовой плитке невыгодно. Баллончики быстро кончатся. Другое дело, если завезти в угодья 5-литровый газовый баллон. Тогда газа хватит на весь сезон. На поля весной мы такой и берем.
Теперь есть и чудо-печь на солярке. Масса ее 5 кг, объем бачка – 2–3 л. За 1,5–2 часа поднимается температура с 0° до 20° в утепленном помещении до 50 м3. За 15 мин. вскипает чайник. Можно обогревать и палатку. Пламя – высокотемпературное, синего цвета, не выделяет запаха и копоти. Но в болото пока не завозили. Тяжеловата...
Последние годы используем для готовки и обогрева небольшую сварную железную печку. Длина – 32 сантиметра, высота и ширина по 22 сантиметра. Диаметр трубы 8 сантиметров. Толщина листа 1,5 мм. Печка лучше всего для нас подходит. И дров на нее уходит меньше, и готовить удобно, и просушить вещи можно, и обогреться. Ей не страшен ни дождь, ни ветер. Ее же можно установить и внутри палатки, выведя трубу через боковую стенку. Имеется и еще меньшая переносная печка из нержавейки. Ее берем в неизведанные места на разведку. Когда привык к благам печурки, отказываться от них уже не хочется. А в октябре семь погод. Сеет, веет, крутит, мутит, вьет, сверху льет и снизу метет.
Иногда так околеешь, особенно, когда подмокнешь, что единственное желание одолевает – поскорее попасть в бунгало и затопить печку. Запас дровишек укрываем пленкой. Каждый встреченный на пути сучок или коряжинку бережно несем к себе.
ПОСУДА
Посуда у нас на бивуке в основном алюминиевая. Несколько котелков разных размеров, два чайника, несколько кружек. Алюминиевые ложки склепаны с вилками. Привыкли к ним. Эмалированная посуда тоже подходит, но, если отбита эмаль, в этом месте быстро проржавеет. Хороша нержавейка. Но у нее слабое место швы. Если лопнет на котелке или фляге шов, вот и остался без посуды. Помните у А. Ливеровского: охотник, преследуя волка несколько суток, вынужден был кипятить чай в латунной гильзе... Походная посуда у нас герметичная: алюминиевый двухлитровый котелок с навинчиваемой крышкой, скороварка, десантный набор с двумя котелками и фляжкой. Смысл в том, что остатки супа или каши не выбрасываются, а в герметичной посуде оставляются до следующего приема пищи. В. Янковский с товарищами в походах в Корее тоже носили приготовленную заранее пищу в алюминиевых судках. На привале быстро подогрел и покушал. Некогда на охоте в короткий зимний день готовить пищу на костре...
Копчением дичи в лесу не занимаемся. К тому же с угрозой птичьего гриппа (и других болезней животных) надо дичь тщательно проваривать или тушить. При копчении термообработка может оказаться некачественной.
ЗАПАСЫ
Круглогодично во мху у нас лежат крупы. Периодически пополняем запасы. Храним в пластиковых бутылках из-под напитков. Подмоканий не было. Русский человек – хлебный. Кто изучал русскую историю (Киевская Русь, Греков), тот знает, что хоть в древней Руси занимались и рыбалкой, и охотой, но основным занятием было земледелие. Зерно (крупы) – основная пища. «Каша – еда наша», – говорили на Руси. После жиденького супчика или щей быстро захочется есть и много не наработаешь. А каша – калорийная и питательная пища. В болоте крупы подходят лучше всего еще и тем, что их можно запасать впрок. Конечно, если имеется подъезд к полю на машине – овощи всегда имеем. Похлебать щи на свежем воздухе прекрасно. Сахар и соль тоже хранятся в бутылках. Пищу готовит тот, кто к обеденному перерыву окажется на бивуке. Нелепо приставать к товарищу с готовкой, если он сегодня собрался обследовать какой-то дальний угол болота. Ведь он уйдет километров на 10–15. Хорошо бы к вечеру не запозднился. В обед варится суп или каша на два дня и заливаются термоса кипятком. Придя поздним вечером с засидки, чай пьем из термоса. Утром перед охотой тоже пьем чай из термосов. Естественно, тут не до готовки – гусь ждать не будет... Выпивку не берем. Проходы через мочажины сложные и опасные, потеряв контроль над собой, можно влететь в трясину... Чай всегда пьем с клюквой. Витамин С. От простуды. Ведь все время в сырости. Помогает. Редко кто болеет. Вместо хлеба берем сухари. Белые и из ржаного хлеба. Хлеб тяжелый и быстро плесневеет. Знаменитый исследователь Саян Г. Федосеев тоже любил в походе погрызть сухарик. Зимой мне нравится брать с собой замороженные пельмени. Сибирские промысловики тоже всегда заносят пельмени в зимовье. Бывая на промысле у себя на Родине в Западной Сибири, мы всегда их берем.
Когда я хвалю каши, это не значит, что мы их готовим на сливочном или другом привозном масле. С маслом и дома поедим. В лесу и болоте, как правило, сначала жарим-тушим мелко порубленную дичь или потрошки. Используем свежий натуральный жир, например гусиный. Не надо обкрадывать себя. Не надо лениться обрабатывать дичь. Аромат, чудесный вкус и неповторимость такого блюда с лучком и чесночком будут долго вспоминаться... Ну и понятна высокая калорийность таких каш. А калории охотнику ох как нужны. Ходить-то приходится много. А уж по болоту ходьба – сплошные мучения. Кому приходилось выносить 10–12 гусей в рюкзаке, тот это хорошо помнит. А еще и остальное снаряжение, и оружие... После бутербродиков с чаем такая ходьба будет не по силам. «Как полопаешь, так и потопаешь» – говорили раньше. Как-то охотились мы с товарищем по работе на уток на Ладоге. Он просил приобщить его к охоте. Его жена наложила нам в рюкзак несколько видов копченостей... Ночевать уезжали к нему на дачу недалеко от Лаврово.
На третий день мой живот начал урчать недовольный копченостями. Я, смеясь, сказал товарищу об этом. Он искренне удивился. Ведь все так вкусно. Действительно вкусно. Но нельзя же несколько дней подряд есть одни копчености.
Оказалось у него в подвале были любые овощи. Я натушил картошки, и как преобразилось питание с картошкой, огурцами, помидорами, лучком и чесночком. Мы с аппетитом уплетали горячие блюда. Вот когда к месту пришлась и ветчина... Он понятия не имел, как все сготовить. Ему готовила только жена. До сих пор при встречах приятель с удовольствием вспоминает наши ужины и чаепитие. А ведь казалось, он человек бывалый – штурман дальнего плавания...
Комментарии (0)