ЩУЧЬИ ЖЕРЛИЦЫ

Из множества зимних жерлиц, придуманных хитрыми рыболовами, можно выделить три основных типа.

Жерлицы-треноги хороши в начале сезона, когда на голом льду в сильный ветер снасти других типов часто опрокидываются, а присыпанные мокрой ледяной крошкой, сильно вмерзают. Жерлица «подставка-стойка-катушка-пружина» наиболее распространена среди «щукарей». Она практична, компактна и легка. Ее не заносит снегом и в сильные метели. Наиболее простая снасть – «подставка-катушка-пружина». Катушка крепится непосредственно на подставке, без стойки, и работает в горизонтальной плоскости. Главный недостаток снасти в том, что она малозаметна и быстро заметается снегом. Такую жерлицу лучше использовать на первом льду, ну и в случае, когда, уходя на ночлег, не хотелось бы лишнего внимания к снастям людей случайных, не всегда бескорыстных. Если такую жерлицу присыпать снегом, то единственная проблема будет в том, чтобы найти ее самому серым зимним утром…

Подставки жерлиц обычно выпиливают из легких и прочных пластмасс. Фанерные тяжелы, намокают и коробятся.

Можно обойтись и без подставок, вморозив стойки жерлиц у лунок и засыпав их снегом, но, закрытые подставками, лунки промерзают гораздо медленнее и потом лучше очищаются.

Стойки деревянные (к металлическим на морозе пристают руки). Оптимальная их длина – 16–18 см. Неприятно смотреть на частоколы длинных грубых палок, выставляемые некоторыми жерличниками. Иногда сразу и не разберешь: флажок «сыграл» на такой жерлице или палка своей длиной в заблуждение вводит? На короткой же стойке флажок словно загорается. Красивой должна быть ловля, ко всем прочим ее радостям, но это уже дело вкуса, а к практическим достоинствам коротких деревянных стоек можно отнести их небольшой вес и транспортабельность. Скептики скажут, что такие жерлицы быстро занесет снегом… Да, занесет, если их неделями не проверять и не очищать.

Поиски простого и легкого крепления стоек к подставкам привели к тому, что мне пришлось разорить детский конструктор сына. Большинство деталей игрушки было затеряно, но десяток пластмассовых болтов и гаек все же удалось собрать.

Пластмассовые болты, срезав предварительно головки, вклеил в торцы стоек. Для установки жерлиц достаточно вставить в просверленные в подставках отверстия и зафиксировать их гайками. Эти крепления безотказно служат несколько лет.

Катушки изготовляются из прессованного пенопласта, они бывают в продаже. Их можно окрасить наполовину лаком или масляной краской. Это нужно для того, чтобы вовремя подсечь рыбу (после подъема флажка жерличник обычно ждет хода катушки и лишь тогда подсекает, иначе возможен срыв живца и сход рыбы), в глухозимье или при хватке мелкой щуки возможны исключения: хода катушки нет, но леска жерлицы подрагивает – щука мнет живца, и подсечка производится после определенной паузы.

Катушку можно прикрепить к стойке шурупом с шайбой, чуть ниже верхнего торца стойки. Для изготовления сигнализатора поклевки лучше использовать плоскую пружину от воинской фуражки. Из одной такой пружины выходит три сторожка длиной 30 см. Можно использовать пружинную проволоку. Флажок лучше выкроить из ярко-красной ткани типа «болонья» или из обычного сукна.

Жерлицы оснащаются леской 0,5–0,6 мм, более тонкая режет пальцы при подсечке и при вываживании даже не очень крупного хищника. Длина ее может быть в пределах двенадцати метров, но в коряжниках лучше ограничиться 6-8 метрами. Здесь есть вероятность того, что щука может наколоться, не успев заглотать живца. Можно поставить на леску отрезок крепкой резины в качестве амортизатора (там, где леска крепится к катушке), и тогда снасть станет работать на самозасек.

На больших глубинах используется груз «пуля». Где помельче – достаточно «оливки». Леска заканчивается вертлюжком, к которому крепится поводок, свитый из тонкого нихрома. Стальные, в оплетке или без нее, более грубые, а вольфрамовые при деформации так и остаются «горбатыми»… Некоторые жерличники вообще обходятся без поводков, мотивируя это тем, что так бывает больше хваток. Да, возможно, количество хваток увеличится за счет малозаметности лески и ее гибкости, но могу с уверенностью сказать, что снасть без поводка ненадежна. После хватки пусть и мелкой щуки леска может быть повреждена, что не всегда удается заметить. Даже если она не попадет на клыки щуки, то все равно щетка многочисленных и острых зубов хищника нанесет леске микроцарапины, которые затем скажутся при вываживании крупной рыбы. Некоторые авторы советуют во время ловли без поводков постоянно осматривать снасть и, если нужно, заменять леску – хлопотно и не исключает риска потерять хорошую добычу.

Величиной крючков увлекаться не стоит, так как на живцовой ловле возможна и хватка судака, а ему тройник №14 великоват. Достаточно оснастить жерлицы тройниками №8,5 (старой нумерации). Двойники могут быть покрупнее. Исключения возможны в местах скопления крупной щуки. Известно, что есть также участки, где преобладают или так называемые «щипачи», «шнурки», «карандаши», или матерые хищники. Первые обычно предпочитают коряжники, вторые – плесы рядом с большими ямами.

Живца (сорожку или окуня) насаживают под спинной плавник и пускают в 60-80 см ото дна, в коряжнике – в полводы.
Не стоит увлекаться количеством жерлиц. Если правильно выбрано место, то вполне хватит и десятка. Надо просто не полениться и обследовать участок ловли. Свалы в яму, коряжник, затопленные русла рек (их бровки) – излюбленные щучьи засады. Нередко их «тропы» проходят на определенном расстоянии от берегов и островов по ровным глубинам.

Ширина такой «тропы» может ограничиваться всего двумя-четырьмя метрами. Поставь жерлицы правее или левее, и можешь остаться без добычи. Щуку, как и любую другую рыбу, надо искать. И не стоит вклиниваться в уже заставленные жерлицами участки. Во-первых – некрасиво, а во-вторых – чаще бессмысленно, так как в этих местах идет интенсивный вылов щуки и ее становится здесь меньше. А оставшаяся рыба просто не дойдет до ваших жерлиц.

…Спускаемся с сынишкой Димкой с бугра и выходим на лед. Впереди виднеется лес на первом длинном острове. Но до него не менее трех километров. Справа, между островами и Жареным бугром, далеко-далеко, на высоком берегу Козьмодемьянск, а слева – все те же острова и островки, мертвый лес, протоки. Одним словом – лешачьи угодья.

Лунки бурим в узкой протоке. Вот и юркнула мормышка с мотылем под лед. Димка сосредоточенно смотрит на кивок, и сразу же – тук-тук! Поклевка!.. После нескольких таких пустых поклевок выдергивает сын свою первую волжскую рыбу – окуня. Не крупна, правда, добыча, но моих окуньков-живцов больше. И сын явно этим гордится.

Часам к двум удалось нам поставить жерлицы, как-то не надеюсь на них в этом месте, наученный прошлыми годами, и поэтому теряю интерес к ловле. Димка тоже заскучал, не усидел у лунок. Побежал на островок, что чернеет посреди протоки.

Все таращусь на жерлицы, хотя и понимаю, что чудес не бывает… Не бывает?! Подъем! Флажок одной из жерлиц трепещет на тонкой пружинке. И меня подбрасывает, словно пружиной. Никогда, наверное, не хотелось мне поймать щуку так, как в этот раз – сыну показать… Бегу к жерлице сломя голову, как новичок. Издалека вижу медленное движение, вращение катушки. Услышав шум, рыбина пошла и катушка бешено закрутилась. Подбежав к жерлице, подсекаю и выволакиваю на лед с помощью багра щуку килограмм в три. Зову Димку, машу руками. Бежит пацан ко мне, смешно закидывая коротенькие в валенках и синтепоновых штанах ноги.

– Пап, щучка, что ли?! Хорошая какая, оп-па! – что-то бессвязное лепечет сын в восторге. А я горд, как никогда…
После этого удача отвернулась от нас. Впрочем, нам ли печалиться? Ведь и этого не ждал на протоке. Может быть, только в честь Первой Рыбалки маленького человечка и расщедрился местный водяной-чертяка на эту щуку-розовое перо…

Вскоре начинаем собираться домой. Иду снимать жерлицы и вдруг – подъем!.. С этой щукой пришлось повозиться. Зацепилась она где-то в подводных оврагах за коряжину. Потом все же снялась и уперлась уже в лунке. Беру ее багром. На вид в ней больше пяти килограммов. Димка в восторге прыгает вокруг рыбы, чего-то приговаривая, но увидев кровь, смолкает, осторожно гладя щучий бок… Трудно объяснить ему, почему все так устроено, почему азартно это: ловить рыбу, бить дичь?.. Наверное, мы сами, взрослые, не можем объяснить себе многие вещи…

А на водохранилище распогодилось. Выплеснулось на чистый снег вечернее солнышко. Серая оттепельная дымка расползлась, а из-за нее вдруг проглянуло синее-синее, словно вымытое небо в ровных облаках-блинчиках. Такая яркая синева с резко очерченными облаками бывает только при северном ветре. Быть к вечеру морозу, а пока солнечно и тепло на душе…